Поиск

Самая страшная авиакатастрофа в СССР: 200 оборванных жизней у Трех колодцев



Самолет Ту-154, аналогичный разбившемуся

День 10 июля 1985 года стал чёрной полосой в истории советской и российской авиации. Печальный рекорд по числу жертв этой катастрофы в СССР и России до сих пор не побит.

В этот знойный летний вечер самолет Ту-154Б-2 №85311 (самая массовая в то время модель) единственной в СССР авиакомпании "Аэрофлот" выполнял обычный рейс из узбекского города Карши в Ленинград с промежуточной посадкой в Уфе.

Лайнер на 164 места был забит под завязку, было много детей и пассажиров с грудничками без места. Всего в воздушном судне разместились 200 человек, 191 пассажир (из них 52 ребёнка) и 9 членов экипажа. Несмотря на поздний вечер, в городе была жара +33°С, а днем термометры вообще зашкаливали.


Общий вид места крушения

В 23:00 самолёт вылетел из аэропорта и взял курс на Уфу, набирая максимально допустимую для Ту-154 высоту 11600 метров. В то время для экономии топлива экипажам приказывали летать на максимальных высотах и платили за это премию.

Экипаж, не выспавшийся днем в гостинице из-за жары, включил автопилот, и решил немного передохнуть. Через полчаса лайнер набрал заданную высоту с максимально разрешенной скороподъемностью. В ходе набора высоты лайнер постепенно терял скорость, которая при достижении высоты 11600 м. составила всего 400 км/ч.


Остатки хвоста самолета с бортовым номером 85311

Сработала тревожная сигнализация, судно начало трясти, начался помпаж двигателей. Но экипаж наоборот посчитал, что лайнер трясёт из-за слишком большой скорости, и уменьшил их тягу, продолжи удерживать высоту, вместо того, чтобы отдать штурвал от себя и набрать скорость. В дальнейшем сигнализация вышла из строя из-за попавшего на проводку просочившегося из туалета химраствора.

Это было фатальной ошибкой. Ещё больше замедлившись, лайнер высоко задрал нос и стал крениться вправо, превысил допустимы углы атаки и свалился в плоский штопор. От помпажа заглохли все двигатели. Как кленовое семечко, железная птица, кружась по спирали, падала на землю. В процессе трехминутного падения лётчики пытались вывести самолёт из штопора.


Остатки хвоста лайнера

На 3000 метрах пилотам удалось превратить вращение самолёта, но запустить двигатели они не успели. В 23:46 лайнер почти без крена на огромной скорости упал хвостовой частью на землю, развалился на части и сгорел в барханах пустыни Кызылкум неподалеку от небольшого узбекского города Учкудук, где ведётся добыча урановой руды и золота, получившего широкую известность после хита группы Ялла про "Три колодца" (так название города переводится с узбекского).

К утру поисковый вертолет обнаружил остатки самолета, более-менее уцелел лишь хвост судна. Никому из находившихся на борту 200 человек выжить не удалось…

Голосовой самописец оказался сильно поврежден, поэтому детали катастрофы устанавливали по переговорам с диспетчером и оставшемуся целым параметрическому" черному ящику".


Остатки шасси лайнера

По итогам расследования виновными признали лётчиков, допустивших ряд нарушений при пилотировании, что привело к сваливанию в штопор, из которого пассажирскому лайнеру выйти практически нереально. По неподтвержденной версии, экипаж могло от жары уморить в сон при наборе высоты.

Также комиссия отметила необычно высокую температуру воздуха на эшелоне полета (-38°С вместо стандартных -55°С) и сильные боковые воздушные течения, которые могли оказать негативное влияние на мощность двигателей и управление самолётом при наборе скорости на максимально разрешенной высоте с полной загрузкой пассажирами.

После этого случая под туалетными кабинами Ту-154 стали ставить металлические поддоны.

Как и все другие происшествия в СССР, катастрофа была засекречена. Никаких новостей в прессе конечно же не сообщалось.

Катастрофа произошла в безлюдной пустынной местности, доступ к которой затруднен. Никаких обелисков на месте крушения нет.

Лишь длинная скорбная аллея на кладбище города Карши является единственным напоминанием о произошедшей более 30 лет назад трагедии…

(с)

См.также:

«Мы смотрели, как эта махина рухнула на детский сад!»

Катастрофа Ан-24 Б CCCP-46276 1973 год.

Выжившие в авиакастрофах

Крупнейшая авиакатастрофа в истории

Столкновение Ил-14М и Ан-12БП над Калужской областью

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий