Поиск

Келли Линк. Милые чудовища


Вот уж почти год прошел, как я потихоньку почитываю из списка, составленного на основе «Миров фантастики». Добрался и до Келли Линк. В рецензии было написано, что прям для тех, кто не ищет простых решений и хочет подумать головой. Как выяснилось, это означает, что Линк просто бросает рассказ, ничем его не закончив, оставляя, что называется, «открытый финал». Читателю видимо нужно самому додумать, что произойдет дальше. Но опорных точек для самостоятельного построения финала слишком мало.

На секунду отвлечемся и возьмем пример. Я когда-то высказался, что лучшей концовкой для «Властелина колец» было бы завершение книги сразу после слов Фродо «Я передумал. Кольцо моё». Это было бы интересно и не шаблонно (и конечно же, совершенно невозможно для Толкина). Вот там-то как раз читателю, если он внимательно читал, всё становилось бы ясно, вот там бы он вполне себе смог бы самостоятельно представить, что бы произошло.

У Линк — нет. У нее это подбрасывание монетки. Догонит — не догонит. Монстр — не монстр. Убил — не убил. Голова читателя напряженно работает, но вхолостую. Не за что зацепиться, нет входных данных. Придумай концовку сам, какая тебе больше понравится — говорит нам автор. Да? А может мне не мелочиться и вообще весь рассказ за тебя придумать? И деньги сэкономлю, и головой поработаю.

Короче, вы уже поняли, что я категорически против такого подхода. А в этом сборнике рассказов из десяти ровно половина с такого рода концовками. И только в одном из них недосказанность работает как надо, и читатель имеет опорные точки для самостоятельного додумывания финала. В остальных — подбрасывание монетки или вообще полная неизвестность.

Но вообще часть рассказов годная. Давайте пройдемся по названиям и я кратенько расскажу. А, да, вот еще что — в большинстве рассказов главные действующие лица — женщины. Разных возрастов. А в одном даже есть лесбиянка. При этом как ни странно, особого феминизма я не заметил — ну автор-то женщина, так что ей просто логично писать про женщин. В одном рассказе правда есть феминистка, ну или по крайней мере она себя называет феминисткой, но она неагрессивна. Так, короче, хватит про феминизм. Давайте уже про рассказы.

1. Не та могила. Довольно обычный рассказ, но мне он совершенно не понравился. Ну вот просто не понравился. Хотя там вроде бы есть все что надо.
2. Колдуны из Перфила. Второй тоже не понравился, вообще не зашел. После такого начала я вообще хотел дропнуть книгу, но дальше будет лучше. Там просто по сюжету идет война, абсолютно бессмысленная, нелогичная и тупая. Солдаты устраивают засады на гражданских и диверсии против них. Чего? Зачем? И где они — впереди или позади? Что происходит, где наши и ненаши, никакой структуры у этой войны нет, и логики никакой тоже нет. Но вообще война здесь — это стихийное бедствие, от которого спасаются герои, ее вполне можно заменить на комету или наводнение. А, ну еще сюжетный поворот здесь очень банальный и угадывается задолго до того, как произойдет.
3. Магия для чайников. Подростки смотрят абсолютно сумасшедший сериал, который нигде не снимается, с актерами, которых никто не знает. И когда в сериале погибает персонаж, надо что-то с этим делать. Уже получше.
4. Волшебный ридикюль. Просто небольшой кусочек из жизни персонажей. Сразу даже непонятно — а есть вообще волшебство или нет? Нормальный рассказ, к этому моменту уже понимаешь, чего ждать от автора.
5. Шляпа Специалиста. Очень добротно. Немного жути, немного детской игры, и снова поначалу непонятно — волшебство или реальность? Но здесь все гораздо яснее, если внимательно читать. Вот это хорошая работа. Жаль только, короткая.
6. Монстр. Черная комедия. Как по мне, не очень смешная, и какая-то бестолковая.
7. Сёрфер. Вот просто ни о чем. Пожалуй довольно затянутый даже для такой короткой штуки как рассказ, но это как раз сюжетно оправданно. Так и надо было сделать. Но к сожалению, кроме реализации напряженности и ожидания, в нем ничего нет.
8. Констебль из Абала. Еще один довольно обычный рассказ, без особого выпендрежа, добротно сделанный, но ничем особо не выдающийся.
9. Милые чудовища. По идее, должен быть основой, раз уж сборник взял себе названием именно его. Самый большой рассказ, да еще и с несколькими сюжетными линиями, разделенными на главы. И в конце автор даже выкатывает сам себе претензию за свою же собственную манеру, и частично сам себе отвечает. В целом достаточно крепкое произведение, хотя и здесь сюжетный поворот вполне угадывается, но не сразу.
10. Игра в Золушку. Очень короткий и очень крутой рассказ. Даже лучше, чем Шляпа Специалиста. Пожалуй, книгу стоило купить хотя бы ради этих двух произведений. Хотя и в других найдутся интересные моменты. Кроме «Колдунов…» с их идиотской войной.

Вооооот. Что я могу сказать в конце? Сам по себе сборник хороший и цельный. Рассказы разноплановые и разножанровые. Фантастическая составляющая в них колеблется от еле уловимого намека до основы всего произведения. Жанры тоже пляшут — от магического реализма до ужастика. В одной из аннотаций (к другой книге Линк) написано, что ее истории неизменно хорошо кончаются. Не верьте. Иногда они кончаются не хорошо, а иногда вообще не кончаются. В том смысле, что обрываются, не оставляя однозначного ответа — хороший будет конец или нет.

Такая вот штука. Хипстерам и лесбиянкам зайдет однозначно. Но и обычным людям типа меня будет довольно интересно. chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий