Поиск

Поэт в России


Фильм «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ» (2014) сложный фильм. Не в плане восприятия, смотреть его как раз легко: красивая картинка, легкая театральность, аллюзии на впитанную с русской литературой атмосферу XIX века и альтернативная версия истории: а что было бы, если?..

Вот в этом последнем и заключена сложность фильма. Потому что хоть все показанное в фильме Дениса Банникова с фактологической точки зрения и является вымыслом, но в эмоциональном плане нет повода сомневаться в искренности авторской интонации. И для любого мыслящего человека в России вопросы, поставленные режиссером, есть часть жизни, а не просто рефлексии и упражнения ума. Наряду с проблемами выживания, морально-нравственные вопросы испокон веков остро стоят в российском культурном дискурсе, и так же давно совестью общества, полем боя правды и лжи является русская литература.

Поэт в России больше, чем поэт, потому что он всегда на передовой: его трусость – это всегда трусость всего народа. И это не значит, что не было писателей, которые шли на всяческий сделки (с совестью, властью или разнообразными органами), но, пойдя на это, они чаще всего так или иначе уходили из литературы. Что становится с поэтом, пережившим свою эпоху, спрашивает Денис Банников. И если литература вечна, но есть ли вообще своя эпоха у писателя, время которому – вечность. Выходит, что есть – момент в истории, когда необходим именно он, его слово, его рифма!

«Дуэль» сделана так, что все эти рассуждения спрятаны в глубоких подтекстах и воздействуют на подсознание скорее, нежели на сознание – анализировать начинаешь много позже, когда улягутся эмоции и на второй план уходит сильнейшее воздействие на зрителя образов двух великих поэтов. Фильм действительно сделан как дуэль – накал страстей между главными героями постепенно накаляется и, конечно, это выражено напрямую в метафоре дуэли, но противостояние их гораздо глубже – оно носит и поэтический характер, и нравственный. Когда дряхлеющий Пушкин соглашается писать историю царствующего дома, стареющий Лермонтов продолжает быть собой – прямым, язвительным и неудобным (настолько неудобным, что современная Россия к его 200-летию не выпустила ничего, кроме этого фильма).

Все это на фоне выигранной Крымской войны, живого Николая I, по-прежнему красивой, но заметно уставшей Натальи Николаевны, выдающегося дипломата Александра Грибоедова и бесконечной пустоты разговоров в модных салонах. Выходит, дело не в тех исторических коллизиях, что происходили в реальности, а в том, что даже если бы Дантес и Мартынов промахнулись, проблемы наши остались бы прежними. И не стоит недооценивать роль литературы в вечных российских бедах. Роль эта не только в том, чтобы правильно поставить вопросы (кто виноват, что делать и проч.), но и в том, чтобы всегда оставаться собой – прибежищем тех, кто не постиг науку выживания в этом безумном мире.
Все критики подчеркивают независимый и уникальный характер фильма «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ» — его хулиганский акцент не несет в себе каких-то разоблачений, но в нем есть такой дух свободы в обращении с материалом, в интерпретациях и фантазиях, которым невозможно не проникнуться. Хочется вслед за создателями научиться видеть некоторые явления вот так, в непривычной перспективе.

Большая заслуга в достигнутом правдоподобии картины Дениса Банникова принадлежит актерам, которые играли не персонажей, не застывшие образы, а людей со своими привычками, недостатками и судьбой. Александр Карпов (Пушкин), Геннадий Яковлев (Лермонтов), Иван Пилипенко (Вяземский), Светлана Агафошина (Гончарова), Мария Баева (Наталья Пушкина) – эти имена не на слуху, и фильму это определенно идет на пользу: вроде бы осознаешь всю условность показанной ситуации, но краем сознания веришь в их игру. Вячеслав Невинный мл (Грибоедов), Евгений Лазарев (Бенкендорф) хоть и чуть больше знакомы зрителю, но никаких ярких ассоциаций не вызывают, и, пожалуй, главная звезда этого фильма – Арнис Лицитис, играющий некоего абстрактного Густава фон Берга, собирательный образ чужака и наблюдателя.

Заслуженная любовь часто приходила к поэтам и писателям после смерти – это тоже одна из традиций нашей литературы. Фильм «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ» задает вопрос и об этом: нужна ли она истинному поэту или она лишь развращает талант, сводя его к досужим сплетням светских бездельников? marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий