Поиск

Выдающийся памятник древнерусского зодчества


«Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов; вернее, вообразите себе корявый плод, весь усеянный наростами, дыню-канталупу с бугристыми боками, или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах, как бокал богемского или венецианского стекла, как расписной дельфтский фаянс, как лаковый китайский ларец: это чешуйки золотых рыбок, змеиная кожа, расстеленная поверх бесформенной груды камней, головы драконов, шкура хамелеона, сокровища алтарей, ризы священников; и всё это увенчано переливчатыми, как шелка, шпицами; в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение» — так описывал Покровский собор маркиз Кюстин Астольф в своей книге «Россия в 1839году»

Какое же счастье, что построенный в 16 веке всего за 6 лет Покровский собор на Красной площади (Храм Василия Блаженного), переживший за свою 4,5 вековую историю много перипетий, продолжает радовать глаз москвичей и гостей столицы, а в 2008 году собор еще и вошел в семерку «чудес света» России!!!

Восемь церквей собора увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, завершенной шатром с маленькой главкой, выражающий идею божественного Покрова, распростертого над Русской землей.
А всего в настоящее время в Соборе насчитывается 11 церквей.

До 13 тысяч посетителей проходят через него еженедельно!!!

А сколько же тайн и легенд хранит он под своими прекрасными сводами!

Больше всего у Покровского собора строительных тайн и загадок. Связано это с тем, что Cобор построен во времена, когда лишь летописцы могли фиксировать подобные события. Число тайн любого значимого памятника соразмерно числу документальных свидетельств: чем меньше письменных источников, тем больше загадочности. Именно по причине документального «молчания» у Собора и остается немало загадок.

Все мы знаем легенду о том, что Иван Грозный приказал ослепить зодчих Барму и Постника, дабы они не смогли больше построить подобного храма.

Однако сейчас существует версия (см. А.С. Баталов «Собор Покрова на Рву»), согласно которой собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения!!!

Кто бы то ни был, спасибо ему (им) от благодарных потомков!!!

4 июля мне посчастливилось принять участие в уникальном мероприятии – в сопровождении директора музея Т.Г. Сарачевой мы прошли по свободному от многочисленных посетителей Собору, вышли на открытую галерею,


где смогли увидеть вблизи его неповторимые купола (главы),



разглядеть узоры на кокошниках,

и с высоты птичьего полета полюбоваться Красной площадью, на которой (о, чудо!) не было никаких посторонних застроек,

видами Кремля и панорамами столицы,


А еще мы заглянули в недоступные для посетителей уголки Покровского собора,


и услышали, как звучат исторические колокола и духовное пение!!!

Еще на месте сбора группы (у памятника гражданину Минину и князю Пожарскому) Татьяна Григорьевна начала свой рассказ о соборе – когда, почему и из каких строительных материалов он построен.

Ведь Главная тема нашего путешествия по Собору заключалась в знакомстве со строительными тайнами этого «чуда чудного, дива дивного».
А в конце этого интереснейшего путешествия нам даже посчастливилось подержать в руках подлинные архитектурные детали и материалы – изразцы (черепицу),




кирпичи,


фрагмент белого камня,

часть подзора (которая оказалась шириной более полуметра, хотя даже с Колокольни и открытой галереи смотрелась всего лишь тонкой ленточкой),


белый шар (тяжеленный!!!), являющийся элементом декора фасада одной из церквей Собора.

Основными строительными материалами, которые использовались при постройке и многочисленных реставрациях Собора, были:
кирпич (стены, полы и потолочные перекрытия);
белый камень (фундаменты, цоколь, лестницы и ряд деталей внешней отделки Собора);
керамика (грани шатров);
металл, черный (железо) и цветной (кровля, подзоры, покрытие глав Собора — раньше было железное, с 1967 года это тонкие медные листы);
дерево (каркас и декор интерьера).

Во время одной из реставраций был открыт деревянный каркас Собора, вокруг которого и велась каменная кладка. Его фрагмент можно увидеть в музее Собора.

А главное место в рассказе Татьяны Григорьевны занимал кирпич!!!

И с какими только видами кирпичей и способами их кладки мы не познакомились:

циклопический, маломерный и т.д.


кладка торцевая (широкой стороной),

торцевая (узкой стороной),

кладка «елочкой».

А вот узор «рыбья чешуя» и вовсе сделан из кирпичного теста!!!

И роспись стен в Соборе есть тоже «под кирпич».

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для 16 века инженерный приём устройства перекрытия – множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), ребра которых выполнены из фигурного кирпича.

Также уникальна для 16 века и конструкция северного подклета. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями— продухами.

Строили в 16 веке «на века»!!! Прочные кирпичные стены подклета до 3 м в толщину много пережили на своем веку и до сих пор прекрасно сохранились, несмотря на ежегодные проходы по Красной площади тяжелой техники и проведение здесь в последние годы многочисленных мероприятий.

Отдельное место заслуживает рассказ о великолепной акустике Собора, в чем мы имели возможность убедиться, послушав духовные песнопения в исполнении ансамбля «Дорос» (http://dorosmusic.ru/)

А создают такую акустику специальные глиняные сосуды, вмонтированные под световым барабаном в стены церквей Собора – голосники (резонаторы)!!! При проведении очередной реставрации выяснилось, что это обычные глиняные кувшины с ручками (!!!), один из которых, бережно собранный по кусочкам, можно увидеть в экспозиции музея.




Ну и, конечно же, отдельного рассказа заслуживает наш подъем на Колокольню, где Игорь Васильевич Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, поведал нам много интересного из истории колоколов и мастеров, их создававших.

Мы услышали «голос» колокола 16 века, звук которого «услаждал слух» горожан во времена Ивана Грозного,

смогли притронуться к колоколу, которого касалась рука самого князя Пожарского,

увидеть, как виртуозно Игорь Васильевич одновременно управляет всеми колоколами и, конечно же, насладиться их дивным перезвоном!!!

На Колокольне мы пробыли вдвое больше отведенного нам времени, а Татьяна Григорьевна терпеливо ждала нас внизу.

12 июля 2019 г. Храму Василия Блаженного исполняется 458 лет. В этот день для всех желающих будут проводиться бесплатные экскурсии. Программу праздника можно посмотреть на сайте: https://shm.ru/shows/15438. И одним из ее пунктов будет исполнение звонарем Московского Кремля И.В. Коноваловым основных типов православных звонов на исторической колокольне Покровского собора!!!

А еще «до 30 сентября с 18:00, каждый вторник, четверг и воскресение у вас есть замечательная возможность послушать мужской вокальный ансамбль «ДОРОС» в тихой обстановке Покровского собора после его закрытия. Вы также сможете вместе с гидом побродить по храму, и в полной мере ощутить обаяние и таинственность его интерьеров без посетителей.
Программа рассчитана на 1 час и включает в себя экскурсию по Собору и получасовое выступление ансамбля». Эту информацию я прочитала на странице ансамбля «ДОРОС» в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/dorosmusic?w=wall-50634177_625).

Очень благодарна сообществу moskva_lublu, от которого узнала о проведении этого интереснейшего мероприятия, а также Т.Г. Сарачевой, И.В. Коновалову и ансамблю «Дорос», сделавшими его незабываемым!!!

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий