Поиск

Выбор главного героя. «Жизнь и приключения Мартина Чеззлвита», Ч. Диккенс


Раньше я только догадывалась, но теперь точно знаю: есть польза и приятность в медленном чтении. И понять это можно только перечитав то, что было по-крокодильи проглочено в молодости. Даже если и тогда понравилось.
Выбирая книгу, которую стоит перечитать, легко совершить ошибку, исключив ту, что уже была прочитана, потому что ТОГДА она не впечатлила, или было трудно читать, или скучно… Кто знает, что теперь вам откроется. Может быть, именно сейчас — самое время.

Так и произошло с книгой "Жизнь и приключения Мартина Чеззлвита", которая не относилась к самым моим любимым книгам Диккенса. А перечитать я решила вообще все, каковому решению очень рада.
Начиная читать любое художественное произведение мы машинально определяем, кто у нас главный герой. Чаще всего — это положительный персонаж. Он молод, у него есть друзья, таланты и обязательно — любимая девушка, на которой он женится. Это я не про все книги, конечно. Но у Диккенса чаще всего так. Несмотря на незамысловатость сюжетной схемы, произведения Диккенса мне очень нравятся. Я не считаю его лучшим писателем в мире, но одним из своих самых любимых. Впрочем, я уже про это говорила.
Итак, главный герой — это тот, о котором говорит львиная доля повествования. А даже если автор упускает его из виду, то только чтобы подогреть наш интерес к герою. Да, герой может быть и не вполне совершенен в начале повествования, но доброе начало в нем всегда перевешивает слабости. Если герой неправильно (жестоко, себялюбиво, надменно, подозрительно) ведет себя по отношению к друзьям/девушке, то это происходит вследствие неправильного воспитания, или заблуждения, или намеренного обмана третьим лицом. За время книжной жизни, герой обязательно изменится к лучшему, прозреет, исправится, совершит благородный поступок, и конечно — женится на своей возлюбленной. Ура!
У Диккенса также обычно один главный злодей и парочка помельче, хотя в Оливере Твисте целая банда негодяев и преступников, включая любимчика советской критики капитализма, Ловкого плута Доукинса, уж извините, но так оно и есть.
Мартин Чеззлвит (внук) очевидно претендует на роль главного. Все детали сходятся. И тиран дедушка, несправедливость которого приходится преодолевать, и путешествие в Америку, ах какую дикую страну, едва не стоившее герою жизни, и красавица невеста, помолвку с которой приходится скрывать, и злодей, оклеветавший его перед дедом, а также череда приключений, которая избавила его от снобизма и эгоизма и превратила в образец благородства и честности.
Так думала и я, читая книгу в первый раз, во второй же раз я изменила свою точку зрения. Мне кажется, впервые Диккенс сам изменил свои намерения и сделал главным героя "второго плана". А кто у нас герой второго плана? Тот, кто вносит разнообразие в повествование, но от которого оно зависит только частично. Злодей и то рисуется покрупнее. Но в "Мартине Чеззлвите" этот второстепенный герой связывает все части книги и всех героев воедино. Он практически не меняется от начала до конца (в худшую сторону он не способен, а в лучшую — некуда). У него нет ни блестящих надежд на будущее или связей в обществе, происхождения он самого простого, а любимая им девушка любит другого.
Наш главный герой — Том Пинч. Герой без героизма, без развития, без трагических событий (не считая ухода от рабовладе… работодателя Пекснифа), безнадежно влюбленный и одинокий. Можно бы назвать его рохлей и неудачником. Будучи очарованным ложной добродетелью Пекснифа, он позволяет собой помыкать, присваивать свой труд и свои добродетели человеку, на котором, как говорится, негде ставить печати (а лучше бы для клейма найти местечко!). Унижения и сарказма от нанимателя и его дочек Пинч не видит. А если и замечает колкости, то принимает их как должное. Между тем, никакого сходства между добровольным рабством Пинча и лицемерным прислуживанием того же Урии Хипа нет ничего общего. Пинч — чистая душа, музыкант, художник, архитектор и надежный друг. Вы бы тоже, как и Пексниф, посмеялись бы над его чудаческой наивности, которая не позволяла ему брать деньги за игру на органе в местной церкви (не в Солсберийском соборе, насколько я поняла, хотя тень от его знаменитого шпиля падает и на строки романа)? Надеюсь, что нет. Хотя бы пока читаете эту книгу.
Единственное потрясение в его бедной на события жизни — разочарование в Пекснифе. Но, как пишет автор, его разочарование было таким же полным и откровенным, как и его недавнее поклонение перед патроном. Небольшое происшествие в церкви открыло ему глаза на подлость Пекснифа, и уже ничто не сможет восстановить репутацию этого святоши.
Пинч гордится своей сестрой и находит в ее обществе радость и умиление. Руфь Пинч описана гораздо живее, чем "главная героиня" Мэри Грэм, помолвленная с "главным героем".
В книге довольно много ярких образов положительных героев: это и Джон Уэстлок, бывший ученик Пекснифа, и Марк Тэпли — чудак, которому обязательно необходимы жизненные испытания "чтобы он смог наконец проявить себя", потому что иначе "быть весельчаком слишком легко". Неисправимый оптимист, он помогает Мартину Чеззлвиту расстаться с эгоцентризмом и начать ценить в людях лучшие качества, чем способность "чего-то достичь" или "покровительствовать" друзьям.
Это и миссис Люпин, безнадежно влюбленная в Марка Тэпли, но понимающая, что удержать его возле себя, пока он не найдет для себя достойных трудностей и не преодолеет их, она не в состоянии и не имеет права.
Старый Мартин Чеззлвит тоже обнаруживает доброе сердце, но, по законам диккенсонианы, мы об этом узнаем не сразу, хотя и подозреваем что-то.
Еще несколько персонажей нам приятно встретить в книге, хотя описать их всех в одном обзоре не получится.
Из породы комичных героев необходимо упомянуть Сару Гэмп, именно она изобрела несуществующую подругу по имени миссис Харрис, а также умудрилась принять роды всех ее детей. Ну и ее реальная компаньонка Бетси Пригг, с которой они очень забавно ссорятся, и причина ссоры миссис Харрис, конечно же, и … чайник.
Думаю, что и описание характера, и манеры поведения Черри Пексниф, заслуживают упоминания, как комические. Но она не слишком симпатичный персонаж. Настолько не симпатичный, что даже молодой человек, которого она чуть было не женила на себе, написал в прощальном письме, чтобы она не пыталась его снять с корабля, на котором он собирался бежать в Новую Зеландию, потому что "живым он не дастся".
Отрицательных персонажей тоже достаточно (про Пекснифа я уже упомянула), но они не очень докучают нам в книге. Это в-основном, родичи Мартина Чеззлвита (обоих), которые жаждут смерти старого, чтобы заполучить его состояние.
Главный злодей тоже носит фамилию Чеззлвит. Джонас, племянник Мартина-старшего и зять Пекснифа, проходит все стадии падения и, чтобы скрыть несостоявшееся убийство, совершает настоящее, а потом отягощает список своих грехов и самоубийством. Описание его состояния после преступления не так впечатляет, как муки совести Билла Сайкса, убившего Нэнси, хотя бы потому, что совести у Джонаса нет, но, видимо, помучаться пришлось и ему.
Еще раз повторю, почему я считаю Томаса Пинча главным героем. Повторяющаяся не раз в произведениях английской литературы формула "добродетель сама себе награда" поистерлась от частого употребления и превратилась почти в насмешку, потому что очень часто эту фразу вкладывали в уста отрицательного или комического персонажа. Но в данном случае совершенно без кавычек ее можно отнести к Томасу Пинчу. Это очень несовременная точка зрения, я понимаю. Однако, Томас Пинч — это ангел, который оберегает всех в этой книге и которого никто не ценит, кроме очень близких друзей. Скромность никогда не позволит ему достичь высот в чем бы то ни было. И все же он счастлив. Ему достаточно видеть своих близких: сестру, друзей, старого Мартина Чеззлвита, Мерри Пексниф/Чеззлвит, в которой он принимал участие, счастливыми и благополучными. А они, уж поверьте, приложат все усилия, чтобы его жизнь была радостной и спокойной.
Будь на свете больше таких людей, наивных и чистых, и мир выглядел бы и в действительности был бы лучшим.
chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий