Поиск

Истребитель-бомбардировщик Су-17М (Глубокое)


На южном въезде в белорусский город Глубокое (Глыбокае) Витебской области установлен самолёт Су-17.
Рядом расположена бесплатная парковка на обочине.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — отличное.
Дата съёмки — 03 июня 2018 года.

01.


02. Табличка на постаменте.
Авиаконструктору Павлу Сухому.
От земляков. Комплекс банка. Барановичского авиаремонтного завода.



03. Павел Осипович Сухой родился в Глубоком 10 (22) июля 1895 года.
В память о нём в этом небольшом городе установлено три самолёта Су.
Этот Су-17М, Су-24М на берегу озера Кагальное у местной школы и Су-27 в парке с другой стороны того же озера.
Су-27 я покажу позже, а двадцатьчетвёрку мы пропустили (её поставили незадолго до нашего приезда, так же как и витебский).


04. Су-17 (изделие «С32», по кодификации НАТО: Fitter — монтажник) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.
Первый советский самолёт с крылом изменяемой стреловидности.
Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся и применяется в ряде вооружённых конфликтов.


05. Самолёт разрабатывался, как развитие истребителя Су-7, треугольное крыло которого было заменено новым типом — крылом изменяемой стреловидности.
Испытания показали, что концепция поворотного крыла успешна и её начали активно использовать в советском авиастроении.
Такой тип крыла, кроме Су-17, получили самолёты МиГ-23, МиГ-27, Ту-22М, Ту-160 и Су-24.
Первый полёт Су-17 был 2 августа 1966 года.


06. Многочисленные изменения конструкции и оборудования машины, по сравнению с Су-7, привели к увеличению массы самолёта.
Поэтому, в 1970 году было принято решение заменить двигатель АЛ-7Ф1-250 на новый АЛ-21Ф, более мощный и лёгкий, незадолго до этого разработанный для Су-24.
Установка более компактного двигателя позволила ещё раз существенно перекомпоновать Су-17, установив новое БРЭО и дополнительные топливные баки.
С двух с половиной до четырёх тонн увеличилась максимальная масса нагрузки на узлах внешней подвески, число которых увеличилось с шести до восьми.


07. Максимальная скорость самолёта у земли — 1350 км/ч, а на высоте — 2.1 Маха.
Цельноповоротный стабилизатор — одна из характерных особенностей сверхзвуковых самолётов.


08. В посадочном положении подвижная часть крыла устанавливалась под углом 30°, максимальная стреловидность для полётов на высокой скорости — 63°.


09. На неподвижной части крыла навешен сдвижной закрылок, а на поворотной — предкрылок, поворотный закрылок и элерон.


10. На самолёте могло устанавливаться до восьми балочных держателей подвесного вооружения.
По две штуки на левой и правой неподвижных частях крыла и ещё четыре под фюзеляжем.
При этом подфюзеляжные бомбодержатели допускали половинный вариант установки, как на этом экземпляре Су-17М.
В таком случае они монтировались ко второй и третье парам узлов крепления.
Первые пары узлов крепления хорошо видны на этом снимке (маленькие отверстия ближе к носу самолёта от установленных БД).
На крыльях блоки неуправляемых авиационных ракет.
Ближе к фюзеляжу — блок УБ-16-57УМ для 16 НАР С-5.
Дальше от фюзеляжа — блок Б-8М1 для 20 НАР С-8.


11. Неуправляемые авиационные ракеты предназначены для нанесения массированных ударов по живой силе, технике, зданиям и сооружениям.
Одновременный выпуск большого числа НАР, расположенных в едином пусковом многоствольном блоке позволяет создать высокую плотность огня и существенно повысить вероятность поражения цели.
НАР С-8 (калибр 80 мм) — это улучшенная и увеличенная версия С-5 (калибр 57 мм).
Увеличили калибр, скорость дальность и точность.


12. По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5.
Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их.
Преимущества С-8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАР, которые постепенно вытесняют С-5.


13. Балочный держатель поближе.
Левая основная стойка шасси.
Интересная форма внутренних рёбер жёсткости у крыла в нише шасси.


14. Правая стойка шасси.


15. Памятник зафиксирован только за колёса основных стоек и маленький незаметный «хвостик» в районе стабилизатора.
В сочетании с формой постамента, создаётся впечатление, что самолёт прямо сейчас взлетит.


16. Колёса основных стоек оборудованы тормозами (поворотная носовая — нет).
Размер покрышки 880х230. Модель 31А.


17. Носовая стойка.
Размер колеса 660х200. Модель 11А.
Производитель покрышки, судя по логотипу в виде лося в шине, Барнаульский шинный завод.

Координаты:
55° 7’10.08″С
27°40’19.34″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий