Поиск

Соционический клуб: Признаки Рейнина (окончание)


Напомню, что математик Рейнин не «придумывал» сами признаки (не давал их описания), а лишь предложил группировать соционические типы 15-ю разными способами. И таким образом из 16 типов получилось 15 групп: эмотивисты и конструктивисты, тактики и стратеги, решительные и рассуждающие, рационалы и иррационалы и т.д. – и это деление на противоположности, т.е., это дихотомии, такие же, как аспекты этика-логика, сенсорика-интуиция.

Так как с признаками Рейнина получается та же история, что и с аспектами в соционике — то не рекомендуется их самостоятельно определять у себя. Человеку кажется, что у него есть «и то, и то»: он вроде и логик, и при этом вроде бы и этик, он и интуит и в то же время и сенсорик, аналогично он и тактик, но нередко ставит и далекие цели, а значит и стратег, он легко заражается эмоциональным состоянием других – и значит эмотивист, но при этом предлагает дельные, конкретные решения – значит он одновременно и конструктивист.

В общем, не запрещается, но — пока человек не очень хорошо себя знает — не рекомендуется определять признаки по собственным представлениям о себе, по ощущениям, устремлениям, потому что  дихотомии превращаются в фуршетный стол, человек набирает себе всего понемногу, и все ему «подходит», и в результате никакого определенного вывода по своему ТИМ-у сделать не может.

Хотя мое мнение такое — пусть может и не все признаки однозначно понятны и заметны, но пару-тройку иногда удается различить в себе или в другом человеке, поэтому — отчего же не воспользоваться этим инструментом, чтобы сузить круг предположений.

нумерация начинается с 8, начало списка находится здесь

8. Экстраверсия – Интроверсия

Экстраверты
В модели А: в базовой функции находится экстравертный («черный») аспект — любой: этика, логика, интуиция, сенсорика.

Мир экстравертами воспринимается как сумма объектов.

Экстраверту важнее получить обратную связь от объекта, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен диалог непосредственно с человеком, важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения
… поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла.

Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию.

Интроверты
В модели А: в базовой функции находится интровертный («белый») аспект — любой: этика, логика, интуиция, сенсорика.

Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект. Для интровертов характерен внутренний диалог, внесение точки внимания внутрь интересующего объекта.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен.
… поэтому интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать (если это неживой предмет — переделывать: перешивать одежду, делать ремонт, преобразовывать природу и т.д.).

Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей. Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

Важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать.
___________

Для экстраверта отношения между людьми – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.
 У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения.

При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от не признающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия.

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском (где вертность определяется, напр., по «общительности», по тому, насколько легко удается человеку заговорить с незнакомцем, налаживать связи).

9. Рациональность – иррациональность
(Судящие — Воспринимающие)

Аспекты «логика» и «этика» связаны с мышлением, обдумыванием, и поэтому называются – рациональными; такой человек «судит», имеет мнение обо всем (логическое или этическое). Эти аспекты являются своего рода интеллектуальной прослойкой между человеком и окружающим миром и не позволяют воспринимать мир непосредственно – через сенсорные или интуитивные ощущения.

Аспекты «сенсорика» и «интуиция» — соответственно — иррациональные, позволяющие непосредственно — не через призму своих суждений — воспринимать окружающий мир, происходящие в нем изменения, замечать потенциальные возможности и т.д.

Рациональные
В модели А: в базовой функции находится рациональный аспект — этика или логика.

Рациональные типы – как ориентированные на разум, традиции – стремятся жить с принятым решением, иметь твердое мнение (собственное или принятое), они не склонны его менять, обычно имеют устойчивую твердую позицию в любой ситуации. Если обстоятельства меняются, рационалам необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение. Жизнь с принятым решением – логическим или этическим – это главная черта рациональных типов. Удачное или неудачное это решение – зависит от интеллекта, воспитания и т.п., но оно должно быть принято.

Рациональные склонны планировать свою жизнь, как в долгосрочной перспективе, так и в краткосрочной, если что-то нарушает их планы, они ощущают дискомфорт.

Рациональные типы имеют, как правило, одну цель, при этом у них всегда имеется в запасе несколько методов, которыми они добиваются этой цели.

Иногда эти несколько методов используют параллельно, или – при необходимости – изобретают новые. Любая новая цель требует осмысления и привыкания к ней в виде обдумывания способов — как ее можно достичь, поэтому новая цель принимается с трудом, для переключения на нее нужно время. Если цель достигнута или потеряла актуальность, например, забота о выросшем ребенке, а другая цель еще не ассимилирована и не обросла способами ее достичь, то может появиться чувство бессмысленности существования – человек может ощутить себя ненужным, никчемным. Потеря цели вызывает растерянность.

Рационального угнетает ожидание случая, он предпочитает запланированные действия. Про его позицию можно сказать: «Не мытьем, так катаньем».

Иррациональные
В модели А: в базовой функции находится иррациональный аспект — интуиция или сенсорика.

Иррациональные типы – как ориентированные на непосредственное восприятие, на свой взгляд на мир – стремятся увидеть новые возможности, уловить свои ощущения. Иногда они не спешат с принятием решения, наблюдают, собирают информацию. Если ситуация меняется, иррационалы реагируют на нее быстрее, чем рационалы, так как они более открыты для восприятия нового.

Иррациональные типы ставят себе множество целей, легко переключаясь с одной на другую, исключая одни и включая другие. Цели классифицируются, ревизуются, меняются по разным причинам. Методы их достижения неосознанны и непосредственны. Человек старается одним методом добиться нескольких целей. Ему нравится несколько дел сделать «заодно».

Иррационального угнетает ежедневное и планомерное исполнение обязательных действий, которые совсем не обязательно ведут к удаче и при этом отвлекают внимание, мешают замечать изменения ситуации.
Чувство беспомощности может появиться, если имеющимися средствами не удается «накрыть» основной массив имеющихся целей.
__________

У иррационалов более выражены жизненные циклы, взлеты и падения.
Жизнь рационалов обычно более ровная, планомерная, без ярко выраженных циклов.

10. Процесс – Результат
или («Правые» – «Левые»)

На данный момент не существует ни теоретической, ни экспериментальной привязки этого признака к модели А.

Признак «правые – левые» связан с принадлежностью того или иного ТИМа к правому или левому кольцу социального прогресса. Рейнин заметил, что все ТИМы, принадлежащие к левому кольцу, в большинстве жизненных ситуаций выделяют результат того или иного действия как более значимый для них, нежели сам процесс. Для носителей же ТИМов, принадлежащих к правому кольцу социального прогресса, наоборот, процесс имеет большее значение, чем достигаемый результат.

Так что просто приведу два списка тимов, кто на что ориентирован:

Процесс:

Дон Кихот
Дюма
Гамлет
Максим Горький
Наполеон
Бальзак
Штирлиц
Достоевский

Результат:

Гюго
Робеспьер
Жуков
Есенин
Джек
Драйзер
Гексли
Габен

Процесс (правые)

– больше внимания уделяют самому процессу;
– долго/постепенно включаются в дело, более длительный процесс и долгий выход из процесса;
– склонны возвращаться к делам, доделывать, отшлифовывать, совершенствовать (доделывать – не значит «доделать», это не значит, что все будет доведено до блеска, им просто сложно расстаться с процессом;
– иногда затягивают время, «вязнут», создается впечатление, что у них «в запасе вечность», т.к. жизнь они воспринимают скорее как непрерывный процесс;
– не любят революций, резких перемен;
– в игре больше нравится сам процесс игры.

Человек с установкой на процесс чувствует себя частью того, что он делает. Ему легче концентрировать внимание, глубоко погружаться в действия и удерживать детали одного процесса, избегать лишних переключений внимания, поверхностных и небрежных действий и решений, работать совместно над одной задачей, делать одно дело на совесть. Потребность в доведении дела до конца слабая, зато степень проработки этого дела основательная.

Процессные имеют сложное, развитое сознание: степень контроля и вытеснения бессознательных процессов у них выше, что нередко приводит к конфликтам с бессознательным.

Результат (левые)

– больше внимания уделяют результатам;
– резче и увереннее начинают дело. Резче заканчивают, четкое завершение, четкое – не в том, что хорошо сделано, а в том, что четко и ясно виден конец;
– часто стремятся «поставить точку». Стараются не заниматься длительными доделками-переделками;
– жизнь скорее дискретна, со своеобразными «отчетными периодами», часто говорят, что процесс для них – это цепочка промежуточных результатов;
– скачкообразное развитие, важен факт, что изменение произошло. «Еще одно дело сделано»;
– в игре важнее победа.

Человек с установкой на результат не погружается в свои действия глубоко. Ему легче делать несколько дел сразу и доводить их до промежуточных и полных результатов, менять обстановку, не привязывать себя к одному процессу, переключаться между делами, реагировать на изменения обстановки, распределять задачи и обязанности между людьми, подводить итоги.

Результатные имеют более простое и естественное сознание, которое находится в большей гармонии с бессознательным — соответственно — и конфликты с бессознательным возникают сравнительно реже, чем у процессных.

 Стрессоустойчивость напрямую зависит от признака «Процесс–результат»:

стрессоустойчивые – результатные,
стрессонеустойчивые – процессные.

11. Беспечность – предусмотрительность
Установка психики человека на использование типовых вариантов решения.

Беспечные
(экстраверты-интуиты и интроверты-сенсорики)

… воспринимают новую ситуацию, как уникальную и не обращаются к своему опыту, к типовым решениям, предпочитают «разбираться на месте», т.е., каждый раз находить новое решение , которое лучше отвечает ситуации, избегают шаблонных решений. Даже если новая ситуация будет копией предыдущей — беспечный не сможет легко вспомнить и воспроизвести то, как решал похожую задачу в прошлый раз.

Беспечные легче переносят внештатные ситуации и в целом готовы к ним.

Беспечные склонны изобретать велосипеды там, где их и так достаточно.

Предусмотрительные
(интроверты-интуиты и экстраверты-сенсорики):

… воспринимают ситуации, как стандартные, нормативные. Ко всему, с чем они сталкивались, у них наработан стандартный подход – им они и пользуются, пока это возможно. Предусмотрительным свойственно вспоминать свой старый опыт и пользоваться им, действовать по инструкции, ограничиваться наиболее вероятными вариантами развития ситуации. Они избегают ненужных поисков решения и стараются не думать о внештатных ситуациях (просто допускают их возможность).

От себя добавлю иллюстрацию из жизни: у меня жена Максим (с болевой ЧИ) и поэтому находится в постоянном напряженном предожидании, что может случиться что-нибудь нехорошее, но, когда нехорошее таки случается – она это легко и спокойно переносит. Я же, как предусмотрительный Дост, всегда легко и спокойно допускаю – ну-да, дескать, конечно может всякое случиться… но, если это непредвиденное случается – у меня выбивает все предохранители, я не был к этому готов.

12. Позитивизм – негативизм

Позитивисты
(экстраверты I и III квадр, интроверты II и IV квадр):

Позитивистам легче находить в ситуации, объекте и явлении позитивные стороны, видеть желаемые перспективы, избегать сомнений, выражать похвалу и оптимизм.

Не стоит эту способность путать с т.н. «позитивным мышлением», когда это сознательная позиция и человеку приходится контролировать себя и делать усилия, чтобы «мыслить и говорить позитивно». У соционических позитивистов такое происходит само собой, они просто в первую очередь видят хорошие стороны (стороны эти не всегда хорошие и перспективные объективно, и со временем человек может признать, что не разглядел недостатков, ошибался, но сперва он заметит все-таки что-то положительное, обнадеживающее).

Позитивисты в первую очередь озвучивают то, что они видят (то, что присутствует, заметно, что реализовано). Чаще позитивисты обращают внимание на сходства тех или иных вещей, явлений, людей; акцентируют свое внимание на моментах общности, объединения. Они лучше запоминают такие события, когда что-то получилось или состоялось, чем события, когда чего-то не было, не хватало и т. д.

Негативисты
(интроверты I и III квадр, экстраверты II и IV квадр):

Негативистам легче находить в ситуации, объекте и явлении негативные стороны, формировать взвешенный подход, выражать отрицания, сомнения, критику и пессимизм.

Негативисты чаще озвучивают то, чего они не видят (что отсутствует, чего не хватает, что недоработано, бесперспективно, по их мнению). Негативисты, как правило, обращают внимание и подчеркивают различия тех или иных вещей, явлений, людей; акцентируют свое внимание на том, что разъединяет, разобщает. Они лучше запоминают события, когда чего-то не произошло, чего-то было недостаточно, чем те события, когда ожидаемое случилось, состоялось, когда что-то удалось, когда «все было» (событием для негативиста в большей степени является отсутствие, нехватка чего-то — такие эпизоды лучше запоминаются, и из них делаются соответствующие выводы).

И позитивисисты и негативисты могут вести речь в равной степени о хорошем или о плохом (в обычном смысле этих слов), разница заключается в форме изложения — например, о недостатках: "Я не могу сказать, что вы лишены недостатков" (негативизм) и "У вас есть некоторые недостатки" (позитивизм).

13. Уступчивость – упрямость
Ориентированность на потребности/интересы (свои и чужие) или ориентированность на ресурс.

Уступчивые
(экстраверты-логики и интроверты-этики):

Для уступчивого ресурс является чем-то неизменным, неприкосновенным, а потребности и интересы – то, чем можно манипулировать, варьировать, подстраивать под имеющиеся ресурсы.

Под ресурсом подразумевается то, чем человек располагает – это могут быть и деньги, и физически и душевные силы, знания, время и т.д. Так вот, если у уступчивого не будет достаточно денег или сил, или времени, он пойдет на компромисс и примет такое решение, которое ему позволяет ресурс, т.е., подстроит под него свои потребности и интересы, если не будет ресурса – у уступчивого может и вовсе не появляться  желания.

Ресурс у уступчивого располагается во «внутреннем пространстве», и это внутреннее пространство очерчено личными границами. Поэтому, если кто-то попытается посягнуть на ресурсы уступчивого — это будет воспринято им, как вторжение в личное пространство, и человек станет свое пространство защищать, нередко эта защита бывает чрезмерной и неадекватной, т.е., из мягкого и уступчивого человек может превратиться в довольно агрессивного и несговорчивого. Так что надо просто иметь ввиду, что уступчивый в процессе взаимодействия с другими людьми свободно оперирует своими интересами — готов дать фору, рассмотреть встречные требования, делить свои интересы с кем-то или совместно ими управлять, — но при этом не готов делать то же самое с ресурсами.

Но это в экстремальной ситуации, в обыденности уступчивый — при том, что хорошо отличается свой интерес от чужого — практически не отслеживает опасности для ресурса (так как хоть он и несет ответственность за ресурс, но при этом не чувствует, что в полной мере управляет им, что он ему в полной мере принадлежит). Ресурс для него нечто абстрактное, обобществленное, поэтому уступчивый обычно не ищет возможностей уберечь ресурс, не думает, как бы что купить подешевле, не считает, что лишняя покупка или покупка не по той цене выбьет его из рамок и т.д.

Упрямые
(экстраверты-этики и интроверты-логики):

У упрямых во «внутреннем пространстве» — наоборот — находятся не ресурсы, а потребности и интересы, они неприкосновенны, ими не манипулируют, не торгуются, их не подстраивают под ресурсы. Если у упрямого нет достаточно денег, или времени, или знаний – он предпочтет изыскать эти ресурсы для реализации своих желаний, готов жертвовать ресурсами, они для него вторичны.

Но это опять же экстремальная ситуация, когда упрямый «загорелся», в обыденности же с упрямым происходит то, что он хоть и понимает, что несет ответственность за свои интересы и потребности — но не чувствует, что распоряжается ими в полной мере, что хорошо в них разбирается, они для него скорее абстракции. Т.е., он хорошо отличает – где свой, а где чужой ресурс, но при этом не отслеживает опасности для своих интересов. Поэтому не будет искать пути, как их уберечь, и на практике это выглядит так, что упрямый выбирает товары подешевле, не дороже определенного уровня, старается совершать платежи без комиссий, готов преодолевать какие-то неудобства, напр., далеко поехать, чтоб купить подешевле  и т.д.

При взаимодействии с другими людьми упрямый свободно оперирует своими ресурсами — может делиться и меняться ими, осознанно восполнять их и тратить. Но при этом надо помнить, что вопрос собственных интересов для упрямого это вопрос личностных границ, и он их будет защищать.

Есть такая иллюстрация:
… мама упрямая, а ее одиннадцатимесячный ребенок – уступчивый. Она приходила заниматься вместе с ребенком. Мама говорит: «Поставь кружку на место, это дядина кружка!». То есть, дядин ресурс. Никакой реакции. Объяснили, что с ним по-другому нужно. «Послушай, мне эта кружка очень нужна». Без вопросов – ребенок сразу все понял и отдал кружку! То есть тогда, когда разговор пошел на языке потребностей, для уступчивого ребенка ситуация стала понятной.

Оставшиеся признаки «логика–этика» и «сенсорика – интуиция» рассматривать нет необходимости, они подробно расписаны в общей теории соционики. ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий