Поиск

Мертвецы пледов не носят (1982). ПОСТ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА


Наконец-то я добрался до этого фильма! Долго же я к нему шел… Но оно того стоило. Ведь другого такого не было и нет. Перед нами уникальный образец пародии на нуар, сделанной в традициях классического нуара — и все это вышло уже безумно давно. Как вам идея посмотреть комедию-нуар с детективом Стивом Мартином, перекрашенным в жгучего брюнета?

Давным-давно, в прошлую пятницу восьмидесятые Стив Мартин еще только поднимался. На первых порах ему немало помогло сотрудничество с его другом, Карлом Райнером. У нас его знают плохо, но это весьма известный в Америке комедиант, актер, режиссер, продюсер, который начинал еще в 50-е на подмостках Бродвея. Обладатель девяти премий Эмми и одной Грэмми — это о чем-то да говорит. Хороший вообще чувак, ветеран, атеист, демократ, Бенни Сандерса поддерживал. Он и поставил первые фильмы со Стивом Мартином, в которых тот еще был и сосценаристом. И "Мертвые пледов не носят" — как раз такой случай. Карл Райнер даже сыграл тут небольшую, но значимую роль. И данная комедия — на самом деле не просто очередная комедия со Стивом Мартином, а уникальный эксперимент.

Ценность фильма не в том, что это пародия на нуар. И даже не в том, что это пародия на нуар, где собственно нуара и детективного сюжета не меньше, чем комедии. Ведь комедийных нуаров на самом деле не так уж мало, они до сих пор выходят. Ценность его в том, что это фильм, который тщательнейшим образом стилизован под сами фильмы сороковых. Я вообще люблю такие интересные киноэксперименты со стилизацией, вроде стилизации под восьмидесятые, под немое кино, под мультфильмы — много подо что. Так вот, этот фильм — достойный пример того, как это надо делать. От начала до конца он сделан с соблюдением практически мельчайших деталей, отличавших тогдашние фильмы. Он черно-белый, с характерным монтажом, идентичной работой со светом и камерой, точно такой же музыкой, как в те времена, монтажными переходами — и прочим, и прочим. В кадре высоконтрастное окружение, аутентичные декорации, красивые ночные кадры, пафосный дождь — и все это на удивление аутентично, без модного в неонуарах перебора, типа того же "Бегущего по лезвию", где дня и солнечного света как будто не существовало. Сделано с очень большим уважением к прошлому — ведь все-таки это фильм из молодости самого режиссера. И не удивительно поэтому видеть в финале титры, которые выражают глубокое почтение всем, кто работал над кино сороковых. У нас такого признания к мэтрам прошлого хрен дождешься, сто лет еще ждать.

Что самое забавное, и по сюжету это, в принципе, вполне себе классический нуар, если исключить полностью комедийные моменты. Наш Стив Мартин — это типичный крутой детектив Ригби Рирдон, глава детективного агентства, где его подручным является сам Филип Марлоу! Как водится, однажды к нему приходит роковая красотка, мисс Джулия Форрест, которая нанимает его для расследования смерти своего отца, производителя сыров, явно ставшего жертвой какого-то заговора. И далее начинается забег по штампам нуара — поиски, взломы помещений, подкупы свидетелей, обман, подставы, интриги, стрельба, и в самом конце — раскрытый глобальный заговор!

Играют герои, конечно, великолепно. Их тут не так уж много, на самом деле, и все держится в основном на Стиве Мартине. Надо отдать должное, образ сурового циничного детектива с откровенной самоиронией ему удался великолепно. И когда он важно зажигает спичку жестом из "Двойной страховки", и когда валяет дурака в гэгах. Ну а чо, Дик Пауэлл и Фред Макмюррей передают привет коллеге. Единственное, чего не понимаю — почему не использовали его изумительную схожесть с Даной Эндрюсом? Серьезно, в некоторых кадрах он на него похож один в один! Его пассия Джулия Форрест тоже получилась отлично — типичная роковая красотка с накрашенными губами, которая много курит и говорит характерным сексуальным голосом с хрипотцой. Между прочим, одна из немногих интересных ролей британки Рэйчел Уорд, которую помнят только за "Поющих в терновнике". А фигура-то у нее была ого-го.

Шутят тут очень много, едва ли не каждую минуту — что вполне понятно. Неплохо простебали и типичные детективные приемы тех лет в духе "посмотрел и все понял", образы героев, стилистику, пафосные и глубокомысленные размышления персонажей с претензией на черный юмор. Собственно, закадровые комментарии Стива Мартина от тогдашних нуаров практически ничем и не отличаются. Подсветили и традицию тех лет брать названия для фильмов с потолка — тут название не значит ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО, просто звучит пафосно. А особенно насмешил типичный пример психической травмы героя, что в послевоенном кино было в бешеной моде. "По-су-до-мойкаааа!!!!" (с)

Но на самом деле шутки тут дело не главное — фильм, честно говоря, заметно уступает тем же пародиям Цукеров-Абрахамса. Если бы это я делал я, я бы обязательно выстебал еще кучу клише нуаров — голландский угол, стрельбу в роковую женщину, постоянные флэшбэки… Довольно много шуток к пародии на нуар вообще отношения не имеют — это постоянные гэги Стива Мартина, который кривляется пьяным или отравленным, например. Очень, очень много гэгов, взятых из американских мультиков — что нынче очевидно и слепому. И, конечно, очень много шуток с сексуальным подтекстом — по теме маскулинности детективов нуара проехались по полной. Ну, и конечно не удержались от типичной комиксовой развязки про злодеев, желающих захватить супероружием мир, которую в реальных нуарах сороковых вряд ли можно представить — разве что в дешевых бэшках.

Но дело, в общем, не в этом. Кино уникально еще и другим — здесь львиная доля фильма представляет из себя монтаж со сценами из оригинальных фильмов 1940-х годов. Этих фильмов тут (вдумайтесь в цифру!) — более 18 штук! В итоге Стив Мартин постоянно говорит со звездами тогдашнего кино и активно с ними взаимодействует на экране. Удивительно, как хорошо, почти бесшовно, авторам удалось этого достичь. Сколько надо было сделать костюмов, идентичных декораций, подобрать отрывки, договориться с владельцами, продумать диалоги и сюжет… Конечно, определенный разрыв и неестественность заметны, если приглядеться, особенно из-за разницы в качестве пленки и разницы фигур актеров-дублеров. Однако все равно все сделано на удивление хорошо — мало того, что Стив Мартин активно и вполе адеватно общается с звездами нуара, так при этом еще и шутить нередко успевают.

Очень забавно видеть, как в итоге преобразились классические отрывки, попав в новый сюжет. Ава Гарднер стала агентом шпионской сети, Бетт Дейвис в больную ипохондрией дурочку, Лана Тёрнер в наивную глупую блондинку, Рэй Милланд в конченного алкаша… А Барбара Стэнвик превратилась… в самого Стива Мартина! Ну, а сам Хамфри Богарт, он же Филип Марлоу, стал вечно помятым и усталым подручным детектива, которому Стив Мартин постоянно выговаривает за отсутствие галстука.

Другое дело, что все-таки непонятно, по какому принципу подбирались фильмы. Конечно, забавно смотреть, как обстебали прическу Барбары Стэнвик из "Двойной страховки" и тому подобные эпизоды — но многие такие отрывки добавлены, что называется, "до кучи" и наверно, стоило их сменить на что-то посмешнее. Плюс неподготовленный зритель наверняка удивится тому, что для соответствия этим фрагментам Стиву Мартину приходится менять имена или переодеваться прямо в кадре. Но во всяком случае спасибо за финал, который едва ли не целиком взят из "Подкупа" с Робертом Тейлором — чувствуется, что Карлу Райнеру эпический финал тоже понравился. А вы думаете, почему Стива Мартина пришлось назвать агентом Ригби?

Жаль только, профессиональный перевод, как всегда, паршив и наверняка до хрена каламбуров потерялось. Ну серьезно, как можно быть настолько тупым, чтобы даже перевести "Джульет" как "Джульетта"? Даже название ухитрились перевести кое-как — оригинальное Dead Men Don't Wear Plaid явно надо переводить как "Мертвецы не носят клетчатое", там же на постерах специально для тупых отечественных надмозгов Стив Мартин с клетчатой тенью ходит. Ну да ладно. В общем, это не самая смешная пародия в мире, но посмеяться есть где — значительную часть хронометража я смеялся, а местами истерически хохотал. Штампы жанра тоже выстебаны неплохо. К тому же если вы посмотрите этот фильм, то увидите вполне адекватную выжимку из тогдашних нуаров, полюбуетесь на культовых актеров.

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий