Поиск

EXPLOITATION MOVIES. Уильям Гирдлер


Как всем известно, проблемы у «Голливудских монополистов», в полной мере стали проявляться к середине 50х годов, общий застой и стагнация заставили воротил искать новые подходы к зрительскому кошельку.
В 1954 году некий «сын юриста» — выходца из России, родившийся в Айове, по имени Семюэль Аркофф, основал American International Pictures – кинокомпанию под патронажем MGM, к тому времени основательно побитого временем и лихорадочно пытавшегося удержаться на плаву. Основной идеей Аркоффа, положенной в основу новой компании была ставка на производство B-movie для молодежной аудитории, главный принцип – максимальное извлечение прибыли, при минимальных затратах. Теория Аркоффа дала мощный толчок в развитии эксплуатационного кино, а его максимальный расцвет пришелся на 60-70е годы.

William Girdler был одним из самых ярких режиссеров американской эксплуатации семидесятых, являясь ко всему прочему 100% последователем направления заданного Аркоффом и практически воплощенного Корманом.
Согласитесь, достойно уважения, то что молодой человек двадцати с небольшим лет сумел найти инвесторов для своего дебютного проекта, и на эти минимальные средства (50 тыс.) снять довольно качественный фильм.

«Asylum of Satan» «Убежище сатаны» 1972 года выпуска, справедливости ради является конечно же подражанием «Ребенку Розмари», однако в картине присутствуют, кроме оригинального сценария, некоторые находки, позволяющие судить о начинающем режиссере как о талантливом человеке с хорошими перспективами.

Фильм представляет собой мистический триллер, с довольно динамичным сюжетом, приличной операторской работой и хорошей густой атмосферой. Не смотря на пробелы в актерской игре, образы в фильме все же довольно запоминающиеся и харизматичные. Актер сыгравший полицейского очень даже не плохо справился, да и актриса нормальная такая, жалко что тема сисег не раскрыта.

Мисс Люсину Мартин, некую артистку или певицу, помещают в клинику доктора Спектора, на первый взгляд обычную психушку, мисс Мартин истерит и возмущается, а строгий но корректный персонал пытается ее успокоить. То есть начинается все как обычная психо-неврологическая история, однако постепенно начинаешь подмечать странности, кои накапливаясь стремятся обернутся уже настоящим хоррором.

Жених мисс Мартин, разъезжающий кстати на «Porsche», пытается выяснить причины и следствия, но всякий раз упирается в стену. Наконец, буквально к середине, становится ясно, что граждане стали жертвами дьявольского заговора. Замороченный на всю голову полицейский, все же пытается помочь несчастному владельцу «порша», но выясняет только то, что доктор Спектор когда-то давно был замечен в сотонизьме, но давно уже помёр, а здание «психушки» пребывает в совершенно запущенном состоянии.

Между тем внутри все же происходят некие активные, хоть и непонятные процессы. Походу это идет подготовка к торжественной церемонии, центральной фигурой в которой должна стать как раз Люсина. Последние десять минут фильма как раз и представляют собой означенную процедуру, причем знатоки утверждают что в постановке консультировали представители «Церкви Сотоны» ЛаВея.

Трудно конечно ожидать от фильма с таким микроскопическим бюджетом, какого-то сумасшедшего визуала, спец-эффектов конечно мало и они откровенно детсадовские. Пауки и змеи, скорее всего из соседнего магазина игрушек, отрезанная голова предательски моргает, а костюм «сотоны» как то совсем не внушает, да и вся его фигура катастрофически мелка.

Несмотря на все это фильма имеет свои плюсы, к примеру отличный монтаж, он очень динамичен, интерьеры прекрасно оформлены, не смотря на то что снималось все в основном на территории склада, плюс ко всему отличный саунд, написанный кстати самим Гирдлером.

В общем так или иначе «Asylum of Satan», а так же снятый через год еще более малобюджетный слешер «Three on a Meathook», были замечены Аркоффом, что и дало Гирдлеру отличный шанс, следующие три фильма он снял под эгидой и при финансовой поддержке American International Pictures. Кроме того все три фильма объединяет один под-жанр, а именно blaxploitation, а снимались картины в родном для Гирдлера Луисвилле.
«The Zebra Killer», «Abby» и «Sheba, Baby» воодушевленный Билл сварганил на одном дыхании, однако самым резонансным вышел все же «Abby».

Сейчас конечно уже трудно отделить правду от легенд, однако основные факты таковы. American International Pictures позиционировал затраты на фильм в размере 400 тыс., на самом деле все говорит о том что сумма сильно завышена. Еще во время съемок поползли слухи о «нехорошем кино», навлекшем на несчастный Луисвилл торнадо, а на некоторых участников съемок несчастья. После выпуска Warner Bros. выступил с заявлением о плагиате на «Экзорциста» и подал в суд на AIP. Суд принял решение в пользу Уорнеров и постановил изъять копии «Эбби» из кинотеатров, однако дистрибьютер не замедлил донести до общественности данные о прибыли, она ориентировочно составила 4 млн., а по неофициальной информации все 40!…

Мне вот лично кажется что если бы не было скандала, то его стоило бы выдумать, на самом деле все в этой истории раздуто до неадекватных размеров, фильм конечно косплеит «Экзорциста», но не до такой степени, да и торнадо кроме Кентукки прошли еще по двадцати штатам. Сама же по себе печальная история темнокожей одержимой негритянским же духом плодородия, урагана и хаоса, смотрится вполне свежо и имеет характерный почерк в постановке. Во всяком случае суд должен был принять во внимание оригинальный ход, по которому дух перелетел из Африки в Кентукки прямиком к несчастной, а не идти на поводу у монополиста.

В общем «Эбби», а так же «Sheba, Baby» — blaxploitation-боевик последний в карьере Пэм Гриер, явились бесспорной удачей Гирдлера, потому как важнейшим критерием в деятельности чувака являлась прибыль, коя в свою очередь говорила о реальном зрительском интересе.

«Я нахожусь в бизнесе, чтобы зарабатывать деньги. Зачем себя обманывать? Никто не хочет терять деньги. Мы не занимаемся и никогда не будем заниматься искусством. Я не собираюсь делать высказывания миру. Мы смотрим на сценарии с точки зрения  коммерции. Искусство не является целью моих фильмов, но мы стараемся вкладывать в них как можно больше искусства».
«Я знаю, какими были мои картины. Я знаю, что в них плохого. Я также знаю, что они были довольно хорошими, если учесть, насколько они были сделаны недорого. Любой должен снять хороший фильм, если он потратит 20 миллионов долларов как на «Экзорцист». Для сравнения: «Эбби» была, пожалуй, лучшей картиной, чем «Экзорцист».  Girdler.


В 1976 году Гирдлер развелся с AIP и переключился на Film Ventures International, еще более скандальную компанию во главе с пройдохой стоящем Аркоффа, Кормана и еще многих вместе взятых, по имени Эдвард Л. Монторо. FVI давал более 700 тыс. на проект «Grizzly» — откровенную копирку с «Челюстей».

Казалось бы, где гризли, а где акула? Тем не менее творцам удалось скопипастить сюжет и отдельные сцены, включая эпилог. Фильм подвергся ацкой обструкции критиками, однако собрал почти 40 млн., в то время как «Jaws», тоже кстати не идеал в плане сюжетной вторичности, при бюджете 7 млн., собрал 260…, таким образом, оказавшись в процентном отношении почти вдвое менее выгодным.

Однако на этом денежно-гризлячьи приключения не закончились, Монторо тупо прикарманил всю прибыль от фильма. Только через суд Гирдлеру и Ко удалось отжать честно заработанные бабки. Показательно однако, что все тёрки отнюдь не помешали сотрудничеству Гирдлера и Монторо в еще одном проекте – «Day of the Animals» «День животных», на который было выделено уже 1млн.200тыс., т.е. реальная цена режиссера Билла Гирдлера за пять лет, с нуля выросла в млн раз, без всякого пиара и мохнатых рук.

Дополняя тему, можно еще сказать что Монторо активно работал на ниве тонкого копипастинга до 1984 года, после многочисленных скандалов и судебных разборок он плюнул на кинопроизводство, взял из кассы миллион и был таков, говорят что много лет спустя его видели где-то на мексиканском побережье.

Но вернемся к искусству, «День животных» — довольно бодрый фильм зоо-катастрофа а-ля «Птицы» Хичкока, был снят Биллом на одном дыхании и стал вполне коммерчески успешным, хоть и не дотянул до «Гризли». Кроме всего прочего картина интересна участием в ней Лесли Нильсена в довольно убедительно сыгранной отрицательной роли, что несколько сбивает шаблон.

Зверская жестокость и безответственность буржуазного общества, в лице отморозка Лесли Нильсена, логично и без напряга перешла в животный апокалипсис и все это очень доставило и создателям и зрителям. Особенно тепло проект вспоминает съемочная группа, говоря о нем как о замечательном, веселом пикничке на природе. И плевать на этих вечно недовольных, злобных критиков.

«У меня нет большого уважения к критикам. Я согласен с Хичкоком, который сказал, что определение критика — это тот, кто критикует. Это все, что они умеют. Они ничего не знают о создании фильмов. Критики не покупают билеты, поэтому не интересны мне». Girdler.

Относительно Лесли Нильсена уместно вспомнить еще один фильм снятый Гирдлером в 1975 году. Кино было предельно серьезным, с серьезным же названием: «Project: Kill» и в некоторых релизах имело необходимое дополнение – «Генерал. Проект: Убей». В главной роли генерала — Лесли Нильсен.

Боевик был снят на Филлипинах, в число инвесторов входили мутные структуры, по слухам связанные с мафией.

Сюжет нетленки выстроен вокруг супер модной на тот момент темы касающейся MKULTRA, чисто конкретно о правительственной программе по подготовке бойцов-киллеров, с помощью психотренинга и наркоты. Лесли Нильсен играет генерала – руководителя проекта, разочаровавшегося в своей работе, он хочет слинять на Филиппины прихватив секретную информацию, как в бумажном варианте, так и в виде собственного моска.

Наперехват дезертиру послан, по сути единственный в мире чел который может справится с этаким монстром, т.е. его Лесли первый помощник по имени Ласситер. Кроме того на Лесли охотится кровавая азиатская банда, по заказу некоей заинтересованной «державы».

Тем временем Лесли, прибыв на курорт, приятно проводит время в обществе красавицы китаянки, ведет долгие беседы, загорает и т.д. Самый крутой, забойный момент, как можно догадаться пришелся на финал. Лесли и его заместитель сошлись в решающей схватке один на один, чудеса боевых искусств в исполнении актеров просто поражают, Джеки Чан просто плачет в подушку, а Брюс Ли бросил кунфу и торгует штанами. Надо полагать что именно после «Проект: Убей!» в Нильсене разглядели бесспорный комедийный талант.
Что же касается фильма, то недостаток жесткача восполнило происшествие с первым инвестором убитым непосредственно перед выходом картины, после длительных разбирательств права на дистрибуцию оказались у студии Troma Entertainment.

В 1977 году, направляясь в Лондон из Нью Йорка, Гирдлер случайно наткнулся на недавно вышедший роман Грэма Мастертона «Manitou», из Лондона он не откладывая позвонил партнерам и убедил их продать все что можно чтобы купить права на экранизацию. Проделав мозговой штурм чуваки за три ночи написали сценарий и получили финансовую поддержку от Melvin Simon Productions в размере 3 млн., тут уже можно было развернуться и даже пригласить настоящую звезду вроде Тони Кертиса.

Справедливости ради, надо сказать что душераздирающая история давно помёршего индейского шамана, решившего возродится вновь с целью напакостить бледнолицым захватчикам, получилась у Билла куда сильней своих предшественников, во всяком случае спец-эффекты весьма годные. А это было важно, потому как вся изюминка картины была в оригинальном способе возрождения означенного шамана, а именно проникнуть в организм среднестатистической американки в виде спорыша, но не туда куда все подумали а внедрившись в шею, чуть ниже затылка.

Не хочу спойлерить относительно всех увлекательных анатомически-оккультных приключений героев, скажу только что краснокожий диверсант получился реально отвратительным, а финальная сцена эпичной как в пятом эпизоде Star Wars.

Гирдлер сам довольно высоко оценил «Manitou», Мастертону фильм тоже понравился, даже критика встретила картину довольно тепло. Билл Гирдлер правда так и не смог в полной мере порадоваться прокатной судьбой первого в полной мере «своего» творения, он разбился в вертолетной аварии на Филиппинах, незадолго перед премьерой. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий