Двойной астероид 1999 KW4 глазами VLT

25 мая 2019 года двойной астероид 1999 KW4 пролетел на расстоянии 5.2 миллиона км от нашей планеты.. Так как орбита объекта была хорошо известна, ученые заранее предсказали его визит и подготовились к наблюдениям.

Европейская южная обсерватория выделила свой флагманский инструмент для изучения 1999 KW4: Очень Большой Телескоп (VLT) с приемником SPHERE. Это один из немногих детекторов в мире, способных получать достаточно четкие изображения, чтобы на них можно было различить оба компонента двойного астероида. SPHERE оправдал свою репутацию. Несмотря на неблагоприятные атмосферные условия и большую скорость движения астероида, приемник получил наилучшие на сегодняшний день снимки 1999 KW4.

Слева — полученное VLT изображение 1999 KW4. Справа — вид 1999 KW4 в представлении художника

На опубликованных ESO фотографиях можно увидеть оба компонента двойного астероида. Расстояние между ними составляет примерно 2.6 км. Диаметр основного тела равен 1.3 км, размер спутника — около 360 м, его период обращения вокруг основного тела — 16 ч. По словам ученых, результаты наблюдений 1999 KW4 важны для оценки эффективности стратегий отклонения подобных двойных объектов в случае возникновения вероятности их столкновения с Землей.

Кроме того, 1999 KW4 во многом напоминает другой двойной астероид Дидим (Didymos). Этот объект классифицируется как потенциально опасный. В следующем десятилетии Дидим станет целью двух космических миссий. В 2022 году построенный NASA космический аппарат DART врежется в его спутник. За этим событием будут наблюдать наземные обсерватории. Через 4 года к Дидиму прибудет европейская миссия Hera. Станция оценит последствия удара, тщательно обследует «рукотворный» кратер и проведет комплексное изучение обоих тел системы.

Материал на сайте журнала «Вселенная, пространство, время»