Поиск

«Охотникам за привидениями» — 35 лет. Семь интересных фактов о фильме


Ровно 35 лет тому назад киноманы со всего мира узнали, к кому нужно обращаться, если дома вдруг завелась какая-то паранормальщина. Все верно, именно в этот день в уже таком далеком 1984 году состоялась премьера «Охотников за привидениями» — одного из самых знаковых фильмов того десятилетия.

Не думаю, что мне нужно объяснять, чем же так хорошо кино Айвана Райтмана. Те, кто любят фильм все и так прекрасно знают. Ну а если же вы по какой-то причине вдруг не видели оригинальных «Охотников», то никогда не поздно это исправить. На мой взгляд, это одна из тех комедий, которая выдержала испытанием времени и вполне успешно смотрится и в наши дни. Так что, по случаю круглой даты я лучше расскажу о семи интересных фактах из истории создания картины.

Кино изначально задумывалось как ужастик

Истоки «Охотников за привидениями» лежат в давнем увлечении Дэна Эйкройда миром сверхъестественного. Где-то в конце 1970-х он задумал сюжет о группе профессиональных борцов с нечистью и всякими потусторонними монстрами. Ее действие должно было разворачиваться в будущем — в основном на других планетах и других измерениях.

К сожалению, изначальная версия сценария Эйкройда так и не стала достоянием широкой общественности. Так что, о ее содержании можно судить лишь с чужих слов. Ну а если верить им, то рукопись была выдержана в абсолютно серьезном стиле и во многом скорее напоминала ужастик. Судя по описаниям, сценарий относился к категории неэкранизируемых (по крайней мере, для той эпохи). Он содержал гигантское количество локаций и монстров — чтобы их показать потребовались бы сотни миллионов долларов. Кроме того, все читавшие скрипт отмечали, что его качество, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Главные герои были описаны весьма схематично, а сюжет отличался крайней сумбурностью.

Но, хоть сам по себе сценарий Эйкройда и был плохим, у него все же имелось кое-что, заслуживающее внимания. Сама концепцию группы людей, которые подобно пожарникам выезжают на вызовы, чтобы бороться с привидениями.

«Путеводитель по галактике» помог появлению фильма

Далее в дело вмешался его величество случай. В то время режиссер Айван Райтман работал над экранизацией «Путеводителя по галактике» и занимался подбором актеров. Он предложил Эйкройду роль Форда Префекта. И вот, во время переговоров с режиссером актер между делом рассказал ему о своем сценарии.

Ознакомившись с рукописью, Райтман сумел правильно оценить ее потенциал. Да, в задуманном Эйкройдом виде сценарий годился разве что на подложку. Однако, если переместить действие в наше время и подать всю историю в комедийном ключе, сохранив при этом некоторые стилистические особенности присущие ужастикам — тогда из всего этого могло получиться что-то действительно интересное. Настолько интересное, что Райтман был готов отказаться от «Путеводителя» ради этого фильма.

Райтману удалось убедить Эйкройда переделать скрипт. Для этой работы был нанят Гарольд Рэмис, впоследствии сыгравший в фильме Игона Спенглера. На пару с Эйкройдом они полностью переписали сценарий. Так сюжет «Охотников за привидениями» обрел знакомый нам вид.

Джон Белуши, Джон Кэнди и Эдди Мерфи могли сняться в фильме

Достаточно сложно представить кого-то другого на месте четверки охотников за привидениями. Они давно воспринимаются как неотъемлемый элемент фильма, вроде протонных ранцев и скрещивания потоков. А ведь сложись все иначе, многих персонажей сыграли бы совсем другие актеры. Еще на стадии выработки концепции фильма Дэн Эйкройд планировал позвать на главную роль своего друга Джона Белуши. Но судьба распорядилась иначе. В 1982 году Белуши умер от передозировки наркотиков.

Тем не менее, по словам Эйкройда в фильме осталось своеобразное напоминание о Белуши. По его мнению, Лизун — это своеобразный призрак актера, а сцена его обжорства базируется на эпизоде из фильма «Зверинец».

После смерти Белуши предложение сняться в фильме получили Чеви Чейз, Майкл Китон и Стив Гуттенберг. Но все они отказались. Некоторое время после этого основным претендентом на главную роль был Ричард Прайор. И лишь затем было принято решение позвать Билла Мюррея.

В фильме также мог сняться Джон Кэнди. Рэмис и Эйкройд специально написали под него персонажа Луиса Талли. Однако актеру не понравился сценарий и он отклонил предложение. В итоге, роль досталась Рику Моранису.

И, наконец, роль Уинстона изначально создавалась с расчетом на участие Эдди Мерфи. Однако он тоже отказался от этой возможности. В результате, незадолго до начала съемок сценарий был скорректирован. Роль Уинстона была значительно уменьшена, чтобы дать побольше экранного времени трем другим главным героям. Именно поэтому он появляется лишь в середине фильма. Говорят, что сыгравший персонажа Эрни Хадсон узнал об этой рокировке всего за день до начала съемок. Актер, мягко говоря, не остался в восторге от подобного решения но, конечно же, ничего не мог с ним поделать.

Во время прослушивания Сигурни Уивер изобразила пса

Помимо четверки охотников, создателям также требовалось найти актрису на роль Даны Барретт. Это оказалось более простой задачей. Узнав о проекте, Сигурни Уивер загорелась желанием принять в нем участие. Ей очень хотелось сняться в какой-то комедии, чтобы показать, что она умеет не только выбрасывать пришельцев в космос, но и смешить зрителей.

Чтобы убедить Райтмана, Уивер прибегла к необычному способу. На прослушивании она изобразила сцену превращения ее героини в пса. Актрису начала бегать на четвереньках, рычать на режиссера и, говорят, даже стала грызть подушку. К счастью, Райтман все правильно понял и не стал вызывать врачей. Тактика Уивер оказалась успешной. Роль Даны Барретт досталась ей.

«Охотники за привидениями» могли потерять название

Изначальный сценарий Эйкройда носил название Ghost Smashers. Уже в дальнейшем проект был переименован в Ghostbusters, что на самом деле переводится как «Разрушители привидений». Собственно говоря, заголовок популярной телепередачи Mythbusters («Разрушители легенд») является прямым оммажем этому названию.
Однако, когда «Охотники» были запущены в производство, возникла неожиданная проблема. Оказалось, что в 1970-е на ТВ выходил ситком под названием The Ghost Busters. Права на его название принадлежали компании Filmation. Это создавало потенциально опасную ситуацию. Filmation  могла в любое время подать в суд и потребовать студию переименовать картину. А ведь к тому моменту Columbia уже вложила значительные средства в раскрутку фильма под заголовком Ghostbusters.
Поэтому, Columbia пришлось заплатить отступные, чтобы сохранить название Ghostbusters. Filmation получила 500 тысяч долларов + 1% от будущей прибыли фильма. На этом история не закончилась. Несмотря на то, что «Охотники за привидениями» стали одним из самых кассовых фильмов года, благодаря известным особенностям голливудской бухгалтерии на бумаге фильм оказался убыточным. Так что Columbia не стала платить Filmation обещанный процент, сославшись на то, что по документам кино не принесло никакой прибыли.

В Filmation не смогли ничего с этим поделать и потому решили извлечь выгоду из популярности ленты другим образом, сняв мультсериал-продолжение под названием Ghostbusters . В свою очередь, Columbia тоже запустила в производство анимационный сериал. Чтобы избежать очередной юридической коллизии, студия решила добавить в заголовок слово Real. Так анимационные «Охотники за привидениями» стали «Настоящими охотниками за привидениями».

Опасная пена для бритья

Во время съемок фильма, создатели применили практически все существующие техники создания эффектов того времени от миниатюрных моделей до пошаговой анимации. Например, знаменитый Зефирный человечек был каскадером в специальном огнеупорном костюме. Для финала его по-настоящему подожгли.
В сцене уничтожения человечка создатели планировали облить Уильяма Атертона (он играл зловредного чиновника Уолтера Пека) пеной для бритья. Когда актер поинтересовался, сколько же именно пены на него собираются сбросить, то получил ответ что около 35 кг — но поскольку эта пена, и она очень легкая то ему, конечно же, не о чем волноваться.
К счастью, Атертон знал правильный ответ на детский вопрос о том, что весит больше, килограмм железа или килограмм пуха. Поэтому, он наотрез отказался сниматься в этом эпизод без предварительного «эксперимента». Для него был отобран, по всей видимости, не очень везучий каскадер. По словам Атертона, когда на него сбросили 35 кило пены, беднягу чуть не расплющило. Поэтому для съемок сцены количество пены пришлось значительно уменьшить.
Одним из главных символов картины стал Экто-1. Его «роль» исполнил  старый катафалк Miller-Meteor на шасси Cadillac Fleetwood 1959 года. Изначально предполагалось, что автомобиль будет выкрашен в черный цвет. Но затем создатели поняли, что поскольку большинство сцен с Экто-1 происходит в темное время суток, он будет практически неразличим в кадре. Поэтому цвет пришлось изменить на белый.
Большая часть съемок проходила на территории города Нью-Йорк. Но как это часто бывает, не все сцены снимались в один и тех же локациях. И даже в одном и том же городе. Так, в фильме использовались сразу две пожарные части. Эпизоды, где мы видим ее с улицы действительно были отсняты в Нью-Йорке. А вот сцены изнутри и кадры, в которых охотники спускаются вниз  по пожарному столбу, снимали уже в Лос-Анджелесе.
«Охотники за привидениями» создавались как главный хит лета 1984 года

Знакомясь с историями создания классических фильмов достаточно часто можно прочитать что-то в духе «на студии не могли оценить потенциал фильма, не понимали, что у них на руках материал, который изменит историю кино и поэтому не хотели давать много денег на съемки». И действительно, зачастую все так и было. Но только не в случае с «Охотниками за привидениями».
«Охотники за привидениями» изначально позиционировались Coulmbia Pictures  как главный блокбастер лета 1984 года. Студия не пожалела денег: в производство картины было вложено 30 миллионов долларов. По меркам киноиндустрии, это были очень большие деньги для того времени. Примерно столько же стоил шестой эпизод «Звездных войн» и «Индиана Джонс и Храм судьбы».






Стоит сказать, что боссы Coulmbia действительно рисковали. Они дали добро Айвану Райтману еще когда у него не было завершенного сценария. Фактически, он получил деньги под концепт, команду популярных комедийных актеров и обещание выпустить кино летом 1984-го.

Конечно, студия понимала, что ставки весьма высоки. Поэтому в раскрутку проекта были вложены большие средства. Применялись разные методы — от, как бы сейчас сказали, вирусной рекламы с использованием разъезжающего по улицам Нью-Йорка автомобиля Экто-1 до указания в трейлере фильма реально существующего телефонного номера. Позвонив по нему, можно было услышать сообщение на автоответчике, записанное Биллом Мюрреем и Дэном Эйкройдом.

Премьера фильма состоялась 7 июня 1984 года. Уже после первого же уик-энда все причастные к проекту могли открывать шампанское. «Охотники» оказались исключительно успешны. Они семь недель подряд занимали первое место в американском бокс-офисе. А затем были миллионы проданных видеокассет, отчисления от продажи игрушек и прав.

Разумеется, Columbia захотела развить этот грандиозный успех. Спустя несколько лет студии удалось уговорить оригинальную команду снять сиквел. Однако он пользовался куда меньшей популярность, чем оригинал. Затем случился «День Сурка», на съемках которого Билл Мюррей навсегда разругался с Гарольдом Рэмисом, отказавшись впредь с ним работать. Это поставило крест на любом продолжении с оригинальной командой охотников.

Ну а что было дальше, думаю всем известно: бесславно провалившийся женский ребут, а теперь вот и «настоящее» продолжение. Его вроде бы начнут снимать этим летом. На данный момент информации о новом проекте совсем немного, так что сложно судить, что из него может получиться. Но если мне вдруг доведется столкнуться с привидениями, то я, пожалуй, пока что предпочту позвонить настоящим охотникам.

Для желающих поддержать:

Web Money (USD): Z550553330247
VISA: 4585 2061 6002 4798

kiri2ll.livejournal.com

Добавить комментарий