Поиск

«Мария де Буэнос-Айрес», или Танец страсти в неожиданном исполнении


Все знают: есть опера. Такой отдельный вид искусства, синтетический (потому что объединяет музыку, театр, литературу и много чего еще). Умные люди говорят, что в опере главное музыка, как основной носитель действия. И мы все с ними согласимся, наверное, так как литературная основа оперы, либретто, ну… скажем… не всегда хороша (с логикой, связками бывают проблемы. Мне, конечно, напомнят про «Евгения Онегина» и «Пиковую даму», а я в ответ – про «Трубадура». Один театр даже объявлял конкурс на самое краткое и доступное изложение его сюжета).

Есть оперетта — маленькая опера, в которой музыка по-прежнему главная, но еще много танцев и веселья. Бывают яркие, часто с юмором, диалоги, и обязателен счастливый финал.

Недавно, благодаря Фольклорному центру им. Людмилы Рюминой, узнала о новом для себя жанре: ОПЕРИТА! И даже интереснее: танго-оперита. 

Даже всемогущая Википедия слова «оперита» не знает, зато про танго знают все, даже объяснять не надо. На одном сайте все-таки нашла: «Танго-оперита представляет собой новое синтетическое явление, объединившее в единое целое музыку и ритмическое чтение вслух, миманс и декламацию, пение и танец, выразительную пластику
и театрализованное действие, цвет и освещение. Таким образом, танго-оперита это музыкально-пластическо-театральное действо для визуального и аудиального восприятия».

Новый жанр был создан композитором Астором Пьяццоллой, родоначальником стиля танго нуэво, человеком, чье имя сейчас практически стало синонимом слова «танго». «Мария де Буэнос-Айрес» и стала первым произведением, написанным в жанре оперита. 

И, нужно сказать, музыка великолепна! Тот, кто хочет слышать и видеть танго, много танго, еще больше танго – Вам сюда! MIX-оркестр «Мастера России», который весь спектакль не просто играет, живет на сцене, очень понравился. 

Танцоры молоды и красивы. Новая эстетика, эстетика танго, поглощает и преображает их. Видна истинная увлеченность, огромная работа, но есть еще к чему стремиться…

Не понравился сюжет. Скорее, показался вторичным и каким-то уж совсем… даже не знаю как сказать, чужим. Оригинальное либретто написал поэт-авангардист Орасио Феррера. От авангардиста ожидалось нечто иное. А здесь… Первая часть – некая смесь отголосков «Кармен» и «Травиаты» с аргентинским колоритом. Вторая – слабый слепок драматической кантаты «Сиянье и смерть Хоакина Мурьеты» (когда-то в Ленкоме гремела рок-опера), которую Пабло Неруда написал в том же 1967 году. Возможно, для того времени в истории жизни и смерти «ночной бабочки» с чистой душой и было что-то вроде общественного вызова… Но времена изменились. Некоторые сцены спектакля, претендующие на трагизм, смотрелись чуть ли не комично. Хотя, возможно, это мне романтизма не хватает. Думаю, дело еще и в качестве перевода. Грубовато. 

И еще про сюжет. Возрастное органичение 18+ в данном случае не рекламная уловка и не перестраховка. Сцены изнасилования и убийства (пусть и показанные через танец), довольно натуралистичная казнь на электрическом стуле (заинтриговала?) – не для всех. Кстати, на практике театр удивительно лоялен, не очень взрослые зрители в зале были. Видела, как некоторых из них уводили опомнившиеся родители, прямо во время спектакля. Так что, вам самим решать, стоит ли знакомить детей с таким прекрасным танцем, как танго, через жестокость.

Подводя итоги. В Московском культурном фольклорном центре имени Людмилы Рюминой (еще совсем недавно – под руководством Людмилы Рюминой) началась новая жизнь. Если раньше место славилось спектаклями по русским народным сказкам и фольклорными концертами, сейчас в афише появились взрослые спектакли. «Мария де Буэнос-Айрес», какова бы ни была ее жанровая принадлежность, стала серьезной заявкой на современный мюзикл для взрослой аудитории. Причем аудитории очень взыскательной, любителей не столько латиноамериканских «мыльных опер», сколько танго и фламенко, танцев, которые рассказывают истории… И я очень надеюсь, что спектакль «обживется» на сцене. 

Моя фотография, сделанная во время исполнения центральной арии на бис. Прошу прощения за качество, но слишком быстро все происходило
Моя фотография, сделанная во время исполнения центральной арии на бис. Прошу прощения за качество, но слишком быстро все происходило

Хочу поблагодарить Театр Людмилы Рюминой,  сообщество moskva_lublu и лично Тину за приглашение и долготерпение

Группы театра в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм 

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий