Поиск

Фелисия Йап «Вчера»



Это психологический триллер, причем весьма увлекательный.

К декорациям автор подошла с фантазией. Действие происходит в современной Великобритании, окружающие реалии такие же, как и сейчас, за одним исключением — человеческая память устроена совсем иначе. Люди делятся на две категории: моно и дуо.

Моно помнят только то, что было вчера, поэтому дуо, помнящие события двух последних дней, считаются невероятно крутыми, и для них открыто в жизни куда больше дверей. Впрочем, и те, и другие, вынуждены вести электронный дневник — айдай, куда записывают то, что скоро забудется — электронная память, без которой есть шанс потеряться в собственной жизни. То бишь, выучить по записям нужные факты своей биографии люди способны, но вот так взять и вспомнить — нет.

Пролог написан от лица Софии Эйлинг являющейся по тем временам уникальной личностью — человеком с нормальной памятью. Она помнит всю свою жизнь, включая обиды, нанесенные ей неким человеком, «жуткие мелочи», как она выражается. София провела семнадцать лет в психиатрической клинике и настроена чрезвычайно мстительным образом.

Дальше мы переходим к семье Клэр и Марка.
Марк — дуо, успешный писатель, баллотирующийся в парламент.
Клэр — моно, домохозяйка, и несмотря на то, что браки между моно и дуо теперь поощряются, она чувствует себя неполноценной из-за различий в их памяти. Ну а как же, крутой парень Марк помнит целых два дня своей жизни, а она только один, из-за чего он считает Клэр туповатой, как и всех моно. Секса у них давно нет, и вскоре выясняется, почему: оказывается, у Марка есть любовница. Точнее была, потому что сегодняшним утром её тело нашли в реке неподалеку. Женщина была убита, и полиция явно подозревает Марка. Внимательный и дотошный инспектор Ричардсон пытается откопать доказательства его вины, а Клэр обнаруживает некие странности, связанные с Марком и собственным прошлым.

Идея с памятью прекрасна. Одно дело, когда проблемы у только у героини (как в «Прежде, чем я усну»), но когда подобное — норма для целого мира, это создает простор для интересных штрихов. Например, работа полиции — легко ли расследовать преступление, когда все, что ты не записал, вскоре выветрится из твоей головы? и это притом, что убийца может запросто не помнить, что совершил, если не озаботился осветить это в своем айдае? Беседы, когда перед тем, как ответить, надо запускать поиск по дневнику, высокомерие некоторых дуо по отношению к моно (ну а то! на целый день больше помнят!), считающаяся невозможной и ненужной полная память, интернет, основной плюс которого — возможность хранить и передавать друг другу памятные записи; люди с совсем иными взглядами на память, нежели у нас, и чудесный айдай, изобретённый талантливым дуо Стивом Джобсом — удивительная реальность, одновременно похожая и непохожая на нашу.

Манера повествования психологична, но не затянута, раскачки, можно сказать, нет — история с убийством активизируется сразу.

Повествование ведётся попеременно от лица нескольких персонажей: Клэр, Марка, Софии и полицейского Ханса Ричардсона, дотошного и внимательного. Взгляд на события с разных сторон, глазами разных людей — штука занятная, то проясняющая какие-то нюансы, то запутывающая все ещё больше. Первым сюрпризом оказывается личность жертвы, затем интригующие намеки поднимают градус загадочности. Радуют нюансы полицейской работы в главах о Хансе, и выдержки из дневников.

Первые две трети романа хороши, не оторваться, а вот в последней трети история начинает прихрамывать: темп замедляется, слишком много мелодрамы и заезженный финал, и мстительных реплик Софии можно бы поменьше, а то так и слышится зловещий хохот за кадром.

Но в целом история весьма интересная, не в последнюю очередь за счёт декораций. chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий