Поиск

«Рэмбо: Последняя кровь»: сценарий vs фильм


Пару дней назад на экраны вышел х/ф «Рэмбо: Последняя кровь», позиционировавшийся как последняя часть похождений ветерана вьетнамской войны, любителя ножей, луков и заслуженного мастера стрельбы из крупнокалиберного пулемета по большим скоплениям людей. В прошлом году я обозревал его сценарий за авторством Мэттью Сирюльника. Его  работа мне скорее понравилась, хоть и с рядом оговорок. Получившийся фильм — нет.

Как я уже неоднократно повторял, за исключением первого фильма «Рэмбо» это совсем не та франшиза, от которой ждешь каких-то особых художественных изысков. Для фильмов подобного плана важны другие факторы, вроде уровня постановки экшн-сцен, харизматичности злодеев, толкового монтажа и умения режиссера правильно подавать моменты жестокости и насилия. В этом плане хорошим примером был «Рэмбо 4». Лента не претендовал на высокие идеалы, зато была очень динамичной, не провисала и содержала ряд разнообразных экшн-сцен — от скрытного проникновения во вражеский лагерь до классического пулемет-раша.

К сожалению, всего этого не скажешь о пятой части. На мой взгляд, режиссура «Последней крови» не может похвастаться ничем примечательным от слова вообще. Наверно, мне проще перечислить, что в фильме понравилось — а понравилась мне лишь местами все еще местами проскакивающая харизма Сталлоне. Не понравилось же практически все остальное — на удивление скудное количество экшна, вымученная драма, местами весьма дешевая картинка и, конечно же, очень сумбурный монтаж. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Причины многих проблемы картины становятся еще более очевидны, если сравнить ее с изначальным скриптом.

В открывающей сцене фильма нам показывают, как Рэмбо пытается спасти заблудившихся туристов во время шторма. Самое забавное заключается в том, что данного эпизода не было в сценарии Сирюльника. Он перекочевал в фильм из отвергнутого сценария «Рэмбо 4» за авторством Дэна Гордона, написанного еще в середине нулевых (это та версия, в которой главным злодеем был экс-шериф Тисл из оригинала). Наверно это забавное ощущение, когда  спустя сцена из твоей нереализованной работы 15-летней давности вдруг попадает на большой экран.

Сценарий же Сирюльника начинался с эпизода похищения сестры журналистки Кармен, который знакомил нас с ее героиней и задавал тон всем дальнейшим событиям. Последующие 20 страниц были посвящены исключительно Рэмбо и его не очень удачным попыткам адаптироваться к мирной жизни. Нам показывали несколько кошмаров героя, в которых его ранчо становилось ареной военных действий, а также моменты его срывов. Например, в одном эпизоде Рэмбо чуть не убивал молодую компанию, задиравшую его в баре. Также, в сценарии делался акцент на том, что Рэмбо усиленно пытается заглушить свои душевные муки при помощи алкоголя.

В фильме же все по-другому. Рэмбо хоть и не стал душой компании, но как мы видим, вполне неплохо приспособился к мирной жизни и теперь даже улыбается. Понятное дело, что все это дело вкуса, но лично мне больше по душе подход из сценария, где война так до конца и не отпустила нашего героя.

Другое важное отличие — Габриэлла. В сценарии у нее имелась лишь одна совместная сцена с Рэмбо, а ее похищение вовсе оставалось за кадром. И пропадала она не во время визита к подонку-отцу, а во время обычного отдыха с друзьями. В фильме все подается иначе. У Рэмбо и Габриэллы много совместных сцен и вообще, нам раз пять прямо говорят, что она для него как родная дочь. В теории, это правильное дополнение — достаточно сложно сопереживать героине, которую мы до этого лишь раз видели на экране. На практике же, увы, все получилось совсем не так здорово. При том, что экранное время Габриэллы заметно увеличилось, и у нее даже появился подсюжет с отцом, я не могу сказать, что это хоть как-то помогло мне проникнуться ее персонажем. Уж не знаю, в чем тут дело — посредственной режиссуре, актерской игре или и тому и другому вместе взятому.

Как и в фильме, Рэмбо отправлялся спасать Габриэллу, но все заканчивалось фиаско. Однако, в деталях этот эпизод очень серьезно отличался от того, что нам показали на большом экране. В фильме герой не оказывает никакого сопротивления, после чего его избивают до полусмерти. В сценарии же Рэмбо пробивался через толпу бандитов и успевал отправить многих из них на тот свет, а других — покалечить. Но его силы были не бесконечны.

Понимая, что проиграл свой последний бой, избитый герой просил главного злодея убить его. Но он намеренно оставлял Рэмбо в живых, чтобы тот жил с осознанием последствий своей неудачи. После чего, простите за подробности, справлял на героя нужду и уходил. Также в фильме значительно приглушили насилие в отношении Габриэллы — в сценарии присутствовала сцена группового изнасилования, а также казнь одной из девушек в назидание остальным.

Еще более разительные отличия начинаются во второй половине картиныы. Ну, то есть как, различия. Промежуток между 50-й и 85-й страницей сценария попросту не попал в фильм. Я не знаю, были ли сняты эти сцены, или же Сталлоне сразу их выкинул, чтобы сэкономить бюджет — но факт остается фактом: фильм лишился трети изначального материала. Причем, самой зрелищной трети. И это очень сильно чувствуется во время просмотра.

После избиения, Рэмбо спасала журналистка Кармен — та, с которой мы знакомились в открывающей сцене. Когда герой восстанавливался (в отличие от фильма, на это требовался месяц, а не четыре дня), она решала помочь и выдавала информацию об американце, отвечающем за финансовые операции картеля.  Далее, герои совершали налет на его виллу (в оригинальном сценарии раньше Кармен служила в армии и выступала в качестве полноценной напарницы Рэмбо). Перебив всю охрану, Рэмбо выпытывал у него информацию о местонахождении Габриэллы. Оказалось, что картель ее продал и через несколько часов она, вместе с партией других секс-рабынь, будет погружена на подлодку картеля и переправлена в Азию.

Далее, следовала самая зрелищная экшн-сцена скрипта. Рэмбо направлял угнанный вертолет на док (разумеется, предварительно спрыгнув в воду), убивая многих бандитов. Разобравшись с остатками охраны, герой проникал внутрь подводной лодки. Ему удавалось спасти Габриэллу, но это оказывалась пиррова победа — все остальные девушки на борту погибали. А вскоре от ран, полученных во время истязаний, умирала и сама Габриэлла.

После этого Рэмбо окончательно слетал с катушек и начинал методично разрушать организацию картеля. В конце концов, он убивал брата главного злодея и вырезал его сердце, оставлял своеобразное «приглашение» к себе домой. Все это вело к финальной разборке, в которой сборная команда мексиканских бандитов и американских наемников штурмовала ранчо Рэмбо. К слову, на бумаге финальная экшн-сцена смотрелась намного куаде впечатляюще, чем то что показали в фильме, поскольку большая часть действия происходила не в подземных катакомбах, а наверху.

Разумеется, Рэмбо убивал всех плохих парней, но при этом получал множество серьезных ранений. Как говорится, из последних сил, герой сдобирался до кресла-качалки на веранде у дома. В финале нам показывали, как его рука спадала с подлокотника. Это недвусмысленно намекало на то, что Джон по всей видимости скончался от ран. Дело в том, что до этого в сценарии озвучивалось, что именно в этом кресле умер отец Рэмбо. Наш герой отвечал, что на его взгляд это вполне неплохая смерть. Таким образом, финальный кадр ставил логическую точку в его истории.

Как несложно заметить, почти все, что описано выше, не попало в фильм. Теперь после спасения Рэмбо просто заходит в бордель с молотком и за одну минуту освобождает Габриэллу. Не так то и сложно это было, да? Убийство брата злодея также фактически остается за кадром, ну а про несуществующую войну Рэмбо с картелем я вообще молчу. Плюс, после всех этих вырезаниий персонаж журналистки стал фактически бесполезным для сюжета.

В результате, в фильме большой злой босс вдруг лично решает совершить налет на ранчо Рэмбо и уже в последующем кадре он вдруг оказывается в США с кучей вооруженных людей. В скрипте по крайней мере была сцена, где он пробивал биографию Рэмбо, осознавал с кем связался, после чего начинал собирать штурмовую команда. Далее, весь экшн происходит под землей, и снят в однотипной манере «очередной безмозглый NPC попадает в ловушку и умирает». Что особенно забавно, количество людей приехали на ранчо явно меньше того количества, которое Рэмбо убивает под землей. Видимо во время досъемок создателям пришлось добавить пушечного мяса, чтобы хоть как-то растянуть экшн. Ну, и конечно же, из фильма вырезали упоминание про смерть отца Рэмбо, из-за чего финал напрочь лишились изначального смысла. Зато в кино добавили войсовер Сталлоне, по сути, обещающий еще вернуться. Не иначе, как в «Рэмбо 6: в этот раз уж точно последняя кровь».

Также отмечу, что из фильма напрочь исчезли еще два достаточно интересных момента. Во-первых, как я уже говорил, в самом начале сценария нам показывали кошмары героя, в которых его ранчо становилось полем боевых действий. В финале же увиденное им в буквальном смысле становилась явью, что на мой взгляд  было достаточно символично. Другой момент заключается в том, что из-за действий героя, в сценарии погибало очень большое количество невиновных людей. Тут как и девушки на подлодке, так и полиция соседнего городка и члены их семей, убитые наемниками, чтобы не помещать штурму ранчо Рэмбо. Не уверен, насколько это было осознанным ходом со стороны автора, но я все же склонен воспринимать это как своего рода скрытую сатиру по отношению к штампу «герой-одиночка убивает злодеев и после этого все живут долго и счастливо».

Что же случилось? Вообще, у меня сложилось такое подозрение, что в какой-то момент Слай решил, что сценарий выставляет Рэмбо не в не слишком героическом свете и решил это как-то исправить. В результате, появился опенинг со спасением туристов, а все невиновные, погибшие в результате действий героя, исчезли. Как и его неспособность адаптироваться к мирной жизни, алкоголизм, а также срывы. Что касается вырезанной трети фильма с основным экшном, то тут пока остается только строить догадки. Скорее всего, все дело в бюджете. Хотя стоит отметить, что в сети писали про пересъемки фильма — возможно, что-то из отснятого материала стало их жертвой.

В любом случае, исчезновение такого огромного пласта нанесло непоправимый ущерб общей структуре сюжета. По всей видимости, образовавшуюся дыру попытались заткнуть совместными сценами между Габриэллой и Рэмбо и всяческими филлерами, вроде подземной экскурсии подростков. Вот только получилось как-то не очень. В результате, при весьма скромном итоговом хронометраже, в фильме про Рэмбо по сути есть лишь одна полноценная экшн-сцена. Ну и вишенка на торте — это изменение финала и добавление закадрового голоса, подходящего скорее супергеройскому мылу. Приплюсуем к этому слабую режиссуру — и в результате получим очередной пример того, как неидеальный сценарий, имевший потенциал для последующего улучшения, превратился не пойми во что. Впрочем, для франшизы это не в новинку. Вспомните хотя бы историю второй части и ее оригинального скрипта за авторством Джеймса Кэмерона.

Самое грустное во всей этой истории заключается в том, что пятая часть, по сути, перечеркнула весь посыл финала предыдущего фильма, на мой взгляд, поставившего неплохую точку в саге о Рэмбо. Но есть и кое что ироничное. Если фильм по итогу провалится (а с таким качеством это вполне вероятно), он может действительно стать последним в серии — хотя во время просмотра становится очевидно, что в процессе съемок Сталлоне явно передумал завершать историю ветерана Вьетнами. Так что кто знает, возможно «Последняя кровь» еще оправдает свое название.


kiri2ll.livejournal.com

Добавить комментарий