Поиск

Вопросы ленд-лиза.


В чем значение ленд-лиза для СССР? Многие скажут, что в вооружении и технике, а также в продовольствии и окажутся правы, но только отчасти. Основное значение ленд-лиза — это поставки станков и оборудования, что позволило восстановить промышленность СССР.

На сегодня есть различные мнения о помощи СССР по ленд-лизу. Одни смотрят на ленд-лиз, как на подачку, которая не сыграла никакой существенной роли в победе СССР над Германией. Другие говорят, что без поставок по ленд-лизу СССР не смог бы победить, а то был бы разгромлен. 

Но основной вопрос об объеме поставок по ленд-лизу. Одни говорят, о незначительности поставок и плохом качестве поставляемого, другие, о бескорыстной помощи Соединенных Штатов Америки в огромных размерах, о том, что США и Великобритания — истинные освободители Европы.

Первые соглашения о ленд-лизе. Начало поставок. 

11 марта 1941 года президент США Рузвельт подписал «Закон о ленд-лизе»(от англ. lend одалживать и lease — аренда), созревавший в недрах администрации с осени сорокового (с момента начала «Битвы за Британию»). По этому закону устанавливался следующий порядок расчетов за поставки: 

— материалы уничтоженные или утраченные во время войны, а также ставшие непригодными для дальнейшего употребления оплате не подлежали; 

— материалы, оказавшиеся после войны пригодными для гражданских потребностей, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита; 

— недополученные до конца войны материалы страна-заказчик могла приобрести, и американское правительство обещало кредитовать оплату; 

— США имели право истребовать уцелевшие военные материалы назад. 

На первый взгляд предприятие было для Соединенных Штатов было явно убыточным, но при более полном анализе вырисовывается совсем иная картина. 

Что касается Англии, то к моменту начала официальных военных поставок весной 1941 года она уже перестала быть независимой державой, способной вести войну за счет собственных ресурсов. К началу 1941 г. ее финансовые ресурсы были почти истощены. Поэтому британцам поставляли все необходимое для жизни страны, чтобы они могли вести войну, не заботясь, как говорится, о хлебе насущном. Что же касается оплаты поставок, то американские власти лишили Англию ее золотого запаса и заграничных капиталовложений, ограничили ее экспорт. Американские бизнесмены проникли на рынки, прежде бывшие английскими. Экономика Англии была нацелена только на войну. Фактически, благодаря ленд-лизу Англия почти до конца войны создавала о себе ложное представление как о великой державе. 

Военная помощь Англии шла тоже весьма своеобразная. Так, например, первый символический «жест доброй воли» — передача 50 эскадренных миноносцев британскому флоту был скорее сдачей металлолома. 

Вместо поставок в Англию самолетов, США развернули на ее территории часть своих ВВС и, вступив в войну с Германией, начали операции вместе с английскими ВВС. Кроме того, начались совместные разработки в области авиации и авиапроизводства, в котором должна была совместиться промышленная мощь США с опытом самолетостроения и боевого применения самолетов, накопленного британцами. США выигрывало на этом намного больше, чем стоили поставляемые американцами материалы для британской промышленности. США получали Британские острова в качестве авиабазы, опыт британских пилотов и авиаконструкторов, стоивший большой крови, и возможность постепенно вводить в бой формируемые авиационные части под прикрытием работающей в полную силу авиации англичан. Результатом совместных конструкторских изысканий стал истребитель P-51 «Мустанг» с английским мотором фирмы Роллс-Ройс. Этот лучший истребитель западных союзников строился большой серией и, что интересно, в Советский Союз не поставлялся. 

Поставки Советскому Союзу, тоже на первый взгляд совершенно убыточные, на самом деле полностью соответствовали долгосрочным устремлениям США. Так, например, больше всего кораблей было передано Тихоокеанскому флоту СССР, который в соответствии с достигнутыми договоренностями должен был участвовать в войне с Японией. Поставки же остальной военной техники мало отягощали промышленность США. К примеру, в СССР не поставлялись самолеты стратегической бомбардировочной авиации и дальние истребители. Союзники не спешили доверять «Сталинским соколам» секреты своих «Летающих крепостей» (в частности прицелы для бомбометания). Приходившие же самолеты были или устаревшими моделями английских «Спитфайров» и «Харрикейнов», или не нашедшими своего места в «войне авианосцев» на Тихом океане истребителями P-39, P-40. Если говорить кратко американцы помогали Советскому Союзу только в той степени, в которой могли это делать, чтобы ни в чем не нуждаться ни самим, ни снижать поставок в Англию. 

Маршруты ленд-лиза 

Первый маршрут – это Великобритания. Самым главным маршрутом военных поставок в Англию была, естественно, Северная Атлантика. 

Второй маршрут через Тихий океан в Австралию и Новую Зеландию и оттуда через Индийский океан и Красное море в Египет. 

Для СССР были разработаны несколько маршрутов. Северный, самый известный. Он известен по судьбе конвоя PQ-17 и считается самым крупным по объёму поставок, но… неожиданно на него приходится около 23% всех грузов поступивших в СССР. Основные потоки распределялись следующим образом:  Дальний Восток — 8 244 000 тонн (47,1%); Персидский залив — 4 160 000 тонн (23,8%); Северная Россия — 3 964 000 тонн (22,7%); Советский Север — 681 000 тонн (3,9%); Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%).

Военные поставки по ленд-лизу.

Стрелковое оружие и артиллерия 

Советский Союз получил по ленд-лизу из США, Великобритании и Канады 151 700 стволов стрелкового оружия и 9400 артиллерийских орудий и минометов. По сравнению с цифрами советского производства за годы войны, ок. 20 млн. и более 530 тыс. соответственно, это очень немного. 

Бронетанковая техника 

Всего за годы Второй Мировой войны СССР получил по ленд-лизу ок. 20 000 единиц бронетанковой техники, что составляло от нашего производства около 16% танков, 12% САУ и 100% бронетранспортеров. 

Автомобильная техника 

Американцы поставили нам 359 000 грузовиков, 44 000 джипов (командирских автомобилей Willys MB и Ford GPW (General Purpose Willys)) и 3 700 000 шин. Общее же число поставленных в СССР по ленд-лизу автомобилей составило 477 785 штук, не считая запчастей, которых хватило бы для сборки не одной тысячи машин. 

Корабли 

В результате поставок по ленд-лизу советский флот ощутимо пополнился 520 импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой. Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США 641. 

Авиация 

В годы войны западные союзники поставляли Советскому Союзу боевые и транспортные самолеты самых различных типов. Всего было получено 18 300 самолетов (из них 14 126 американских, остальные — английские). В основном это были истребители (ок. 13 800), но поставлялись так же и бомбардировщики, и транспортные машины. Авиация военно-морского флота получила 2158 самолетов, остальные — армейская авиация и авиация ПВО (противовоздушной обороны). 

Поставки вооружения и техники достаточно объёмные. И как следствие должны остаться танки, орудия, самолеты, автомобили, но нет ничего. Почему? А потому что всю технику в течении 1945-1947 годов сдали союзникам. По свидетельству очевидцев, происходило это так: союзники пригоняли в порт корабль с прессом и ножницами. Специальная комиссия придирчиво принимала технику, проверяла соответствие заводской комплектации, после чего ее тут же отправляли… под пресс и в виде «кубиков» грузили на баржи. Кому, спрашивается, на Западе были нужны автомобили сомнительной сборки, да еще побывавшие в руках красноармейцев? При этом требовалась полная комплектация техники, если комплекта не было шел штраф. Это по поводу техники, которая якобы «не оплачивалась»

Но ещё больший интерес вызывают материалы, которые подлежали оплате. По сумме оплаты они составляют 20% от всех поставок (в денежном выражении).

Прочие поставки в СССР 

США, Великобритания и Канада поставляли в Советский Союз большое количество товаров промышленного и сельскохозяйственного назначения. Здесь союзники скупились гораздо меньше, чем при поставках оружия, так как оплата этих поставок обязательна. 

За годы войны из США, Великобритании и Канады по ленд-лизу и в рамках советских заказов было поставлено 2586 тысяч тонн авиационного бензина и светлых бензиновых фракций. Кроме того, Соединенные Штаты построили в Советском Союзе крупные нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске, что резко увеличило отечественное производство горюче-смазочных материалов. 

По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тысяч тонн железнодорожных рельсов. Это составляет около 56,5% от общего объема производства железнодорожных рельсов в СССР с середины 1941 года до конца 1945 года. Еще более заметной была роль поставок по ленд-лизу в сохранении на необходимом уровне численности советского парка локомотивов и железнодорожных вагонов. Выпуск магистральных паровозов в СССР изменялся следующим образом: в 1940 году — 914, в 1941 — 708, в 1942 — 9, в 1943 — 43, в 1944 — 32, в 1945 — 8. Магистральных тепловозов в 1940 году было выпущено 5 штук, а в 1941 — 1, после чего их выпуск был прекращен до 1945 года включительно. Магистральных электровозов в 1940 году было произведено 9 штук, а в 1941 году — 6 штук, после чего их выпуск также был прекращен. По ленд-лизу же в СССР в годы войны было доставлено 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Таким образом, поставки по ленд-лизу превосходили общее советское производство паровозов в 1941-1945 годах в 2,4 раза, а электровозов — в 11 раз. 

Производство грузовых вагонов в СССР в 1942-1945 годах составило в сумме 1087 штук по сравнению с 33096 в 1941 году. По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности 11075 вагонов, или в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 годов. 

Далеко не бедствовавшая американская промышленность, не подвергавшаяся ударам с воздуха и с суши, свободно могла поделиться с советской частью оборудования (особенно если учесть, что за поставки СССР все же платил, и платил золотом). Всего из США в СССР в годы войны было поставлено 38100 металлорежущих станков, из Великобритании — 6500 станков и 104 пресса. В Советском Союзе в 1941-1945 годах было произведено 115400 металлорежущих станков, то есть всего в 2,6 раза больше поставок по ленд-лизу. Если пользоваться стоимостными показателями, то роль западных станков покажется еще значительнее — они были на порядок сложнее и дороже советских. Поставки  станков позволили нарастить и восстановить промышленность после войны. По воспоминаниям американских журналистов побывавших на Сталинградском тракторном заводе в 1944 году, они были удивлены большому количеству американских станков. Именно обновленный станочный парк позволил в дальнейшем восстановить страну. 

Важное значение для Советского Союза вообще и для Красной Армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. В общем объеме ввезенных в конце войны грузов продовольствие заняло свыше 25% тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет. 

Заключение 

Ленд-лиз —  это всего лишь выгодное использование сложившейся ситуации с целью затягивания войны между Германией и СССР, что подтверждается высказываниями высоких чиновников стран-союзниц: 

Уинстон Черчилль, английский премьер-министр: «Я бы хотел видеть германскую армию в могиле, а Россию — на операционном столе…» 

Гарри Трумэн, вице-президент, а, за тем, президент США: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии. И пусть они убивают друг друга как можно дольше…» 

Трумэн оказался провидцем. Помогать обеим сторонам, а вернее то помогать одной стороне, то не помогать ей, помогая таким образом другой, было вдвойне прибыльнее. СССР до 1973 года выплачивал долги по ленд-лизу и все равно стался должен 674 миллиона долларов. Особенно показательны цифры общих расходов США по ленд-лизу. Они составили с 11.03.1941 по 1.08.1945 более 46 миллиардов долларов: 

Великобритания — 30 269 млн. долл. 

СССР — 9 800 млн. долл. 

Франция — 1 406 млн. долл. 

Китай — 631 млн. долл. 

Латиноамериканские страны — 421 млн. долл. 

Другие страны — 424 млн. долл. 

Из этого следует, что Советский Союз, принявший на себя всю мощь удара большей части немецких армий, получил лишь ок. 21% всей военной помощи, в то время как на страны Британского содружества пошло ок. 65%. Как это не прискорбно, но трудовой и военный подвиг рабочих и солдат стран антигитлеровской коалиции послужил частным экономическим и политическим интересам.

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий