Поиск

Сбылись мечты народные. Новые поезда переменнотоковые, низкопольные, короткие! ЭП5ДА.


Многие из аббревиатур на ж\д транспорте, равно как и в прочих специализированных областях жизни человека могут вызывать улыбку и даже гомерический хохот у человека, непосвященного в таинства. Это нормально. Постараюсь снять ряд возникших вопросов.
ЭП5ДА читается: Э Пэ Пять Дэ А, расшифровывается — электропоезд пригородный 5й тип производства Демиховского машиностроительного завода с асинхронным тяговым приводом. Он переменного тока.
ЭП3Д читается: Э Пэ Три Дэ, расшифровывается — электропоезд пригородный 3й тип производства Демиховского машиностроительного завода. Он переменного тока.
ЭГ2Тв читается: Э Гэ Два Тэвэ, расшифровывается — электропоезд городской 2й тип производства Тверского вагонного завода. Он постоянного тока.


По информации с официального сайта РЖД и из паблика "Уникальные ЖД фото" в ВК, ДМЗ ведёт разработку пригородного пассажирского поезда с низким полом для полигонов электрифицированных переменным током. Новость сама по себе отличная, вдобавок обещают сделать поезда, способные работать в 2 вагона. Информации пока очень мало, есть только немного фото в инсте. UPD. Ещё немного информации.

Низкопольный пригородный поезд переменного тока с асинхронным приводом способный работать в 2 вагона это нечто качественно новое для нашей страны! Об этом говорилось неоднократно и наконец-то людей услышали. Двухвагонный поезд может выполнять роль городской электрички, и даже заменять собой трамвай. Пригодится он и как аэроэкспресс в городах с не самыми загруженными аэропортами. И разумеется двухвагонный состав оживит малодеятельные линии. Таким образом Россия должна получить первый электропоезд переменного тока (!!!), минимальная составность которого составляет 2 вагона. Это позволяет создавать поезда составностью 2-4 вагонов [1].

Сейчас существует замкнутый круг. Минимальное количество вагонов в поездах ЭР9ПК\МК\Т, ЭД9Т\М\Э, ЭП3Д — 4 вагона. Не на всех линиях они заполняются, а следовательно такие рейсы отменяют. А раз отменяют рейсы, то людям неудобно ездить и они перестают пользоваться электричками вообще. А меньше вагонов выпустить на линии физически невозможно. Возить воздух тоже не дают. И круг замыкается. Наличие двухвагонных составов позволит разорвать этот замкнутый круг. Появятся маршруты в удобное для людей время, плюс меньше будут возить воздух при засылке или возврате в депо (по обороту), а значит улучшится экономика.

Про тип электрификации железных дорог напишу как-нибудь отдельно и подробно. Если вкратце, то в СССР было 2 системы: постоянный ток напряжением 3кВ и однофазный переменный ток напряжением 25кВ. Также существуют неэлектрифицированные линии. Постоянным током электрифицированы Московский и Ленинградский узлы, дорога Москва — Харьков, часть Транссибирской магистрали, Донбасский и Кузбасский узлы, переменным током линии Москва — Рязань — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар, Москва — Саратов — Волгоград, Москва — Брянск — Киев, Москва — Смоленск — Минск, большая часть Транссиба, БАМа, Сибири и Дальнего Востока, Северных районов нашей страны. Иначе говоря переменным током электрифицирована большая часть стальных магистралей Родины, то есть данный поезд не для Москвы и Питера, а для России. Залипабельная карта электрификации железных дорог мира доступна по ссылке. Ниже карта попроще, для общего понимания ситуации.
Карта электрификации железных дорог России.png
Также большая часть остановочных пунктов, и станций имеет низкие платформы. Следовательно посадка и высадка на таких станциях из обычного электропоезда затруднена. Особенно для детей и лиц старшего возраста. Ссылки на список платформ ниже, в "технико-экономической" части.

Вопросов по этому составу очень и очень много, тем более после просмотра видео выше.

