Поиск

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА СОМАТИ-ПЕЩЕР


    Продолжаю публикацию материалов из нашей новой книги "Мистическая Кабардино-Балкария".

…Тайна чегемских мумий, которая мучила меня на протяжении десятилетий (я узнал о ней в 1987 году), сегодня, после ознакомления с аналогичной хабазской историей, видится близкой к раскрытию. Она невероятна, не укладывается в наши обычные представления, но – уверен – объяснение, что предложу – единственно возможное. Запредельное, фантастическое, и, тем не менее, достоверное.
    …Всю ночь, прошедшую после вчерашней, состоявшейся 28 марта с.г. поездки в Хабаз, я не спал. Сон не шел, да так и не пришел. Я раз за разом прокручивал в голове историю с чегемскими мумиями, случившуюся, напомню, в 1767 году. Историю, которая не может быть подвергнута малейшему сомнению, так как зафиксирована в архивных документах, кои можно взять в руки, прочитать, проанализировав свидетельства очевидцев тех далеких событий. Я пытался понять, что же упустил них, какие детали прошли мимо моего внимания. И понял, что надо еще раз перечитать рапорт кизлярского коменданта Н. А. Потапова Синоду о найденном в Чегемском ущелье местными пастухами храме с золотыми и серебряными вещами. Перечитать не тот текст, что опубликовал впервые в 2004 году в мате-риале «Чегемские мумии», изложив документ, написанный на старорусском, языком, понятным для восприятия современному читателю. А оригинал.

    Желание это было столь сильным, а уверенность, что нахожусь на правильном пути, столь твердой, что я начал прямо в первом часу ночи рыться в своем огромном архиве. Более того, даже не был удивлен, когда практически сразу нашел копию того самого «Репорта в святейший правительственный синод от генерал-майора и кизлярского каменданта Патапова», хранящегося в АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/11, д. 1, лл. 1015–1018.
    Предупреждаю: читать непросто, многие слова звучат непривычно для нашего уха, изменилось их написание, построение предложений, их «неделение», но это подлинник, чем он и интересен.

Итак, несколько уточняющих моментов. Лист 1015: «…Разглашается, что живущих в горах, называемых чегемцов, из обращающихся в пастухах при баранах пред некоторым временем отошел один от места, где пасли баранов, версты с три нашел в ущелье яму и в ней двери, в которые вошел, где усмотрел сидящаго престарелого мужа и одну девицу и перед ними лежащия перед стариком книгу, которую он читал, а пред девицею золотой таз и в нем золотое же колечко, и сверх того золота и серебра при них довольно, откуда возвратясь к своим товарищам шести человекам об оном им объявил, почему все семь человек к тем людям ходили, и что у них было золота и серебра взяли. А когда стали брать и золотое кольцо, то девица бутто вызывалась им, чтоб онаго кольца не брали, объявляя могущую быть им чрез то гибель, однакож они того не послушали, и взяв все бывшее со-кровище отнесли в свою деревню. После чего во всей той деревни в три ночи слышен был голос, кто оное сокровище взял принесли б (лист 1016) обратное, подтверждая быть не того всем жителям худое происхождение. И потому все то взятое сокровище паки в ту ямину отнесли, где уже оных людей не видали. А в четвертую ночь те баранщики со всеми их семьями по-мерли, после которых многие и из жителей той деревни помирать начали».
И публикуемое ниже подтверждение, данное ротмистру Кирееву, посланному в Большую Кабарду для проверки «необычной смерти, от чего оная им приключается ближе разведать»: «…Владелец Касан Атажукин и самой чегемской житель Барак Бештов объявили ему, Кирееву. Яко такая зараза была у них в осеннее время по причине как чегемские их баранщики находились в горах для пазбы овец, то один из них шед нечаянно оступился в землю и усмотрел тамо выкладенную каменную хоромину и розрыв, мало взошел в нее, в которой нашел множество казны и других вещей, а при том несколько крестов золотых и серебреных и лежащих в нетлении два тела: одно мужеское в монашеском одеянии, а другое женское, по-видимому девичье. Почему тот баранщик, объявя о том протчим своим товарыщам, со-бравшись все в то место, ходили и несколько казны и протчих вещей взяли, а напоследок как с руки девичьяго тела стали снимать перстень, то в той палате услышали необычайный голос, запрещающь им от взятья всего того удержаться. Однако они не послушав того, что им надобно было, взяли и принесли в свои домы, после чего вскорости один по другом все до последняго з женами и детьми чрез два месяца по дватцати душ померли. (лист 1017) Чего убоясь, протчие жители те взятые вещи отнесли в ту же палату и по своему закону чинили богомолие и потом та зараза в ту же осень утихла и ныне обстоит благополучно».
И вывод: «…Сие вторичное подтверждение заслуживает еще вящаго исследования». На что, напоминаю, последовал «Указ ея Императорскаго величества самодержицы Всероссийския из святейшаго правительствующаго Синода коллегии иностранных дел»: «…о происходящих от кабардинцев разглашениях якобы о найденных в землянке человеческих нетленных телах з довольным числом золота и серебра, о чем де для разведывания еще от него нарочный туда отправлен и что окажется святейшему Синоду паки донесено будет, а как де надлежало бы к сему случаю для подробнешаго и совершенно сведущаго тамошние жилища…».
Что же я упустил при первом чтении? Место? Оно неясно – неизвестно откуда отсчитывать три версты, на которые отошел пастух, сделавший находку. Но имеется существенное уточнение: ущелье, в нем яма, в которую оступился пастух, и – на это прошу обратить особое внимание – дверь. Правда, неясно какая, но дверь, за которой оказалась «выкладенная (то есть сделанная руками человека) каменная хоромина». Судя по всему, дверь была не закрыта, так как ни в первом объяснении, ни во втором ничего не говорится об обратном, а предполагать, что у пастуха, отошедшего от товарищей, имелось что-то для устранения препятствия, весьма проблематично.
Еще один нюанс: в первом отчете говорится, что старик и девица находились в сидячем положении, а во втором – в лежачем. Нет сомнений, верно первое, что подтверждает уточняющий момент: старик читал книгу, а это возможно лишь в том случае, если ты сидишь и держишь книгу перед со-бой. Тем более, что и перед девицей (на ее коленях?) находился золотой таз.
Самый главный момент – люди были в пещере или мумии? В первом объяснении это не подлежит сомнению: люди, во плоти, одетые, сидящие, реальные, но не совсем живые. Находящиеся в каком-то странном состоянии, сомнамбулическом, если выразиться в сегодняшнем восприятии. Они не отреагировали на появление пастухов, иначе это было бы как-то отмечено, но проявили себя, когда один из пастухов стал снимать кольцо с руки девушки. В чем это выразилось, не совсем ясно – смысл слова «вызывалась» не определен: то ли девушка сказала непрошенным гостям об этом, то ли еще как-то дала понять – допустим, мысленно. И девушка ли? А, может, кто-то другой – невидимый страж подземных богатств?
Слово «нетленные тела», которое мы встречаем во втором объяснении, еще раз подтверждает: пастухи увидели не мумии, а людей, которые внешне ничем от них не отличались: с лицами такими же, как и у чегемцев – то есть, без всякого присутствия следов тления. В положении, которое характеризовало людей, а не мертвецов – сидящими: читающим книгу, держащей таз. И самое главное, реагирующими на их, незваных гостей, действия. В первом случае, как описано, через девушку, во втором – посредством неизвестного голоса. Но, скорее всего, с самого начала был именно голос. Голос стража нетленных тел – невидимого и всесильного. Об этом говорится прямо: 1. «во всей той деревни в три ночи слышен был голос, кто оное сокровище взял принесли б обратное, подтверждая быть не того всем жителям худое происхождение»; 2. «в той палате услышали необычайный голос, запрещающь им от взятья всего того удержаться».
Голос – вот самое главное и необычное в истории, случившейся в 1767 году в Верхнем Чегеме. Такое не придумаешь, даже обладая самым богатым воображением. Да и кому придумывать? Пастухам, детям природы, не представлявшим, что за пределами их ущелья есть другой мир? Людям, впервые столкнувшихся с присутствием высших сил. Сил, как оказалось, всесильных, страшных и безжалостных. Сил, которых они ослушались, и от которых пришла им смерть: «А в четвертую ночь те баранщики со всеми их семьями померли, после которых многие и из жителей той деревни помирать начали» в первом случае, и «после чего вскорости один по другом все до последняго з женами и детьми чрез два месяца по дватцати душ померли» во втором.

   Какие выводы можно сделать отсюда? Пастухам было дано время исправить допущенное (выразимся так) святотатство, но они в силу каких-то причин (скорее всего, человеческой жадности) отреагировали на предупреждение не сразу и «голос» привел свою угрозу в исполнение на четвертый день.
Кто пострадал? Все пастухи, непосредственно участвовавшие в разграблении. Пастухов, напомним, было восемь, скорее всего, это были молодые люди, в большинстве своем не обремененные семьями. Поэтому столь невелико общее число пострадавших – двадцать человек. Если бы смерть наступила, к примеру, от чумы, чьи микробы, как известно, могут сохранять свои свойства столетиями, то количество умерших было бы куда большим. По большому счету, в столь обособленном поселении, каким яв-лялся на тот момент Верхний Чегем, в живых бы никого не осталось.
Следовательно, «голос» покарав виноватых, пощадил непричастных к святотатству.
Все перечисленное выше дошло до меня только сейчас. Как и еще один момент, который я упустил, а он, как видится, представляется очень и очень важным. Куда делись находившиеся в подземном храме люди? Во втором объяснении они вообще не упоминаются, а в первом говорится прямо: когда чегемцы решили вернуть взятые сокровища и снова вошли в «ямину», то «оных людей не видали».
Куда же они делись? Ушли? Самостоятельно? Значит, они могли ходить? Или их перенесли? Тогда кто это сделал? И, следовательно, они где-то сейчас находятся? И кто были эти люди? Святой старец? Ведь «мужеское тело» было в «монашеском одеянии», понятно – христианском. А девица скорее всего его дочь? Само слово девица, употребленное в рапорте, означающее лицо женского пола, достигшее половой зрелости, но не со-стоящее в браке, свидетельствует как о ее возрасте, так и восприятии очевидцев.
Об этом же косвенно говорит кольцо, лежащее в стоящем перед ней тазу. Именно при попытке взять его впервые дал знать о себе таинственный голос. И хотя во втором объяснении говорится, что пастухи «с руки девичь-яго тела стали снимать перстень», но голос все равно звучит именно при этом действии.
Значит, кольцо имеет значение, и очень важное для находящихся в катакомбе людей и их непосредственного стража. Может быть, с ним связано жизнь девушки в будущем, когда она возродится (очнется? Проснется?) и кольцо символизирует ее дальнейшую судьбу? Стоит вспомнить, что древние отводили кольцу роль своеобразного стабилизатора, скрепляющего связь между душой и телом. Его носили, чтобы удерживать душу в телес-ной оболочке, а снимали в момент наступления смерти или совершения мистического обряда. У древних христиан кольцо служило опознавательным знаком, в последующем стало своего рода символом единства, господства и повиновения.
И еще один не менее важный вопрос? Что охраняли находившиеся в «ямине» люди? «Множество казны», то есть сокровищ, в том числе «не-сколько крестов золотых и серебреных»? «Прочие вещи»? И что это такое – прочие вещи? Вероятнее всего, церковная утварь – весьма драгоценная, яркая и впечатляющая внешне. А может, книги – священные книги христианства, которых в катакомбе должно было быть много, а отнюдь не одна (та, что в руках у старца)? И куда все это делось в дальнейшем? Ведь «жители взятые вещи отнесли в ту же палату», но в дальнейшем они исчезли. Значит, их забрали старик и девица (если они ожили) или тот, кто перенес людей, находящихся в сомнамбулическом состоянии, в другое место. И где сейчас это место?
А теперь еще раз вернемся к хабазской истории, имеющей столь много общего с верхнечегемской. Прямое действующее лицо в ней одно – житель селения, умерший года три назад. Он нашел катакомбу, побывал в ней и увидел:
1. Трех сидящих человек. Это были именно люди, а не мумии, со всеми присущими живым организмам признаками: плотью, а не высохшими костями; лицами, волосами. И, что не менее важно, одетые. Люди, выглядевшие внешне как сам житель Хабаза, но только не проявлявшие признаки жизни.
2. Посредине комнаты стоял большой котел. Что в нем – нам не-известно. Но, судя по всему, что-то было, так как аналогичный предмет в верхнечегемской «ямине» (таз) был заполнен различными вещами, сделанными из драгоценных металлов. 3. Книги, много книг, лежащих около одной из стенок.
Вот и все, о чем мы можем говорить с определенной долей уверенности. И еще о голосе, который предупредил вошедшего о грядущих проблемах, если он заберет с собой вещи. Предупредил не только его самого, но и супругу, благодаря которой возможное святотатство и не состоялось.
Впрочем, эта история еще находится в развитии, она творится в пря-мом смысле слова на наших глазах, а посему отвлечемся от нее и попыта-емся разобраться (если все описанное выше, конечно, имело место), что все это значит. А проще: кто эти люди, находившиеся (находящиеся?) в подземном храме и кто охраняет их от воздействия внешнего мира.
Эта мысль не давала мне покоя при многократном перечитывании рапорта кизлярского коменданта и попытке объяснить хабазскую историю. И когда я уже в какой-то мере отчаялся найти ответ, в личную почту (можете верить, можете – нет) на Фейсбуке пришло письмо. От неизвестной мне Татьяны Соколовой, отправившей свое сообщение после прочтения первой части этого материала «До встречи, господа хранители!» в два часа ночи. Вот оно: «Виктор, здравствуйте! Вы, конечно, знакомы с книгами Эрнста Мулдашева? Мне кажется, именно в них объясняется описанный вами феномен: люди, обнаруженные в подземном храме селения Верхний Чегем, находились в состоянии сомати. Как и те, кого видели в хабазском склепе. Я хотела вас предупредить: это очень опасно – потревожить их покой; даже если у вас чистые намерения…».
И все мгновенно стало на свои места. Мне оставалось только вернуться к книге Мулдашева, прочитанной когда-то давно, оставившей след в памяти, но воспринятой как нечто ирреальное, основанное не столько на фактах, как на богатом воображении. То, что я недооценил изложенное в ней, стало ясно после того, как нашел прямые параллели между зафиксированном в далеком Тибете и на нашем родном Кавказе.
Итак, феномен сомати (английское «somadhy») – каменно-неподвижное состояние тела за счет снижения обмена веществ в организме до нуля по-средством воздействия на воду организма. При сомати душа находится вне тела, которое может находиться в таком состоянии столетия, если не тысячелетия. Известны случаи, когда люди, пробыв в состоянии сомати не-сколько лет, возвращались к жизни. Сомати – не летаргический сон и не состояние клинической смерти; оно наблюдается в воде, ледниках и пещерах. Что касается последних, то именно в них держится в среднем темпера-тура +4°, при которой возможно сохранение тела, прежде всего мозга. Предполагается, что при сомати вода переходит в четвертое, неизвестное науке состояние. И самое главное: у людей, находящихся в данном состоянии, имеется защита – барьер психической энергии, который простые смертные не могут преодолеть.
По Мулдашеву, сомати – самоконсервация человеческого тела, которая призвана сохранить род людской, если человечество постигнет какая-нибудь катастрофа. Тем самым, считает он, Высший разум предусмотрел возможность сохранения человека на Земле. Но этот вывод – сомати как хранилище генофонда – представляется неверным: современная наука близка к тому, что людей будут просто выращивать.
А теперь откроем книгу «Что сказали тибетские ламы?» – главу, в которой идет речь о беседах Мулдашева с «особыми людьми», которые следят за сомати-пещерами. Построена она в форме вопросов и ответов, некоторые из которых напрямую перекликаются с нашей историей. Возьмем на себя смелость лишь чуть-чуть подкорректировать построение фраз, не влияющее на смысл сказанного.
– Кто дает доступ в сомати-пещеры?
– Тот, кто там находится!
– «Он» — это человек?
– Да, человек в состоянии сомати.
– Когда разрешен вход в сомати-пещеру?
– Только в полнолуние, а также через 11 и 12 дней после полнолуния.
– Вы ходите туда с фонариком?
– Разрешено применять только слабые фонарики, да и то не везде.
– В первой комнате пещеры, вы ощущаете действие необычных сил?
– Именно в этой комнате начинается ощущение необычных сил. Молитва и углубление медитации нужны для того, чтобы приспособиться к действию этих сил. Если тебе это не удается — ты ощущаешь, что идти в пещеру нельзя.
– Почему?
– Можно погибнуть.
– А как вы чувствуете, что не удалось приспособиться к действию не-обычных сил?
– Возникает головная боль и хочется уйти из пещеры. Это смертельно опасно, если ты войдешь в пещеру неподготовленным.
– Обычный человек может войти в сомати-пещеру?
– Это очень опасно. Смертельно опасно. Дорога там плохая. Много змей. Это не простые змеи – мистические змеи. Они оказывают влияние на вошедшего человека.
– Какое?
– Тебе не хочется идти в пещеру. Болит голова. Если преодолеть это — наступит смерть.
– Войдя в сомати-зал, вы разговариваете с человеком в сомати?
– Я имею право только смотреть, разговаривать не имею права, чело-век в сомати может разговаривать, но я не имею права говорить.
– Разговаривая, человек в сомати открывает рот?
– Немного открывает. Но разговаривает он очень редко.
– Как выглядит тело человека в сомати?
– Почти как нормальное тело, может быть, чуть более желтоватое.
– Человек в сомати облачен в одежду или нет?
– Он одет. Но может быть и без одежды.
– В каком положении лежит человек в сомати?
– Он сидит. Его ноги подогнуты под себя. Руки лежат на коленях. Глаза полузакрыты, глазные яблоки повернуты вверх так, что виден только белок.
– Вы трогали человека в сомати?
– Да.
– Какое у него тело?
– Холодное и плотное.
– У людей в пещере череп большой или как у обычных людей?
– Черепа у них разного типа. Некоторые имеют очень большой череп, некоторые — большой и удлиненный в виде башни, некоторые обычный. Все они с длинными волосами.
– Есть ли у людей в пещере перепонки между пальцами рук или ног?
– У них пальцы рук и ног обычные, но с очень длинными ногтями.
– Современный человек может войти в долгое сомати?
– Не может, потому что для этого надо иметь силу от Бога. Древние люди входили в сомати в пещерах и могли войти в это состояние на очень долгий срок.
– Вы видели, как человек в пещере вышел из состояния сомати?
– Нет, такого не было.
– Получается, они не разу не шевельнулись?
– Нет.
– С какой целью люди входят в сомати?
– Я думаю, большинство входит в сомати для того, чтобы увидеть будущее и сохраниться для этого.
– Кто защищает сомати-пещеры?
– Дух.
– Чей дух?
– Его.
– Кто это «Он»?
– Это большой секрет.
– Есть ли еще в мире сомати-пещеры?
– Да, такие пещеры есть в Непале, Тибете, Китае, Индии.
Вот такой диалог, результатом которого стало разрешение Эрнсту Мулдашеву войти в сомати-пещеру. Пещера в его описании представляла из себя обычный лаз в горе, который расширился через несколько метров. Далее последовал узкий проход двух-трехметровой ширины, завершившийся через 25–30 метров железной дверью, которая была вмонтирована в скалы и скреплена цементом. За дверью оказался просторный зал, в конце его еще один лаз. (Как тут не вспомнить про дверь, о которой говорится в рапорте кизлярского коменданта!)
И вот как описывает свои ощущения Мулдашев: «При входе в лаз я ощутил чувство непонятного страха, которое через несколько десятков ша-гов так же неожиданно исчезло, но сменилось чувством непонятного и сильного негодования. Еще через несколько десятков шагов началась головная боль, которая вскоре стала распирающей. Преодолевая эти ощущения, я прошел вперед еще около 10 метров. Головная боль стала такой, что я еле терпел ее. Я понял, что дальше идти нельзя, в противном случае наступит смерть. Я направил свет фонарика вперед. Руку, протянутую вместе с фонариком вперед, я перестал почему-то ощущать. Глаза застилал пот, невесть откуда взявшийся в пещерном холоде».
Столь же безуспешно закончилась и вторая попытка. И вот какой вывод делает ученый из пережитого: сомати-пещеры существуют; они защищены психоэнергетическим барьером, который стимулирует чувства страха, тревоги, негодования и вызывает головную боль и слабость; барьер этот на данный момент непреодолим.
Как относится ко всему этому? Можно верить, а можно нет.
Как относится ко всему, что произошло в Верхнем Чегеме и Хабазе?
Точно также. Но посмотрите, сколько созвучных моментов, конкретных параллелей, схожих деталей, объясняющих то, что произошло в Чегемском ущелье почти 250 лет назад. А уж если получит дальнейшее продолжение хабазская история, то…
Право, даже дух захватывает от того, что мы можем узнать.
Что нам предстоит узнать.
Что мы узнаем.
Более того — совсем скоро.
Если, конечно, мне это будет дозволено…

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий