Поиск

Паровозом на Осташков!


Многие, наверно, знают, но на всякий случай повторюсь!
Начиная с октября прошлого года относительно недалеко от Петербурга можно прокатиться в поезде, который ведёт паровоз! И не просто прокатиться, а сделать это в вагоне зеленого окраса, который применялся на железных дорогах нашей страны до первых годов 21-го века!
Ходит паровоз по маршруту Бологое – Осташков каждую субботу, в составе пригородного поезда Бологое – Осташков – Великие Луки.
Итак, отправляемся в поездку!

01. Паровоз с поездом на мосту через озеро Селигер, г. Осташков

02. Начинается поездка на станции Бологое-Московское, куда запросто можно добраться как из Петербурга, так и из Москвы!
Ведёт исторический поезд паровоз «Лебедянка». Такие выпускались на Коломенском заводе (и не только на нём) с 1945 по 1955 годы. Бывает, на линию захаживают паровозы и других типов.

03. На этой же станции осуществляется своеобразная связь времён – можно увидеть старинный паровоз рядом с современным высокоскоростным электропоездом!

04. Прошлый снимок был сделан летом, а этот – зимой. Паровоз ходит в составе пригородного поезда по субботам круглогодично!

05. Вблизи – пар от нашего паровоза, а вдали – паровоз памятник!

06. А вот и зелёный цвет одного из вагонов ретропоезда! Во времена, когда РЖД чтит корпоративный стиль и корпоративный серо-красный окрас, добиться такого цвета у вагонов было весьма непросто! На боковине вагона установлена также маршрутная табличка – сейчас они в таком виде уже не применяются.

07. Давайте теперь посмотрим, куда мы поедем! От станции Бологое поезд отправится на юго-запад в сторону Осташкова (красная линия на карте). Дорога, по которой мы поедем, называется Бологое-Полоцкой. Также эта линия является заповедной железной дорогой – на ней наиболее полно сохранилась железнодорожная атмосфера и инфраструктура столетней давности!

08. Типичный сидячий вагон. Такие ходят и сейчас в дальнем и местном сообщении. Но с каждым годом подобных вагонов становится все меньше. Обивка сидений в таких вагонах чаще всего коричневого цвета.

09. Я отправился в Осташков не на обычном пригородном поезде, а на «заказном». Рейс был организован пресс-службами Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги совместно с Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией. Поэтому, помимо ретропоездки, мне удалось прокатиться и в весьма любимом для меня виде подвижного состава – дизельэлектропоезде ДТ1-011. Данный состав примечателен тем, что он служебный и в линейной эксплуатации не встречается. В этом поезде заинтересованных лиц доставили в Бологое из Петербурга.

10. Отправляемся из Бологое-Московского и в окне сразу показывается старинное сооружение Петербурго-Московской железной дороги – первой протяженной двухпутной магистрали в нашей стране.

11. А вот и станция Бологое- Полоцкое. Здесь, по праву Заповедная магистраль и начинается!

12. Первый участок магистрали – до станции Куженкино – выглядит не до конца аутентично по причине наличия железобетонных столбов линии связи а также железобетонных шпал в рельсовом полотне…

13. Но всё равно паровоз – это красиво и захватывает дух! Его звуки, визуальные эффекты, особенности движения с отсечкой…

14. А вот и первая станция на нашем пути – Куженкино. Станция построена в начале ХХ века (при строительстве дороги) и представляет собой наиболее полно сохранившийся комплекс построек на Бологое-Полоцкой Железной Дороге (далее – БПЖД).

15. Стоянка у пригородного субботнего поезда здесь 30 минут, наш же поезд стоит целый час.
Вот так, например, эта же станция выглядит зимой!

16. Во время стоянки специально-обученный экскурсовод проводит экскурсию по станционным постройкам.
Мы находимся в зале ожидания, смотрим на кассу, сидя на исторической деревянной лавке…

17. А это помещение дежурного по станции. В кадре пульт полуавтоматической блокировки а также другие исторические принадлежности.

18. Так вот ажурно выглядит вход в помещение начальника станции с улицы!

19. Керосиновый погреб для хранения керосина, ламп, фонарей и их заправки. Посмотрев на эти сооружения во время экскурсии, невольно начинаешь замечать подобные им и на других станциях!

20. Багажное отделение. Раньше багаж брать с собой в вагон было не принято – там просто не было предусмотрено мест для этого. Поэтому в состав поезда включался багажный вагон, и на каждой более-менее крупной станции устраивались багажные отделения, обязательными атрибутами которых были места для хранения багажа, весы, тележки для перевозки скарба пассажиров. Интересно отметит тот факт, что, к примеру, на железных дорогах Финляндии я встречал багажные вагоны в составе скорых поездов еще несколько лет назад. Пассажиры сдавали багаж в этот вагон сами, за приёмку вещей отвечал кондуктор.

21. Во время стоянки по Куженкино нас обгоняет графиковый пригородный поезд. Под тепловозом он, понятное дело, едет быстрее, чем под паровозом.

22. Если в обычные дни поезд отправляется со станции Бологое в 9:40 и прибывает в Осташков в 12:30, то по субботам поезд с паровозом стартует из Бологого в 9:25, а в Осташкове оказывается в 13:07 при этом имеется стоянка в Куженкино в 10:08 – 10:38.

23. Пока в Куженкино проводится экскурсия, паровоз заправляют водой из гидроколонки.

24. Но а мы, тем временем, отправляемся в дальнейший путь! Прокатиться по этой линии стоит как минимум из-за удивительных пейзажей за окном!

25. Так как у нас поезда специальная, то поезд делает нетипичные остановки в интересных местах. Это, например, мост через реку Шлина. Особо увлекающимся людям будет интересно приехать сюда на автомобиле и наблюдать за проходом поезда!

26. А вот и команда Московско-Петербуржских фото- и видеорепортеров!

27. Типичный неохраняемый переезд со светофорной сигнализацией.

28. За станцией Куженкино БПЖД становится уже более аутентично – путь здесь уложен уже на деревянных шпалах. На всем протяжении дороги наблюдается и насыпь под второй путь…

29. Следующая остановка – станция Баталино!

30. Ретро-паровоз, Ретро-вокзал… И ничего лишнего в кадре! 😊

31. Немного из истории Бологое-Полоцкой.
Строительство этой железной дороги началось в 1902-м году. Дорога должна была пройти от Российской станции Бологое, через город Полоцк до станции Седлец (Польша). Строилась дорога на средства Французов, с которыми Россия вступила в коалицию против Германии.

32. Спустя пят лет, в 1907 году, по дороге уже осуществлялось регулярное движение! Дорога была оборудована, на тот период, по последнему слову техники. Линия была построена однопутной с земляным полотном и искусственными сооружениями под два пути. Второй путь построен так и не был.

33. Мост через реку Сорога.
Следует отметить, что паровозы продержались в движении на БПЖД достаточно долго – до 80-х годов ХХ века!

34. Мы, тем временем, прибываем к конечному пункту нашей поездки – в город Осташков.

35. Здесь находится интересный инфраструктурный объект – мост через озеро (!) Селигер. Нечасто, наверно встречаются мосты через озёра. Мост при этом достаточно короткий.

36. А это поезд с паровозом в Осташкове. Правда не летом, а зимой.

37. Вокзал Осташкова – достаточно большой и пустынный. От железной дороги в город через него не выйти – вход в вокзал действует только один, со стороны путей.

38. Перед отправлением в обратный путь паровоз вновь следует к гидроколонке

39. Поэтому, в Осташкове имеется замечательная возможность осмотреть паровоз со всех сторон, насладившись вблизи разными его агрегатами и механизмами

40. А это два зелёных вагона поезда на станции Осташков. Аж глаз радуется от такого цвета подвижного состава!

41. Интересное соседство тепловоза ТЭП70БС и тягача в Осташкове!

42. Обратный путь из Осташкова в Бологое проходит чуть быстрее – остановок в пути следования у нас меньше.
Немного о стоимости такой поездки: стандартный билет на пригородный поезд из Осташкова в Бологое (или обратно) обходится в 295 рублей в одну сторону на одного человека. Рекомендуется покупать билет в пригородной кассе на станции Бологое, где помимо современного билета на этот поезд выдается и сувенирный билет исторического вида

43. Неспешно едем, любуемся пейзажами за окном… Вот, например, водонапорная башня!

44. Деревянный вокзал на станции Фирово

45. Теперь подумаем как лучше всего добраться до Бологое и обкатать этот поезд!

Самый быстрый, но не самый дешевый способ добраться до Бологого – это воспользоваться высокоскоростным электропоездом «Сапсан».
Расписание тогда будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1 (суббота)
Петербург – Бологое:       6:50 – 8:47
Бологое – Осташков:        9:25 – 13:07
Осташков – Бологое:        15:07 – 18:21
Бологое – Петербург:       18:40 – 22:12 (Ласточка) или 19:27 – 21:27 (Сапсан)
Расписание поездов указано примерное, без учета краткосрочных изменений. На «Сапсан» билет удобно, к примеру, купить по программе «РЖД-Бонус». Стоить он будет 4000 баллов и 0 рублей во второй класс.

Добраться до Бологого и обратно можно также ночными поездами. Это будет чуть бюджетнее. Например есть поезд из Петербурга в 1:15 и прибытием в Бологое в 6:36 утра. Обратно из Бологого тоже есть ночные поезда на Петербург, но, на мой взгляд, они не особо удобные.

Вариант 2 (суббота – утро понедельника)
Добираемся из Петербурга до Бологое, из Бологое до Осташкова.
Далее осматриваем Осташков, его окрестности и ночуем в гостинице.
На следующий день можно осмотреть уже из окна обычного пригородного поезда другой участок БПЖД:
Осташков – Великие Луки:       14:20 – 19:36
Великие Луки – Петербург:      20:13 – 6:12 (поезд 677).
Но по субботам поезд из Великих Лук на Петербург не ходит, будьте внимательны! Вариант действует только при условии ночевки в Осташкове.
Можно в воскресенье вернутся и из Осташкова в Бологое (14:20 – 17:05).

Вариант 3 (вечер пятницы – суббота)
В пятницу вечером отправляемся из Петербурга в Великие Луки: 22:34 – 7:32, поезд 677. В субботу утром оказываемся в Великих Луках
Далее пригородный поезд Великие Луки – Осташков: 8:10 – 13:37
Затем поезд с паровозом, Осташков – Бологое, 15:07 – 18:21. Далее до Петербурга каким-либо способом, приведенным выше.
Минус варианта – у поезда с паровозом из Осташкова в Бологое не будет длительной остановки на станции Куженкино – комплекс станционных зданий осмотреть не удастся.

Несомненно, существуют и другие варианты организации подобной поездки, особенно при наличии автомобиля.
Еще раз повторюсь, что графики движения поездов указаны без оперативных изменений. Уточняйте расписание перед поездкой!

46. Пейзажи Бологое-Полоцкой интересны в любое время! Вскоре, например, деревья окрасятся в разнообразные цвета и за окном будет не только зелень!

47. Бологое. Поездка заканчивается…

Я отправляюсь в Санкт-Петербург, ну а Вам советую прокатиться на этом поезде с паровозом!
—————————
Выражаю огромную благодарность пресс-службе Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги и лично пресс-секретарю Дмитрию Графову!
—————————

Благодарю за внимание!

krisha0703.livejournal.com

Добавить комментарий