Прежде всего пассажиров интересуют комфорт, стоимость и безопасность поездок. Поэтому от пассажиров будут такие вопросы:
1. Будут ли USB-розетки на стенах и розетки на 220В под сидениями? UPD. USB розетки будут [1]!
2. Сделают ли раздвижные двери в салон, открываемые одной рукой?
3. Будет ли проход между вагонами по ширине равен тому проходу, что есть в "Иволге" (ЭГ2Тв).
3. Будут ли выходы на платформы из высокой части вагона? Или может будет переменный уровень пола, подстраивающийся под платформы?
4. Необходима большая тишина и отсутствие вибраций в салоне.
5. Сделают ли окна в салоне больше, а не эти амбразуры?
6. Кондиционеры и плавность хода также нужны, к счастью они уже есть в ЭП3Д. На фото и видео видны наружные блоки климатической системы, аналогичные тем, что есть на ЭП3Д.
7. Комфортные сан. узлы также нужны. К счастью, начиная с ЭП3Д есть просторные сан узлы, адаптированные для "колясочников".
8. Собственно стоимость проезда. Как сильно она изменится? По идее стоимость не должна сильно вырасти, потому, что асинхронный привод требует меньше времени для его обслуживания и значительно меньшей частоты обслуживания.
9. Что с безопасностью? Начиная с ЭП3Д имеется каркас безопасности в головной части вагонов, а также в районе тамбуров. В салонах и тамбурах имеется видеонаблюдение. Вопрос с безопасностью также решён, но возможно нужно больше камер.
На сайте ДМЗ есть анкета пассажира. Предлагаю её Вам заполнить и указать то, чего сейчас не хватает. Мне лично не хватает USB-розеток и нормальных раздвижных дверей в салон в первую очередь. Пусть дорабатывают и ЭП3Д для соответствия данным требованиям.

От всех причастных вопросы сложнее ("Технико-экономическая часть"):
1. Какой используется материал корпуса — сталь или алюминий? Стальной корпус тяжелый, ему потребуются тяжелые тележки, которые повысят и без того высокую нагрузку на инфраструктуру, а значит обслуживание данной инфраструктуры ляжет на плечи налогоплательщиков и граждан страны. ИМХО — пора переходить на алюминиевые корпуса. Сталь и черная металлургия — материалы 20го века, их ждёт серьезное сокращение по числу применений в будущем. UPD. Корпус судя по всему стальной, потому, что так дешевле [1].
Легкий корпус позволит сократить количество тележек и осей в составе. Например 2 смежных вагона можно будет опирать на одну тележку между вагонами. Или появятся тележки с одной осью. В любом случае легкий корпус и сокращенное количество тележек\осей позволят увеличить протяженность низкого пола в вагоне, а значит и уровень комфорта.
2. Головной вагон будет моторным и как следствие тяжелым или же распределят оборудование по составу? Например на одном головном вагоне токоприёмники (по нормам на тяговом подвижном составе должно быть 2 токоприёмника), главный выключатель, шинный ввод и трансформатор, а на другом тяговые и вспомогательные преобразователи и двигатели. Аналогично можно поступить и с моторным и прицепным вагонами — распределить оборудование в большей степени, чем сейчас. То есть подобно тому, как это сделано в Ласточке (Siemens Desiro). UPD. Предположительно головной вагон моторный, а значит тяжелый [1].
3. Чьего производства двигатели, преобразователи, тележки? Но самого главное — за кем интеллектуальная собственность на алгоритмы управления и диагностики приводов? Нужны отечественные решения, это загрузит нашу экономику, создаст высокотехнологичные рабочие места, повысит ВВП и уровень жизни в стране.
4. Каким будет максимальное ускорение состава, мощность двигателей и максимальная скорость поезда? Будут ли отдельные модификации с тележками со скоростями до 160 км\час или двигателями с усредненным ускорением в 0,96м\с^2 до скорости 60 км\час? UPD. Возможно, конструкционная скорость 120 км\час [1].
5. Что делать с существующими высокими платформами. Не только DC1\2 их имеют, но и многие города России и СНГ. Также ссылка на очень интересный материал от исследователя ж\д пространства. Скорее всего их будут постепенно разбирать и заменять низкими. Все новые платформы вне DC1\2 должны быть низкими.
6. Появится ли третья дверь для городских электричек в промежуточных вагонах для ускорения входа и выхода пассажиров? Возможно ли это на старом, стальном кузове?
7. Появится ли возможность выполнять быструю смену "головы", например за 2-3 минуты по прибытию на конечную станцию или при необходимости сменить направление движения по маршруту. Для "коротких" составов и составов на городских линиях это очень важная функция.
8. И наконец — как сильно будет отличаться цена на 2-4 вагонные составы от цены на 4, 6, 8, 9, 10 вагонные составы в пересчёте на вагон? Это очень важный фактор.
[1] по материалам форума "Российские электропоезда" ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий