Поиск

Гориция — вокзал, разделенный границей (Италия, Словения)


Я обожаю города, разделенные государственными границами. Чаще всего это потрясающий контраст между бедностью и богатством, демократией и диктатурой, чистотой и грязью, радостью и печалью. Причем в считанных метрах друг от друга: Берлин (1945-1989), Гёрлиц, Иерусалим (1948-1967), Перемышль, Братислава, Эль-Пасо, Славонский Брод, Раджар и многие другие. Некоторые города более известны, другие не играли значимой роли в мировой истории и про них редко вспоминают. Взять, к примеру итальянский город Гориция на востоке Италии на границе со Словенией. Старинный и очень колоритный городок с застройкой 17-18 веков, куда редко заглядывают туристы. До 1918 года город был границей между Австро-Венгрией и Италией, затем после завершения Первой мировой войны перешел под контроль Италии. Горицию дважды посещал Бенито Муссолини, в 1938 и 1942. В 1943 после капитуляции Италии в город вторглись со стороны Австрии немецкие войска и немедленно взялись за уничтожение местных евреев, которых Муссолини не трогал несмотря на союз с Гитлером.

В 1945 году, после поражения фашистской Германии, в Горицию вошли югославские партизаны под руководством Йосипа Броз Тито и все те, кто сотрудничал с нацистами, либо в этом подозревался были казнены после кратких военно-полевых судов. В наши дни Италия воспринимает те дни как геноцид против итальянского населения Горции со стороны югославов, поскольку были убиты более 1000 этнических итальянцев, по мнению итальянской стороны — преимущественно случайных людей и вовсе не нацистских коллаборационистов. Оставим это на совести итальянских историков, которые явно позабыли про десятки тысяч сербов, погибших от рук итальянской армии в 1940-1945 годах.

До 1947 года Гориция находилась в неопределенном статусе вместе со всем регионом восточной Италии, включая Триест. Называлось все это в течение этих двух лет "Свободная зона Триест". Затем граница между Италией и Югославией была наконец согласована и Гориция была разделена между двумя странами по принципу проживания этнических итальянцев и словенцев внутри города. Таким образом, в пользу Югославии отошла восточная часть города и получила название Нова Горица. С учетом того, что словенцы проживали на окраине Гориции, то старый город с его красивыми соборами и дворцами оказался на территории Италии. Таким образом, с 1947 по 2004 годы город был перегорожен заборами, а затем, после вступления Словении в шенген Гориция снова стала фактически единым городом, как и во все прежние столетия.

На Гугл-картах Гориция и Нова Горица выглядят таким образом, словенская часть справа. Цифрами я обозначил маршрут моей прогулки по обеим частям города:

1. Железнодорожная станция Гориции, куда прибывают поезда из других городов Италии. Там же, напротив вокзала монумент евреям, убитым нацистами летом 1943 года.

2. Пограничный переход, который функционировал в 1947 — 2004 годах. У меня сохранилась даже словенская въездная печать оттуда, когда там еще была границы и до шенгена были долгие 5 лет. Слева внизу, вверх ногами с надписью "Vrtojba" —

3. Замок Гориции 14 века постройки.

4. Пограничный переход, действовавший 1947 — 2004 не только как автомобильный, но и как пешеходный.

5. Железнодорожный вокзал в Новой Горице, там граница проходила прямо в 20 метрах(!) перед входом в вокзал.

Я приехал в Горицию электричкой из Венеции, ехать около 2 часов и билет стоил на моей памяти 12 евро в одну сторону. Покупал билет в автомате на вокзале Санта-Лючия в Венеции —

Монумент евреям-жертвам Холокоста напротив вокзала. Именно с этого вокзала они были отправлены летом 1943 в лагеря смерти в Польше —

Посещение старой части Гориции я оставил на потом. А сейчас решил отправиться смотреть бывшую границу Италии и Югославии. От вокзала до пограничного перехода идти недалеко, минут 20 неспешным шагом и вот переход. Тут я проезжал на прокатной машине 26 декабря 1999 года, вы уже видели выше штамп в паспорте —

Еще пятьдесят метров и вы попадаете в Словению. Обратите внимание на железнодорожный мост, по которому собственно граница и проходила. Поезда шли на словенской стороне, но в двух метрах от идущего поезда была уже Италия —

Вот уже 15 лет эти ларьки обмена валют и беспошлинной торговли стоят заброшенными —

После вступления Словении в Шенген власти обоих городов (Гориции и Новой Горицы) согласовали и создали зону "дружбы и добросоведства", теперь тут вдоль бывшей границы парк и дорожки для прогулок. Про границу напоминают лишь вросшие в землю пронумерованные столбики —

Местные рассказывают, что когда по этой линии курсировал пригородный дизель Любляна — Нова Гориция, то сотрудники пограничной полиции находились в вагонах и следили, чтобы никто не спрыгнул в… Италию. Также, здесь активно функционировала контрабанда и бывало в поезда на ходу забрасывали дефицитные товары прямо из-за забора в Италии.

Это второй пограничный переход в городской черте, здесь можно было пересекать границу пешком. Надо сказать, что в начале восьмидесятых годов, еще при коммунизме, власти Югославии подписали безвизовое соглашение с Италией, позволявшее югославам ездить в Италию без всяких виз. Достаточно было получить загранпаспорт в ОВИРе. А вот было ли так просто югославам получить загранпаспорт — этого я не знаю.

А вот железнодорожный вокзал в словенской Новой Горице, за забором. Это я стою на итальянской стороны границы и откровенно говоря забор не слишком суровый. Для советского человека, привыкшего к двухметровым заборам с колючей проволокой, следовой полосой и минами — и вовсе детский сад —

Перед вокзалом так называемая "Площадь Европы", символ объединения —

В других частях некогда разделенного города забор выглядит совсем уж несерьезно. Гуляю тут по Италии и мог бы за две секунды перелезть в Словению. Несерьезно они подходили к охране границы —

Перед вокзалом такая вот памятная вещь построена. Одной ногой можете стоять в Италии, другой в Словении —

…собственно, я так и поступил —

А это я уже в Словении и смотрю на Италию за забором —

Словенский вокзал в Новой Горице —

Разрисованная граффити электричка в столицу страны, Любляну —

Необычная для пост-советских вокзалов вещь, питьевой краник —

Пока жду отправления поезда в Любляну, самое время отведать местного словенского пива —

Вид на разделенный границей вокзал с близлежащей горки —

Вид с этой же горки на итальянскую часть города, там виден замок в Гориции. А сама граница проходит внизу по линии железной дороги —

Ну и немного фотографий Гориции напоследок. В принципе, ничего особенного. Обычный приятный европейский городок —

Местная старая синагога —

Уже ближе к вечеру разведал железнодорожный тоннель между двумя частями города. Это я стою со стороны Словении, а выход из тоннеля уже в Италии. Поезда здесь курсировали до Второй войны, а затем тоннель был закрыт. Сейчас там просто прогулочная дорожка между двумя странами —

Уже через сутки, вернувшись из Любляны, я пересаживаюсь на электричку назад в Венецию —

Собственно, все!

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий