Поиск

«Ласточка» в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение «уральской» версии с «немецкой».


Продублирую здесь свой пост из своего ЖЖ.

18 — 21 сентября «Ласточка» снова совершила «демонстрационную поездку» по Западно-Сибирской железной дороге.

Электропоезда «Ласточка» (серии ЭС1, ЭС1П, ЭС2Г, ЭС2ГП) — это Siemens Desiro ML, заказанные РЖД и специально доработанные для их условий. Данный электропоезд предназначался в первую очередь для обслуживания Олимпийских игр в Сочи, но и после завершения олимпиады выпуск продолжился. Первые 54 состава были собраны на заводе «Сименса» в немецком Крефельде, затем (с лета 2014 года) производство было перенесено на завод ООО «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Екатеринбург). В настоящее время «Ласточки» выпускаются под постоянный ток (ЭС2Г, ЭС2ГП) и двухсистемные (ЭС1П) и в трёх вариантах исполнения салона — городском, пригородном и межрегиональном (премиум). Последних можно отличить по индексу «П» в названии, в остальном внешних различий между различными вариантами исполнения нет.

Предыдущий раз (15 августа 2014 года) «Ласточку» продемонстрировали на маршруте Барнаул — Новосибирск — Барнаул. Тогда электропоезда (было два состава ЭС1-046 и 047) прокатили не только высокое руководство и специалистов, но и всех желающих. Было много красивых слов, но в итоге дело заглохло…

Мой репортаж о демонстрационной поездке «Ласточки» 15 августа 2014 года.

А вот фото «Ласточки» на Новосибирске-Главном от 15 августа 2014 года. Найдите отличия 🙂

Нынешние «демонстрационные поездки» были проведены, скорее всего, по инициативе ООО «Уральские локомотивы», которые заинтересованы в расширении рынка сбыта. Их задача — продемонстрировать высокие эксплуатационные качества своих электропоездов, показать, что они смогут существенно повысить комфорт, скорость и регулярность поездок между регионами юга Западной Сибири. По этой причине «Ласточка» 18 — 20 сентября совершила поездки по маршрутам Омск — Новосибирск, Барнаул — Новосибирск и Томск — Новосибирск.

Ну а я не смог удержаться, чтобы в очередной раз не оценить «Ласточку» как снаружи, так и изнутри. Тем более, с верхнепышменской модификацией ЭС1П я ещё не был знаком, ибо прошлый раз ездил на немецкой.

Первый раз я застал «Ласточку» на Новосибирске-Главном за несколько минут до отправления в Барнаул, о чём оперативно написал «вконтакте»:

1. Тем же вечером я сфотографировал «Ласточку» на перегоне Сеятель — Бердск.

2. Современная электричка медленно и почти бесшумно прокатилась мимо.

20 сентября пресс-служба ЗСЖД пригласила прокатиться на «Ласточке» от Болотной до Новосибирска-Главного, но у меня не было времени на такое турне, поэтому я решил изучить «Ласточку» по прибытии на конечную станцию.

3. Прибытие «Ласточки» объявили буднично: «Электропоезд №895 Томск-II — Новосибирск пребывает на 1-й путь от здания вокзала». А вот она.

4. Явного фурора не было, встречало только несколько человек, и среди них не было ни одного журналиста.

5. С характерным тонким звенящим звуков из-под моторных вагонов (так до конца не понял, что это звенит — преобразователи или асинхронные ТЭДы) электропоезд плавно останавливается.

6. Прибыла. Выдвинулась лестница (о ней позже).

7. Из вагона вышло всего пара десятков человек: представители «Уральских локомотивов», «Экспресс-Пригорода», ЗСЖД, Минтранса НСО и Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска. Не все попали в кадр.

Ну а мы пошли изучать «Ласточку». Я видел её уже далеко не первый раз, и моё мнение о дизайне не изменилось. В целом я считаю эту электричку несколько страшной и негармоничной, и уж точно дизайн никак не подходит к её названию. Если уж сравнивать с представителями животного мира, то это какая-то гусеница или иная личинка, но никак не птица.

8. Но при этом «Ласточка» безумно красива в деталях. Вот, например, вход в служебный тамбур машиниста.

Вроде бы обычная утилитарная вещь, но как изящно сделано. Причём предусмотрели две ручки — для посадки с насыпи или низкой платформы (внизу) — и для высокой платформы (вверху).

9. Тележка моторного вагона. Пневмоподвеска, обеспечивающая поразительно тихий и плавный ход, весьма изящные гидрогасители, блестящие дисковые тормоза.

10. Обмоторенная колёсная пара крупнее. Чистенько, особенно умиляет плетённый медный проводок заземления.

11. Тележка прицепного вагона. Здесь тормозные диски находятся на оси между колёсами. На моторном так не сделать, потому что между колёсами находятся двигатели. А всего у поезда два моторных (они же головные) вагона и три промежуточных прицепных. То есть обмоторено 2/3 осей.

12. Какие-то сигнальные лампы

13. Переход между вагонами. Сцепка беззазорная (вагоны друг о друга не бьются), переход герметичный (тёплый и непродуваемый). Справедливости ради, года с 12 это и для отечественных электропоездов тоже стандарт.

14. С торца вагона — заводская табличка. Как видим, состав совсем новенький, ему ещё месяца нет.

15. Частотные преобразователи от «Сименса» в моторных вагонах — самая дорогая часть в этой электричке. Они преобразуют ток из контактной сети в трёхфазный, необходимый для работы асинхронных ТЭД. И ещё, как понимаю, именно они издают характерный тонкий звон при разгоне и рекуперативном торможении. Очень похожий звук издают и грузовые электровозы 2ЭС10 «Гранит», на которых также стоят «сименсовские» преобразователи.

16. И рядом с ними — бачок вакуумного туалета. Кстати, я так и не понял он реально такой маленький, или основной бак всё же находится внутри кузова, а это только слив?

17. Зеркал у поезда нет — за посадкой/высадкой следят камеры.

Отличаются ли «уральские» «Ласточки» от «немецких»?
18. Внешних отличий практически нет, кроме табличек,

(справа — «уральская» «Ласточка», слева — «немецкая», чтобы посмотреть — двигайте бегунок)

19. …да другого цвета метельника. У «немецких» «ласточек» он был оранжевый, у «уральских» — красный.

20. Но есть и одно очень существенное отличие — ступеньки:

21. Они стали гораздо более пологими, причём их стало на одну больше: появилась выдвижная ступенька аж почти до платформы. С такой лестницей можно без особого экстрима садиться даже с насыпи!

Для пригородного сообщения такой способ посадки, конечно, уже нельзя считать удобным, но для межрегионального с редкими промежуточными остановками и проводниками (которые в случае чего помогут) — нормально. Мы проверили — подниматься и спускаться можно не используя рук.

22. Ступеньки в транспортном положении. Управляются они с пульта машиниста (в отличие от дверей), и двигаются достаточно медленно (специально время не засёк, но не меньше 10 секунд на выдвижение или убирание уходит).

Ну а теперь самое интересное — салон.

23. Заходим в двери, которые открываются кнопкой.

24. Вагон 05 — первый салон — бизнес-класс. Он небольшой (12 мест), занимает примерно четверть вагона. В нём кожаные кресла, установленные по схеме 2+2 и столики между ними.

Туалет в «бизнесе» также свой отдельный, также между «бизнесом» и остальным салоном — глухая перегородка. Ну «немецких» ЭС1, насколько я помню, перегородка была прозрачной.

25. Вид из салона 2-го класса. на «бизнес». Дверь открыта, но, как понимаю, в эксплуатации её закрывают.

26. Оставшаяся часть салона — это 2-й класс и служебные помещения, примыкающее к кабине машиниста (он них позже).

27. Туалетов в вагоне 05 два: для «бизнеса» и для всех остальных.

28. А весь остальной состав — это 2-й класс. С сиденьями по схеме 2+3.

29.

30. В каждом вагоне по два табло с информацией о температуре в салоне, скорости и остановках, а также по четыре монитора (непонятно зачем, возможно для фильмов и/или рекламы).

И тут меня ждало разочарование. Насколько салон стал хуже в сравнении с «немецкими» «Ласточками»! И даже хуже ЭД4МК, которые активно ходили между городами юга Сибири ещё в 00-е, и которые отменили по административным причинам.
Первое, что сразу бросилось в глаза — все сиденья расположены строго в ряд друг за другом. Даже те, которые у дверей и стен. У «немецких» «Ласточек» крайние сиденья разворачивались спинкой к входной зоне, а между сиденьями ставился столик.

31. Сравните:

32. Вот как сделано в ЭС1П-005 (аналогичного фото из «немецкой» «Ласточки» нет):

Казалось бы, что мешало развернуть сиденья наоборот, чтобы можно ехать компанией, общаясь друг с другом, или чем-нибудь занимаясь за столиком, а вместо этого пассажиру на этих местах остаётся только сидеть и глядеть в окно и на чемоданы.

33. Другой странный момент — в некоторых местах почему-то исчезли багажные полки. Вот куда складывать вещи пассажирам с этих мест?

34. Сами сиденья мне показались стали попроще, хотя тут, чтобы сделать окончательный вердикт, нужно прокатиться. Спинки не откидываются, но регулировка сидений есть, правда совсем чуть-чуть.

35. Вот здесь видно, насколько сиденья можно двигать. Среднее — это минимальное положение, крайние — максимальное.

Правда, это минус неоднозначный. Вспоминаю, как меня бесят откидные сиденья в самолётах, когда впереди сидящий пассажир, если надумает откинуть спинку, неизбежно сильно зажимает личное пространство другого человека. Тут это исключено, может и к лучшему.

36. Из плюсов, появились откидные столики (в немецких их не было) и розетки у каждого сиденья (у «немецких» их было только несколько на салон).

Также добавились два туалета в среднем (03) вагоне. В «немецких» «Ласточках» туалеты были только в головных (01 и 05) вагонах. Это тоже явный плюс, не будет очередей.

37. Да, чуть не забыл. Некоторые окна оснащены форточками. Плюс это или минус, даже не знаю. «Немецкие» «Ласточки» нельзя было эксплуатировать с неработающим кондиционером, а «уральские» теперь, наверное, можно?

38. Инструкция по аварийному выходу. На этот случай помимо уже традиционных молотков есть ещё и верёвочная лестница под сиденьями.

39. Ещё что мне понравилось в «уральской» «ласточке» — это двери между вагонами. Они фиксируются в открытом положении. Очень удобно, в «немецких» на их открытие требовалось приложить немало усилий (там они весьма тугие).

Так, постепенно, мы прошли через весь состав и добрались до противоположного головного вагона 01. Он также 2-го класса, но с местами для инвалидов-колясочников.

40. Самое заметное отличие тут — размер подъёмника для колясок. В «уральской» «Ласточке» он стал гораздо больше и занимает примерно четверть дверного проёма.

Но это ни разу не косяк конструкторов, а, наоборот, их достижение. Дело в том, что в «немецких» составах подъёмник не работает с низкими платформами, а только с высокими. Тут же он может опускаться на любую высоту. Правда, по времени эта операция занимает минут пять, поэтому лично я сомневаюсь, что он будет использоваться. Как показывает практика, закинуть инвалида-колясочника вручную с помощью пары добровольцев-пассажиров, можно секунд за двадцать.

41. Вообще, надо отметить, что у оригинальных Desiro ML (которые заказывают перевозчики из Германии, Бельгии и Австрии) проблема посадки/высадки с низких платформ решена путём создания низкопольного «корыта» в центре кузова (фото с сайта производителя):

У нас же пока все электропоезда по умолчанию заказываются только для высоких платформ, а выход на низкие делается как вспомогательный. Как сказал представитель «Уральских локомотивов», они рассматривают возможность создания электропоезда с низким полом, проблема прежде всего в отсутствии заказа.

Ещё немного фотографий.

42. Служебное помещение, расположенное в головных вагонах за кабинами машиниста.

43. В нём имеется мини-кухня с мойкой, холодильником, микроволновкой и пр. агрегатами.

44. Место машиниста. Оно нам уже знакомо по передвижному выставочно-лекционному комплексу ОАО «РЖД». Дети тогда даже управляли «Ласточкой» на макете.

45. Место помощника.

46. Вскоре объявили, что электропоезд сейчас пойдёт в депо и мы вышли. Немного фото на вокзале.

47.

48. Когда поезд тронулся, из-под головного вагона (как раз в районе бака туалета) внезапно выплеснулась вода. Что это было?

49. Прощальное фото.


На следующий день ЭС1П-005 уехала в Екатеринбург, а затем в Питер, где и будет работать. Будут ли в Западной Сибири «Ласточки» — пока не ясно. Пока ведутся переговоры с властями регионов, ведь их эксплуатацию будут финансировать местные бюджеты. Мой прогноз — запустят к Молодёжному чемпионату мира по хоккею, который состоится в Новосибирске и Омске в 2023 году. Как раз чтобы болельщиков возить.
Иногда возникают идеи использовать «Ласточки» для «городской электрички» в Новосибирске, но на мой взгляд это очень плохая идея. Для городского как и пригородног транспорта однозначно нужен подвижной состав с низким полом. ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий