Поиск

Валар дохаэрис (с.)


Игра престолов сыграна. Сериал, который шел несколько лет, который мы так любили и ждали, закончен. Завершилась эпоха.
Вероятно, ИП — первая в истории сериального кинематографа настолько масштабная и долгая сказка для взрослых (тут, естественно, нельзя не упомянуть банальности про совершенно непредсказуемый сюжет, внезапные многочисленные смерти симпатичных и ключевых персонажей, жестокость, насилие, сцены сексуального характера и обнаженка — все то, за что сериал любим народом).

Меня сериал впечатлил с первого сезона человечностью, жизнеподобием и психологической достоверностью своих героев. Они совсем как люди (не чёрные/белые, плохие/хорошие). Они объемны, органичны, они меняются, проходя жизненные испытания, взрослеют, зреют, развиваются и меняются. На моей памяти нет другого подобного кино в стиле фэнтези, где герои настолько человечны и психологичны.

Не предлагаю в этом посте обсуждать разочарование фанатов от финала (я вообще довольна смертью Дейенерис, она меня раздражала), предлагаю обсудить идею, которую создатели сериала хотели донести до зрителей. Не будем говорить, что это только идея Дж.Мартина и что это вообще его идея ))

У меня финальная серия, которую я посмотрела вчера, вызвала чувство грусти, душераздирающей грусти. Идея торжествующего рока, предопределённости, торжества судьбы — это то, что я увидела в заключении сериала. Валар моргулис — валар дохаэрис (Все люди должны умереть — все люди должны служить). Идея, сопровождающая ранее только линию Брана Старка, теперь становится ведущей линией. Все, что случилось с героями, было предопределено.

Дейенерис мечтала разрушить колесо, и полностью повторила его круг, наследуя историю своих предков — от завоевания Вестероса до безумия и гибели от кинжала в сердце. Следуя року. Джейме вернулся в объятия сестры, чтобы дать ей умереть в своих руках. Следуя року. Пес погиб в пламени огня в поединке с братом. Джон всегда в конфликте долга и чувства выбирал поступать как дОлжно. Миру был обещан Азор Ахай, который должен уничтожить зло, угрожающее миру, — Джон следует долгу.
Бран не хочет править Вестеросом, но повинуется року. Тирион не хочет быть десницей короля, но повинуется року. Про Теона Грейджоя, который делает всё, чтобы исполнить свою судьбу и оказаться перед смертью там, где он оказывается, даже говорит не буду, Бран про это прекрасно говорит в Теону перед смертью. Рок тотален и давлеет над всеми героями.

Над Джоном в финале мне хотелось плакать. Он, последний живой Таргариен, снова отправляется на Стену, как бесправный бастард в начале сериала. Ему нет места в цивилизованном мире. Сериал заканчивается там же, где и начинался — в снегах, за Стеной.
Эти последние кадры напомнили мне финал «Властелина колец» — Фродо, уничтоживший мировое зло и не нашедший себе покоя в этом мире, уплывает за море к чудесным берегам. Но во «Властелине колец» эта грусть финала — светлая, чистая. А тут…

Классический конфликт долга и чувства всеми условно положительными персонажами решается в пользу выбора долга (как в традиционном эпическом произведении, где общность — семья, народ, страна, человечество — превалируют над частным, над конкретным человеком). При этом выбирающий сознательное следование императиву долга персонаж остаётся, естественно, глубоко личностно несчастен (пожалуй, только у Сансы наиболее удачно получилось сочетать личную волю к власти с предуготованным судьбой).

Единственный персонаж, который у меня вызывает фантазию о возможности преодоления судьбы — Арья. Она сознательно отказывается от мести Серсее. Сознательно отказывается следовать тому, чему должна следовать. После 5 серии многие (и я в том числе) были уверены, что Арья, эдакий всадник смерти, уезжает из города на коне, чтобы убить теперь Дейенерис (тут не могу не вспомнить слова уважаемой Rinamois о вечности зла, которое не снаружи — Король Ночи, а внутри человека). Но Арья ее не убивает. И уплывает в неведомое, туда, где заканчиваются карты. По моему впечатлению, это единственный персонаж, который освобождается от своей судьбы, торжествует над ней. И у меня ощущение от финала линии Арьи, что там, за морями, ее встретит новая свободная жизнь.

Какие у вас эмоции от завершения сериала? Как вы считаете, является ли в сериале идея рока ведущей, или авторы хотели сказать зрителям что-то иное?
Насколько образ эпического героя, жертвующего своими личными устремлениями ради всеобщего блага, актуален для современной действительности (естественно, я не предлагаю буквально переносить историю персонажа в современность)? ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий