Поиск

«Поликушка» Л. Толстого — социально-психологический триллер


Повесть Л. Толстого «Поликушка» была опубликована в 1863 г. и основана на реальных событиях. Сюжет подсказала знакомая барыня

В Википедии статья «Поликушка» — повесть — спойлер. Есть еще статья про одноименный фильм, снятый в 1922 году, там тоже раскрываются некоторые сюжетные ходы.

Произведение — жутчайшая картина крепостного быта. Нет, в нем нет ни сцен насилия, ни порок, ни Салтычих, жгущих дворовых девушек утюгами, ничего такого. Барыня, напротив, добрейшей души человек, либералка. И тем не менее нарисованный Толстым образ крепостничества ужасен. 

В повести присутствуют мистические мотивы (привидения и черти), поэтому жанр триллера ей вполне подходит. Многие критики считали, что по жанру «Поликушка» сближается с гоголевскими «Вечерами», но я с критиками не согласна. Гоголевские ужастики смешные и классные, толстовская же повесть — социальная чернуха. От нее не страшно, а тошно. И в этом, безусловно, мастерство автора, хотя толстовский стиль на мой вкус слишком тяжеловесен.

Главная тема повести — тема денег, в ней крутятся два основных сюжета-мотива: о дьявольских деньгах (свалившихся с неба, полученных не совсем законно) и о рекрутском наборе. Сцены с рекрутами, закованными в кандалы (а чтобы не сбежали по дороге на службу), заставляют сердце обливаться кровью. Кстати, таких же рекрутов, пусть не в кандалах, но в лаптях и в одних кацавейках погонят в 1914 со всех концов российской империи на западный фронт. Многие умрут по дороге от болезней и голода, так и не успев взять в руки винтовку.

Деньги — феномен неоднозначный. Для нас сегодняшних — это универсальное средство обмена, для темных крепостных крестьян пусть и просвещённого XIX века, это средство выкупа. В совсем дремучей древности, когда господствовал натуральный обмен, деньги использовались как плата за преступление (вира) — убил человека — уплати штраф. А больше ни для чего. Именно поэтому смысл денег (их символ) сближался со смыслом преступления. Отсюда и всевозможные поговорки на тему: деньги не пахнут, грязные деньги т.п. 

Мотив дьявольских денег, полученных (или уплывших буквально из-под носа) благодаря какому-то невероятному стечению обстоятельств, или нахождению в нужное время в нужном месте, не такая уж и редкая тема в русской литературе. К ней обращались многие: Некрасов в своем стихотворении «Извозчик» (оно небольшое, чтение займет не больше 3 минут) или Потехин в пьесе «Чужое добро впрок не идет».

Дьявольскими деньгами в «Поликушке» искушаем зажиточный крестьянин Дутлов. Его племянника, которого он обожает, должны забрить в рекруты, а у Дутлова есть возможность его выкупить (и да, вместо него забреют другого из того же села, и как потом смотреть в глаза его родичам?). 

Рекрутский набор – институт воинской повинности, существовавший в России в XVIII-XIX вв. Был отменен только в 1874 г., спустя десятилетие после отмены крепостного права. Если вдуматься в эти цифры, то узаконенный институт военного рабства по сути продолжал существовать еще целое десятилетие после аболиционистского акта 1861 г. В источниках по истории отмечается, что к XIX в. государство перестало учитывать какие бы то ни было народные обычаи в отношении потенциальных рекрутов (наличие семьи, задолженности по оброку и иным гражданским обязательствам) и полностью сосредоточилось на соблюдении собственного интереса, выражавшегося в тотальной регламентации процесса раскладки (перераспределения) рекрутской повинности. Избежать рекрутской повинности можно было только переложив тот самый воинский долг государству на своего соседа, такого же крепостного, которому посчастливилось меньше, у которого не было денег или покровителя, чтобы выкупится из «некрутов», как тогда их называли. Унижения, претерпеваемые семьей потенциального рекрута, чтобы избавить иногда единственного сына от страшной участи, сравнимы разве только с унижениями продаваемых с молотка крепостных.

Очередность тех, кому следовало идти в солдаты, велась крестьянской общиной. В «Поликушке» очень реалистично рассказывается о сходке на выбор рекрутов. Отцы семейств, откуда набирали будущих солдат, назывались по количеству годных (потенциальных) к службе сыновей шестерниками, пятерниками, четверниками. Толстовский Дутлов – тройник, что означает, что у него три сына (один из которых усыновленный племянник), хотя приказчик Егор Михайлович и поясняет для барыни что «у него сыновей только двое, а то племянники. Мир указывает, а по-настоящему ему бы надо двойниковый жребий кидать. Другие и от трех сыновей поделились, по своей необстоятельности, а теперь и правы, а эти за свою добродетель должны пострадать».

В рекруты обычно назначали молодых людей из больших семей, поэтому тот факт, что в произведении Толстого сыновей забирают у тройников, свидетельствует, что более многодетные семьи уже поставили первых кандидатов. Многодетные семьи страдали иногда вдвойне, поскольку с них могли взять двойную повинность (забрать двух сыновей, в случае если все тройники поставили по кандидату).

Повесть придется по вкусу тем, кому у Толстого нравится «Утро помещика», «Три смерти», «Воскресение» и тем, кого зацепил «Господин Прохарчин» Достоевского. Любители Потехина тоже найдут много знакомых мотивов и персонажей. Остальным не рекомендую.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий