Поиск

Конструктивизм на Спиридоновке


В журнале "Архитектурный стиль" появилась новая рубрика "Конструктивизм" — архитектура первых пятилеток. Рубрика постепенно заполняется новыми объектами. Приглашаю всех желающих подключиться, вступив в наше сообщество  architectstyle . И я добавлю один, в своём роде особенный, конструктивистский дом, который находится в пределах бульварного кольца Москвы.

Вообще-то первым на ум пришёл знаменитый Моссельпром, о котором рассказывала раньше в сообщении Нигде кроме как в Моссельпроме!

Потом вспомнился серый жилой дом № 24/1 на перекрестке ул. Спиридоновка и Спиридоньевского переулка, который стоит на месте храма Спиридона Тримифунтского на Козьем Болоте. Храм снесли в 1930 году, а в 1932-1933 годах на его месте построили экспериментальный дом по проекту известного советского архитектора Ильи Александровича Голосова в стиле постконструктивизма.
Здание знаменито тем, что было построено трестом "Теплобетон" по новейшим для нашей страны технологиям — из легкого бетона с применением многократно используемой опалубки. Этот метод строительства домов был запатентован Т. Эдисоном в 1908 году.
Со второй половины 1920-х годов монолитный бетон начали применять в гражданском строительстве. Созданное в 1925 году Русско-германское акционерное строительное общество "Русгерстрой" начало применять для монолитных стен пемзошлаковый бетон. Впоследствии общество "Русгерстрой" было преобразовано в трест "Теплобетон", а легкий бетон еще в течение ряда лет использовали в строительстве. Ярким примером такого строительства стал жилой дом треста на Спиридоновке.
Несмотря на простоту отделки, дом выглядит и сейчас очень достойно среди архитектурных достопримечательностей Спиридоновки. Выразительно решен угловой фасад дома, выходящий на перекресток. В верхней части выделяется барельеф с аллегорическими фигурами "техники, искусства и науки".

Боковые части фасадов оформлены лоджиями, поддерживаемыми выразительными колоннами прямоугольного сечения. Верхняя часть здания увенчана карнизом и по бокам от барельефа украшена рустовкой.

Архитектора И.А. Голосова историки архитектуры причисляют к виднейшим представителям и даже лидерам конструктивизма. Илья Голосов (1883-1945) вместе со своим старшим братом Пантелеймоном учился в Строгановском художественно-промышленном училище, после которого закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1912 году. Во время учебы Илья Голосов работал у крупных мастеров — Сергея Соловьева, Алексея Щусева, обмерял памятники древнерусской архитектуры для многотомного издания "История русского зодчества" под редакцией Игоря Грабаря. В годы Первой мировой войны был призван в армию, где занимался строительством инженерных сооружений.


Источник фото:  tatlin.ru

Перед революцией братья Голосовы проектировали доходные дома, особняки, церкви и общественные здания. Работа Голосова во время Гражданской войны свелась к проектам городского планирования, и первый шанс построить хоть что-то представился только, когда ему исполнилось 40 лет. Это было здание клуба коммунальников имени С.М. Зуева на Лесной улице (1927-1929). Среди других важнейших построек этого времени — "400-квартирный дом" в Иваново-Вознесенске (1929-1930).
В 30-х годах, когда официальная политика и идеология стали постепенно отказываться от достижений авангарда в пользу неоклассической архитектуры и ар-деко, Илья Голосов подхватил новый стиль. Его привлекали к практическому конструированию вплоть до 1941 года, в результате чего Голосову удалось реализовать такие здания, как жилые дома на Яузском бульваре (1936-1941) и Долгоруковской (1934-1938).


Клуб им. С. Зуева, Москва, 1927-1929

Нашлось в архиве фото (двухгодичной давности) Дома культуры имени Зуева — одного из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.

Источники информации:
tatlin.ru , www.alyoshin.ru , arx.novosibdom.ru

moya-moskva.livejournal.com

Добавить комментарий