Поиск

ИРМ «Жук» (Советск)


Инженерно-разведывательная машина «Жук» входит в коллекцию музея под открытым небом в городе Советск Калининградской области.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — хорошее.
Дата съёмки — 06 июня 2018 года.

01.


02. ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.
Принята на вооружение в 1980 году.
Боевая масса — 17.2 тонны.
Вооружение — 1 пулемёт ПКТ в герметичной башенной установке.
Экипаж — шесть человек (три танкиста и три сапёра).
Значительная часть агрегатов аналогична БМП (двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части).


03. Наибольшее сходство с насекомыми Жуку дают два манипулятора в передней части.
Они поворачиваются из походного положения «назад» в боевое «вперёд».
На концах манипуляторов большие датчики миноискателя широкого захвата РШМ-2, которые прямо на ходу ищут мины в колее перед машиной.
В случае обнаружения подозрительного предмета, Жук автоматически останавливается.
Сапёры выходят из машины, берут инструменты из штатного набора КР-и и переносные миноискатели ИМП и РВМ-2, обезвреживают обнаруженную мину или определяют наличие минного поля, обозначая его контрастной лентой и флажками.


04. ИРМ Жук применяется так же для разведки водных путей, рек, бродов.
Машина может плыть по воде со скоростью до 12 км/ч, для чего у неё есть два винтовых движителя.
При этом Жук может измерять эхолотом глубину преодолеваемой преграды.
Для проверки несущей способности дна используется специальное ручное устройство пенетератор.
Палка с конусом, при помощи которой определяют плотность грунта.
На случай зимы в комплект оборудования входят ледоруб и лёдомерная рейка.
Чтобы при движени по воде не заливало воздухозаборник двигателя используется специальная поворотная труба (видна в центре фото в походном положении).


05. Для точного ориентирования и привязки координат к местности ИРМ Жук оборудована координатором ТНА-3, гирокурсоуказателем, артиллерийской буссолью ПАБ-2М, дальномером ДСТ-451 и перископом ПИР-451.
Для определения пространственного положения машины используется авиагоризонт АГИ-С.


06. На той же платформе, помимо ИРМ Жук, разработана ИПР (Инженерный подводный разведчик).
Внешне она очень похожа на Жука.
Отличием является большая длинная труба шноркеля на верхней части машины.
ИПР используется с теми же целями, что и ИРМ, но дополнительно оборудована для подводного разминирования.
Для этого в состав экипажа ИПР включен водолаз-сапёр.
В случае обнаружения датчиками мины на дне водоёма, машина погружается на глубину до восьми метров (долговременно) или до 15 метров (кратковременно).
Через шлюзовую камеру водолаз покидает ИПР и обезвреживает мину.
Затем машина всплывает и идёт дальше (подводным ходом ИПР не обладает, только погружение и всплытие при помощи встроенных балластных цистерн).


07. Винтовые движители в защитном кольцевом канале с поворотными рулями.
Винты сварные, внутренние полости залиты канифолью.


08. Перископ ПИР-451 поднят в боевое положение.


09. Номера на верхней лобовой детали: К6-07-104 и Х10ТТ3841.
Под ними клейма заводов (или мастерских?).


10. ИРМ Жук состоит на вооружении Армии России и по сей день. (фото: Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0)


11. Видеосюжет об ИРМ Жук, где всё вышеописанное показано в динамике:

Координаты:
55° 4’57.30″С
21°54’0.13″В


myauu.livejournal.com

Добавить комментарий