Поиск

Обзор на трилогию «Гоголь»


За последние годы я слышал разные точки зрения по поводу российского кино. Большинство, конечно, склоняются к простому и понятному тезису «российское кино в *опе». Но есть и те, кто считает, что не все так однозначно. И даже приводят примеры хороших фильмов. Но только большинство этих хороших фильмов примерно одного жанра – «русская безысходность». Ну вы наверняка их видели. Быков, Звягинцев, вот это всё. А если наши пытаются снять развлекательное кино, то выходит в лучшем случае «Хардкор», а в худшем – комедии Жоры Крыжовникова и Камеди Клаба. Я уже не говорю о страшнейшем кризисе идей и сюжетов. И на общем фоне бездарности и безысходности как лучик света смотрелась оригинальная и свежая идея. Увы, вдребезги растоптанная.
Сегодня я расскажу вам об одной из моих сильнейших болей из-за запоротых идей: трилогии режиссера Егора Баранова «Гоголь».

Если вы не в курсе, то в 2017-2018 году в кинотеатрах вышли три фильма: «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». Это три части одной истории, и смотреть по отдельности я вам их крайне не рекомендую. Фильмы основаны на рассказах Гоголя из серии «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также «Вие» (вы же знали, что «Вий» — это не из «Вечеров», а из «Миргорода»?). Ну и плюс по сериалу встречаются небольшие отсылочки к другим произведениям классика и фактам его биографии.


По сюжету Гоголь прибывает в Диканьку и становится свидетелем и непосредственным участником всякой мистической чертовщины. Короче говоря, та жуть, которую он описывал в своих книгах, якобы происходила на самом деле. Думаю, не будет спойлером, если я скажу что в концовке он сидит и записывает эти истории как вымысел.
От концепции сериала я нереально так загорелся, мне она показалась невероятно интересной и перспективной. Здесь есть всё для того, чтобы получилась интересная история. Сильный первоисточник, знакомые отсылки, классный актерский состав, мистика, саспенс, хоррор и – внимание! – горячо любимая мной детективная линия. Да-да, это мистический детектив. И, забегая вперед, скажу, что это отчасти даже работает. Это когда-то Рональд Нокс в своих десяти заповедях детектива вторым пунктом указал запрет на появление потусторонних сил. Сейчас каноны детективных жанров уже давно нарушаются, и только от автора зависит, будет это сделано искусно или не очень.
В общем, как вы поняли, у «Гоголя» были все шансы, чтобы стать хитом.  Ну а сейчас по законам жанра я должен задаться вопросом: что же, мать твою, пошло не так?

Читая короткие отзывы на разных сайтах, я заметил множество в духе «что курили авторы?», «азаза тупая наркомания». Оставим это на совести комментаторов, но вообще меня жутко бесит, когда любое произведение, чуть-чуть отклоняющееся от шаблонов и клише, начинают объяснять наркоманией автора. Если вы такие бездарные, что не можете придумать ничего оригинального, это не значит, что другие могут это сделать лишь под кайфом.
Еще один на удивление популярный тип претензий – это «Что это за хрень?», «Причем тут Гоголь?», «Это не Гоголь вообще». Ну, в общем, люди включали фильм, думая, что им покажут биографичную ленту о жизни Гоголя. Лол.
Находились даже те, кто призывал запретить этот фильм как «оскорбляющий память Гоголя». Ну таким я скажу: вы бы еще все анекдоты про Пушкина запретили, оскорбленные вы наши.
Так, теперь, когда мы разобрались с нелепыми претензиями, пора углубиться в действительно серьезные проблемы фильмов.
Когда я смотрел «Гоголь. Начало», я очень часто ловил себя на мысли, что просто теряю нить повествования. Фильм постоянно скачет с одной истории на другую, не может сосредоточиться и сосредоточить внимание зрителя. Даже начинается он как-то очень резко. Нам не дают времени погрузиться в новый мир, попытаться понять его, прочувствовать. А ведь это тот случай, когда экспозиция очень важна. А здесь: бам! Девушку убили! Бам! Вот Меньшиков расследует! Бам! Вот Гоголь, и у него приход. Потом нас худо-бедно знакомят с этой историей, но при этом повествование продолжает скакать туда-сюда. Нет, создатели молодцы, что отдельные несвязные рассказы из «Вечеров на хуторе» они попытались связать в одну историю. Но делать это стоило бы более… плавно что ли.

Думаю, те, кто хоть немного интересовался темой этих фильмов, уже знают, к чему я веду. Дело в том, что кому-то в голову пришла гениальная мысль: а давайте снимем СЕРИАЛ «Гоголь», а потом склеим серии, порежем, разобьем их на фильмы и пустим в кинотеатрах! Двойная выгода же! Люди посмотрят фильмы «Гоголь», а потом пойдут делать рейтинги каналу «ТВ 3», который покажет полную необрезанную версию! Двойная прибыль!
И вот эта сериальность ОЧЕНЬ сильно повлияла на качество фильмов. В некоторых сценах прямо физически ощущалась нехватка какого-то фрагмента, а скачки с одной истории на другую как раз и объясняются тем, что события должны были происходить в разных СЕРИЯХ. Да что там говорить, прямо посреди фильма в одной сцене появляется крупная надпись «Гоголь» на фоне Луны. Это тупо должна была быть заставка новой серии, и ее решили по каким-то причинам оставить!
Но только жадные до двойной прибыли создатели не учли вот что: если фильм выйдет слабым, никто не захочет смотреть полную версию! При всем уважении, Егор Баранов – это не Зак Снайдер, фанаты которого готовы простить любую невнятную хрень, обосновав ее «смотри пятичасовую режиссерскую версию, там все логично объясняется».
В итоге из-за сериальности «Гоголь. Начало» еще и обрывается на полуслове, без всяких предупреждений. И жди продолжения целый год (а не один день, как зрители сериала).

В общем, как вы поняли, «Гоголь. Начало» оставил зрителей в недоумении, разочаровании и злости. Но впереди была вторая часть, и у создателей был целый год, чтобы поработать над ошибками. Удалось ли им это? Скажем так, местами.
Не знаю, то ли я уже настроился на характер фильмов, то ли создатели и правда поработали над ошибками, но уже в «Гоголь. Вий» рваности истории стало меньше. Повестование вышло более плавным, переходы закономерными, скачков между сюжетами меньше. Основная детективная линия начала раскручиваться, стали появляться интересные подсказки. Появляется весьма занятный персонаж Хома Брут, убийца нечисти с деревянной рукой. Просто идеальный герой для кинокомикса, коим «Гоголь» по сути и является. И вроде бы все идет на поправку, но увы, сериал спотыкается на мелочах.
Например, возьмем переложение самого страшного рассказа Гоголя – «Вечер накануне Ивана Купала». Он содержал одну из самых душераздирающих и эмоциональных сцен всей серии «Вечеров»: ослепленный от любви парень убивает маленького мальчика, брата своей возлюбленной ради несметных сокровищ. Да еще и мальчик этот ранее по сюжету заступался за парня и очень любил его. Здесь же мальчика заменили на уже взрослую девушку, и весь драматизм сходит на нет. Да к тому же нас не ждет продолжение – как у него отшибло память, и он долгими днями ходил смурной, пытаясь вспомнить, что с ним произошло и как он получил богатства. Ну как можно было запороть такую шикарную историю, я не понимаю.
Ну или возьмем Вия. Того самого Вия, который вынесен в заголовок. В фильме нам его показывают как-то мельком, ни разу целиком, и он вообще не навевает страха. Разве что на общем плане, когда он встает во весь рост. Да даже пластилиновое чучело из старой экранизации пострашнее смотрелось. Вообще та сцена с нечистью и магическим кругом была сделана как-то очень коряво и зачем-то с эффектом стробоскопа.

Чем же заканчивается фильм? А вы правы, опять ничем! И вы поймите, в обоих случаях это был не открытый финал, как  фильмах типа «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», «Мстители: Война Бесконечности» или «Матрица: Перезагрузка». Нет, это была типичная сериальная концовка to be continued.
Впереди был последний фильм и последний шанс исправить ошибки. Что же получилось?
Ну, как вы понимаете, одна проблема решена автоматически: «Гоголь: Страшная месть» наконец-то получает логический финал (пусть и с небольшим заделом на спин-офф, которого, конечно, не будет). Ну а вообще… Да нормальный фильм получился!
Нет, серьезно, «Страшная месть» стала, наверное, самым достойным фильмом из всей франшизы (кстати, Кинопоиск со мной согласен, судя по оценкам). Вероятно, основной причиной тому стал хронометраж. Если первые два фильма умещали в себе по три серии сериала, то последний – только две. Таким образом, пришлось меньше монтировать сцен, и вполне возможно, что до кинотеатров история доползла именно в том виде, в котором ее видел создатель.

В «Страшной мести» разорванные ниточки стали соединяться в одно целое полотно, стали раскрываться подробности и тайны, всплывать призраки прошлого, получила развязку история рождения Гоголя (примитивную, но пойдет), закрылась детективная линия. Да, она вышла не шибко сложной, но меня ей, как ни странно, удалось обмануть. Вероятно, потому что я был расслаблен общей простотой повествования и не ожидал сюжетного выверта. Признаюсь, мне выверт с главным преступником понравился. Но увы, тут мы упираемся в то самое правило Рональда Нокса. Понимаете, тут важную роль играло то, как злодей узнал, где прячут девушек. Но ведь он сверхъестественная сила, почему бы ему не знать это просто так? Из-за этого детективная развязка выходит несколько смазанной. Но, повторюсь, в общем и целом достойной, по крайней мере, для такой безумной истории. И когда казалось, что уже вроде бы сериал под конец искупляет большинство своих грехов и хочет закончиться, создатели начинают зачем-то уходить в отрыв и пихать туда все подряд. Ведьма то схвачена, то не схвачена, то хорошая, то плохая, зачем-то приплели тайные общества, линия с героем Олега Меньшикова выплывает без всяких намеков из ниоткуда…

Ну и главная беда третьей части: после слабой первой и спорной второй третья уже автоматически воспринималась многими в штыки и вызывала недовольство изначально. И ладно бы это было отдельное произведение, но ведь нет, линия первых фильмов продолжалась, а значит и "Страшная месть" — часть общей истории, не выглядит самостоятельной, а значит наследует пороки предшественников.
Ну и последняя сцена с Пушкиным и Лермонтовым на общем мрачном фоне истории выглядела как какая-то пародия из «Камеди Клаба». Там даже звезда фильмов «Гитлер Капут» и «Ржевский против Наполеона» Павел Деревянко снялся. Что это было, зачем, почему – непонятно.

Написал я предыдущий абзац и понял, что это еще одна проблема фильмов – слишком серьезный тон. Вспомните рассказы Гоголя: в них страшное элегантно соседствовало со смешным. В одной книге умещались «Вечер накануне Ивана Купала» и «Заколдованное место», «Страшная месть» и «Пропавшая грамота», «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством». В фильмах же все подается на серьезных щах, с серьезными персонажами. Один только герой Меньшикова худо-бедно, но пытается шутить, но зачастую он своим напускным оптимизмом и весельем смотрится на общем фоне неестественно, как будто пытается развеселить посетителей похорон. Господа, ну вы чего? У вас ГОГОЛЬ! В ДИКАНЬКЕ! ВСТРЕЧАЕТСЯ С ПОКОЙНИЦЕЙ! БОРЕТСЯ С ВИЕМ! И РАССЛЕДУЕТ УБИЙСТВА ТАИНСТВЕННОГО ЧЕРНОГО ВСАДНИКА! Ну это же безбашенный отвязный сюжет, ну будьте вы попроще, улыбнитесь, в конце концов!

Но знаете, при всех проблемах, неудачах и ляпах трилогию (ну или мини-сериал) «Гоголь» я хочу похвалить. А точнее, похвалить ее создателей. Понимаете, я на протяжении всего сериала видел, что они подошли к делу с душой. Что им не все равно. Они старались над созданием атмосферы, гримом, костюмами, спецэффектами (насколько это было возможно при их бюджете). Кое-что даже получалось. Например, атмосфера страшной сказки в провинции вышла очень сносной, мне порой даже страшно было. Актеры в основном подобраны неплохо, да и играют достойно, по крайней мере, основные. История рассказана не совсем уж нелепая, я ждал худшего. Создатели не побоялись идти на смелые ходы вроде убийства некоторых центральных персонажей или ту брутальную сцену с вырезанием большой группы людей.
Ну и круто, что фильмы содержат в себе немало пасхалок, отсылок и фан-сервиса. Российскому кино этого очень часто не хватает. К примеру, герой Олега Меньшикова в самом начале первого фильма предлагает Гоголю: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?». Я проорал с этого момента.

Ну а отсылки к повести Нос (безносый человек), сжиганию второго тома «Мертвых душ», похороны Гоголя заживо – все это хорошо ложилось в концепт истории. А история с погребением заживо даже получила логичное (в контексте фильмов, конечно) объяснение.
В общем и целом, мы получили три развлекательных кинокомикса. Пусть местами неловких и неуклюжих, местами глупых и нелогичных, но давайте будем откровенны: а много ли подобных проектов выходят у нас в стране?
Я очень надеюсь, что карьера у Егора Баранова сложится хорошо. Видно, что ему было не все равно на свои фильмы. У него еще все впереди, ведь режиссеру сейчас всего 30 лет.
Кстати, в 2020 году анонсировали продолжение похождений Гоголя, которое вроде как будет называться «Гоголь-2». Надеюсь, у создателей хватит ума переименовать его, потому что это ж совсем дебилизм: четвертый фильм серии выпускать под номером два, тут даже Лукас бы с ума сошел от такой математики.
https://paisiypchelnik.livejournal.com/282707.html
movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий