Поиск

Поsлеdnие SHаrы / The Last Czars (2019)


Есть на Западе такая традиция — каждые лет 40 снимать кино про трагедию царской семьи. В 1930-е это были многочисленные исторические фильмы с именитыми актерами о Распутине и о царях. В 1970-е — американская целлулоидная клюква "Николай и Александра" и британский сериал "Падение орлов". Ну, а теперь уже пришла пора новых бракоделов. Несколько месяцев назад канал Нетфликс решил нас осчастливить художественно-документальным сериалом The Last Czars / Последние цари о истории семьи Николая II, которую как будто и так не знают. Сериал вызвал большой бугурт прежде всего диким ляпом вида Москвы с Мавзолеем в 1905 году — отписаться посчитал своим долгом чуть ли не каждый серьезный сайт. К сожалению, конкретно о деле писали немногие, большинство же зрителей давили на эмоции и возмущались, что там много секса, псевдоистории и вообще святой царь показан неправильно. Все это меня заинтересовало, но руки до хотя бы приблизительного знакомства с сериалом дошли только сейчас. Ну и что же я увидел?

Большую часть сериала нам пытаются задвигать неумелый детектив в духе "Григорий Р." с Первого канала. Некто Пьер Жильяр, бывший воспитатель Романовых, пытается в Берлине 1920-х разобраться в личности знаменитый лже-принцессы Анастасии. Эти вступительные-заключительные эпизоды с их участием повторяются все серии. Как интригующе, правда? Конечно, нет, это нудно, скучно и ненужно — основной сюжет этого вообще никак не касается.

В основном весь сериал с помощью "художественной реконструкции" рассказывает именно что о жизни Николая II. Вот тут он на панихиде своего папашки. Дядя Сергей Александрович морщит нос, когда видит смердящее тело покойного. Кстати, что у Николашки с наградами?

Дядя Сережа вообще злой гений по версии этого сериала. Лично спровоцировал Ходынку, отказавшись давать казаков, заставил Николашу сказануть резкую речь перед земскими делагациями о ".бессмысленных мечтаниях" — короче, сволочь, подонок и демон во плоти. Особенно доставляет, что после речи Николашки свита начинает… аплодировать. Что нормально, так как сериал снимался англосаксами, а точнее, британской кинокомпанией Nutopia, тут все говорят со всеми возможными акцентами английского и регулярно допускают современные англицизмы. Каляев, например, перед казнью орет: "Фак зе тсар!!!". Вы до сих пор недовольны тем, что в "Номере 44" актеры изображали русский акцент?

Кстати, у Каляева еще дома в убитой стереотипной каморке, где даже Родион Раскольников постенялся бы жить, над кроватью висит красный флаг. Это, как известно, неистребимая привычка русских революционеров.

А вот собственно неожиданно аутентичная и масштабная Ходынка, которая выглядит ничем не хуже, чем в "Матильде" за 27 миллионов. Правда, ее почему-то охраняют странные солдаты с отзеркаленными петлицами и почему-то берданками.

Их тут вообще очень много. Привыкайте. По-моему, у них кроме берданок еще и подсумки времен Великой Отечественной — но я не всматривался.

Кстати, вы знали, что на Ходынке раздавали консервы? Нет? Серьезно? Ни хрена вы в истории не понимаете, неучи.

Что мне понравилось, ни один актер не похож на своего исторического персонажа. Разве что немного — благодаря гриму.

О, традиционный ин Раша караул где надо и где не надо. Тут авторы все-таки где-то надыбали правильную военную форму, пусть она весь сериал выглядит как музейные экспонаты или подарок реконструкторов.

А еще ин тсар Раша пишут то по-русски, то вдруг по-английски, то одновременно и по-русски и по-английски. Кто там был недоволен "17 мгновениями весны", что там немецкие надписи превращались в русские?

Кстати, с Распутиным авторы перегнули — компрометирующие письма царицы к нему явно подложные и появились уже после 1917 г., а никак не в 1905 г. — тогда Распутина при царском дворе и близко не было.

Ну, незнание разницы в отдаче чести у западников не выбить ничем, это точно.

Развал на фронте показан с помощью… мексиканской ничьей. Тоже неплохо.

Большевиков хотя и пинали, но относительно не сильно. Я могу отметить из наиболее нелепого разве что эпизод с совершенно бессмысленным обыском семьи Романовых в особняке Ипатьева, во время которого они орали, бросались вещами и угрожали оружием всем и каждому.

О, те же самые подсумки — лепота!

Как ни странно, Юровский изображен чуть ли не благожелательно. Он, оказывается, был санитаром на фронте (на самом деле фельдшером госпиталя) и якобы именно там проникся революционными настроениями (на самом деле куда раньше). Поэтому он на протяжении сериала ведет себя жестко, но идейно. Забавно, что он единственный, кто стреляет в царя и его семью уверенно и хладнокровно. Сцена расстрела вообще какой-то черный сюр. Юровский зачитывает постановление о расстреле и стреляет из маузера в царя аж 5 раз. Царь очень долго стоит в слоу-мо и лишь потом медленно падает (странно, что предсмертную речь не толкнул). И лишь потом Юровский орет на остальных, и товарищи в спешке достают пистолеты и начинают шмалять абы куда.

Твое лицо, когда тебя расстреляли.

Ну, и конечно, самое роскошное.

Кто там у нас делал жабу на это? Уворую невозбранно.

Да, фейл был эпичный. Но вы посмотрите на другие футажи, которые явно качали из интернета! Например, на современный Петербург с соборной мечетью времен начала ХХ века.

А знаете, как в этой вселенной выглядит Урал? Как армянские горы с видом на Арарат и монастырь Хор Вирап.

Ну, а Екатеринбург это вообще…

А это конокрад Распутин на фоне типичных сибирских пейзажей и изб в России. Выглядит как дешевый вестерн.

Вот чего у сериала не отнять — так это раскрытие темы половой ебли. Пример "Игры престолов" оказался заразителен — тут у нас тоже "Игра Романовых" с обнаженкой.

Что такое секс по-царски? Это когда ты трахаешь женушку в кабинете прямо на положенной шкуре медведя шубе, но она при этом молится Б-гу. Вот она, царская духовность! Церковь и Поклонская не лгали! Романовы даже при половой ебле соблюдали святость и пуританство!

Больше, чем им, ебли досталось только Распутину — там одна только мастурбация бабам показана раза три за сериал, а может, и дольше.

Еще забавляют рассказы о том, что хлысты, среди которых Распутин вертелся (на самом деле это вероятное предположение, но не факт) отрезали девственницам груди и вообще были страшной кровавой сектой. Заодно — глядите, Распутин приказывает в бане лупить его вениками сильнее и сильнее. Прямо как в венгерском "Сталине"!

Тема раскрыта!!!!!!1

А еще в сериал бесстыже сперты кадры из "АдмиралЪ-а", "Матильды", "Стачки" Эйзенштейна и черт знает еще кого.

В конце Пьер Жильяр из начала узнает, что, само собой, самозванная княжна Анастасия никакая не Романова, как и ожидалось — и горюет. Ну, и в финале идет хроника о постсоветском расследовании, захоронении, архивная хроника царской семьи и титры.

Конец. Что, и все — спросите вы? Да все. Я прощелкал по-быстрому сериал и был порядком разочарован. Но вместе с тем, я не понял, почему и откуда такие вопли ненависти и столь жестокая критика. Клюквы в нем почти нет. Да, дешевизна постоянно бросается в глаза, костюмы иногда вызывают вопросы, регулярно не хватает элементарной аутентичной натуры, но почему его ругают за псевдоисторию — я в целом не понял. Да, сериал по этой части далеко не идеален, есть намеренно утрированные ситуации, типа того же князя Сергея Александровича, который якобы повлиял на речь Николаши (на самом деле, судя по исследованиям, автором ее был Победоносцев), еще прочие моменты — всю Февральскую революцию, например, изображает вымышленный митинг перед царским дворцом в Царском селе. Поведение царей и аристократов тоже неаутентичное — министры говорят с царем чуть ли не равных, Романовы в разговоре друг с другом говорят как выпускники Итона с неожиданными матерками, сам Николая плачет над телом Столыпина (они в реальности вообще были в это время в разных городах) — ну, и так далее.

Речи экспертов тоже иногда вызывают вопросы, а многое, что важно для понимания событий, типа похождений Распутина и связи его с царской камарильей, осталось за кадром… Но в то же время у меня нету принципиальных возражений к тому, что было в итоге показано. Я сомневаюсь, конечно, что царская семья трахалась на полу кабинета на разложенной шубе, а царские аристократы говорили между собой как типичные американцы — но вот исторические события там изображены и прокомментированы относительно адекватно. Это довольно сложно сделать даже нашим отечественным документалистам, учитывая, сколько нюансов это затрагивает. В итоге вполне справедливо показано, что какую бы жалость не пытались вызвать авторы, Распутин был хитрым прохиндеем, Николаша — симпатичным, но безвольным ничтожеством, а его женушка — истеричной консервативной самодуркой. Тем более, что по ходу действия регулярно возникают какие-то там историки из англоязычных университетов и колледжей и какой-то пейсатель, автор книги про Романовых, которые более или менее объективны. Короче, да, это действительно документальный сериал, и некоторые изменения там неприятны, но в целом некритичны. Тем более что авторы о них все же предупреждают в финале. В отличие от авторов "Чернобыля", которые ничего такого не писали в титрах, а на публику говорили о высочайшей, чуть ли не документальной точности. Как по мне, лучше смотреть это, чем откровенную фантастику с Первого канала — "Григорий Р.", «Троцкий», «Крылья революции» или "Страсти по Чапаеву". За одни только эти сериалы можно расстреливать — данный же такой ненависти не вызывает.

Другое дело, что сериал хоть и документальный, но с приемами художественного видения — и по этой части он просто скучный и посредственно сделанный. Операторская работа на уровне тех же псевдоисторических сериалов с Первого канала. Реквизит по большей части точный (удивительно — даже народные костюмы выглядят неплохо), но его немного. Локации явно не русские — какие-то британские склады, явные музейные помещения, леса, оранжереи, парочка дворцов — хотя старались подбирать антураж в тему. Актеров очень мало, вся царская семья состоит из нескольких человек, например — да и актеры эти явно сериальные, второсортные. Компьютерная графика изредка используется по деле, но на нее денег не хватало. В итоге массовых сцен тут всего парочка — Ходынка и что-то там еще, а практически все, что касается революций, демонстраций и т.д. показано максимально скупо или вообще за кадром. Диалоги очень шаблонные и неинтересные, да и часто осовремененные. Постановка тоже весьма посредственная. Ну, а чего вы хотели от таких режиссеров?

https://meduza.io/slides/vse-kritikuyut-serial-netflix-poslednie-tsari-on-pravda-tak-ploh
Режиссеры «Последних царей» — шотландец Адриан МакДауэлл и англичанин Гарет Танли, каждый из них сделал по три эпизода. До «Последних царей» МакДауэлл работал в основном в британских телешоу: снимал детективные сериалы, шоу о «Формуле-1» и другие передачи. Самая масштабная его работа — сериал «Иисус: Его жизнь» (для все той же Nutopia), в котором, по замыслу, художественное повествование тоже опирается на документальные источники. Гарет Танли снял для британского ТВ несколько мистических телешоу: документальный сериал о паранормальных явлениях «True Horror», ужасы «Creeped Out» и триллер «Упырь».

Короче, рекомендовать это не буду — лучше вместо восьми серий по 45 минут почитать какую-то вменяемую книжку по теме, например, подробный школьный учебник Данилова десятилетней давности. А по части художественной — посмотреть "Агонию" или даже тот же "Николай и Александра". Но в то же время сериал явно не заслуживает ненависти и оскорблений — это посредственная, дешевая, скучная и часто неточная, но далеко не худшая работа в своем жанре, учитывая небольшой бюджет и сложность темы. По крайней мере, видно, что авторы пытались сохранять точность — и для проекта, у которого не было бюджетов "Чернобыля", реквизит немногим хуже, а вот историческая точность куда выше. Как показывают титры, этого во многом удалось добиться благодаря тому, что сериал тоже снимался совместно с литовцами, а именно — с кинокомпанией Baltic Film Services.

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий