Поиск

Мистический триллер по комедии Н. Гоголя «Игроки» в Театре «На Юго-Западе»


В одном из интервью Сергей Женовач, говоря о своей постановке пьесы Н. Гоголя «Игроки», отметил:
«Мне кажется неверным, когда в Гоголе замыкаются на верхнем слое, всяких чертях, страшилках и гротеске. Надо уходить от этих бесконечных чертей, с которыми принято ассоциировать Гоголя. Его сложная противоречивая природа скорее наивная, чем жуткая и страшная. «Познай, где свет, — поймешь, где тьма», как у Блока. Гоголь погружался в темное, чтобы увидеть свет. Он хорошо чувствовал природу темного. А оно имеет свойство затягивать. Но тянулся-то он к светлому, и в этом его внутренняя драма».

При этом на встрече с творческой группой спектакля «Бег» (первой работой С. Женовача на посту художественного руководителя МХТ им. Чехова), когда участники стали проводить параллель между его постановкой и спектаклем Ю. Бутусова, Сергей Васильевич подчеркнул, что каждый режиссер при создании спектакля имеет право на свой взгляд прочтения пьесы.

И оказалось, что взгляд Олега Анищенко, поставившего в 2017 году «Игроков», в корне отличается от взгляда Сергея Женовача. Он то увидел в гоголевской комедии ни много, ни мало, как мистический триллер!!!

В языческой философии всё мироздание делится на три части: Явь, Навь и Правь.
Навь зовут Миром Теней. Вот в эту саму Навь и поместил режиссер гоголевских персонажей, добавив к ним еще и девушек Нави (говорят, что Гоголю как раз ставили в упрек отсутствие женских ролей в этой пьесе), этаких потусторонних русалок-навок, хороводящих на сцене в течение всего спектакля (Вероника Саркисова, Ксения Ефремова, Зарина Бахтиева, Алина Дмитриева и Любовь Воропаева).




Тройка шулеров — Утешительный (Олег Анищенко), Кругель (Денис Шалаев) и Швохнев (Антон Белов), слуга Алексей (Фарид Тагиев), Глов-старший (Константин Курочкин) и Замухрышкин (Максим Лакомкин) здесь тоже с большим налетом чертовщинки.



А эксцентричный Швохнев и вовсе всем своим обликом напоминает Коровьева из свиты Воланда (помните его узенький клетчатый костюмчик?).

Само же действие разворачивается вокруг главного действующего лица – игральных карт, эдакой мистической силы, против которой невозможно устоять.



Сюжет интересен, полон азарта, юмора, динамики и легкости. А вот сыграть его, я думаю, задача непростая! Ведь это «спектакль в спектакле» и «не проколоться» артистам в нем очень сложно!

Как я завидовала зрителям, не знакомым с пьесой Николая Васильевача, ведь развязка ее очень неожиданная! У меня-то это далеко не первые «Игроки» — начиная с телеспектакля гениального Р.Г. Виктюка, который тоже ввел в спектакль женский персонаж – Аделаиду Ивановну (так Ихарев любовно назвал свою крапленую колоду карт, над которой работал не один месяц) и играла ее прекрасная Маргарита Терехова, и заканчивая спектаклем Игоря Яцко в ШДИ, отдавшего почему-то все главные роли актрисам (вот вам и еще один нестандартный режиссерский взгляд!).

Тем не менее спектакль настолько затягивает, что даже зная финал, смотришь его, не отрывая взгляд от сцены ни на секунду!

В мистическую канву спектакля хорошо вписаны пластические движения (хореография Артура Ощепкова) и пение девушек Нави (странные и тревожащие композиции в исполнении Инны Желанной).

Ну и, как всегда, просто потрясающий свет! Интересная находка – столики с подсветкой, делающие лица склонившихся над ними игроков совсем потусторонними (художник по свету Анатолий Докин).





Весь рисунок спектакля просто завораживает – одна сцена игры, когда карточные столы кружат по сцене в безумном хороводе, чего стоит! И это только малая толика интереснейших режиссерских находок!

Все «бесовское отродье» в спектакле было на высоте! Даже трудно кого-то из них выделить особо. Они создали просто потрясающую фантасмагорию!

Первый раз я смотрела спектакль, в котором роль Глотова-младшего, истеричного молодого человека, играл Михаил Грищенко, и я даже не ожидала, что характерные роли ему так идут! В этот раз – Евгений Кулик, совсем незнакомый мне актер, тоже был неплох!

Не знаю почему, но мне не нравится игра Владимира Курцебы, исполняющего здесь главную роль Ихарева. Вот «не верю» я ему и все тут! На мой взгляд, одними и теми же красками он «рисует» и радость и боль, и в голосе его я всегда слышу одни и те же интонации… Видела его уже не в одном спектакле, очень хочу изменить свое отношение к нему, но пока как-то не получается…



Комедия «Игроки» считается незаконченной, поэтому создатели спектакля придумали свою концовку, опять же в духе триллера. Так что «сюрприз» ждет даже тех, кто знаком с сюжетом пьесы.

За приглашение благодарю сообщество moscultura (atlanta_s) и Театр «На Юго-Западе» (страница спектакля на сайте театра http://teatr-uz.ru/igroki).

Фото с сайта театра и его страниц в соцсетях.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий