Поиск

Нотр-Дам и споры вокруг «правильной» реставрации.


Быть может не все знают, но привычный облик собора Нотр-Дам, по крайней мере до пожара, это, во многом заслуга Эжена Виолле-ле-Дюка, известного архитектора XIX века, идеолога неоготики, замечательного художника и основоположника архитектурной реставрации. Собор был в крайне запущенном состоянии и именно он дал ему, в какой-то мере, вторую жизнь.

Какие-то элементы вообще восстанавливались заново, например знаменитые горгульи и химеры это работа Виолле-ле-Дюка. Также крестоцветы на стенах, витражи на окнах, сгоревший в апреле шпиль… Все работы производились по его проекту. И тем не менее не все считают подход Виолле-ле-Дюка к реставрации правильным. Вопросы были и у современников. И, уж конечно, множество вопросов у современных апологетов «научной» реставрации.

Как я уже написал, Виолле-ле-Дюк, был идеологом неоготики, а потому считал, что поздние архитектурные перестройки многих архитектурных объектов только вредят первоначальному замыслу. А, как известно, в эпоху Возрождения многие старинные соборы и другие здания, почти с конвейерной скоростью, перестраивались в барокко, от средневековых элементов старались, елико возможно, избавляться. Таким образом, от настоящего здания в стиле готики, порой, оставалось не так много.

02.

03.

И Виолле-ле-Дюк считал все эти последующие перестройки в духе барокко или рококо не слишком достойными. И при реставрации всегда отдавал предпочтение тем элементам, которые, по его мнению, больше соответствовали первоначальному замыслу. Это первая претензия других реставраторов к его подходу.

04.

05. Аллегорическая скульптура Синагоги.

Далее, Виолле-ле-Дюк писал: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени.» И это вторая претензия. Многими считается, что не стоит завершать строительство старинного здания, если оно не было построено до конца когда-то. Или приводить его к какому-то первоначальному облику. Некоторые идут дальше и считают, что правильная реставрация, скажем, руинизированного замка, это сохранение самих руин, не более того.

06. Аллегорическая скульптура Церкви.

07.

Ну и, наконец, третья претензия. Виолле-ле-Дюк старался, чтобы здание после реставрации смотрелось полностью аутентично и гармонично. Порой, после его вмешательства, достаточно трудно понять какой элемент старинный, а какой восстановленный. Часть современных реставраторов считают, что восстановленные элементы следуют намеренно делать такими, чтобы они заметно отличались.

08.

09.

Т.е. чтобы сразу было понятно, какая часть какому времени принадлежит. Опять же есть те, кто идет дальше и считает правильным, не стараться полностью восстанавливать утраченное, а привносить что-то, что отражало бы уже новую эпоху. Например, если победят именно эти идеи, то в некотором будущем мы сможем наблюдать у Нотр-Дама стеклянную крышу, или что-то еще в этом роде.

10.

11.

12.

13.

Подводя итог скажу, что да, многие идеи Эжена Виолле-ле-Дюка могут быть спорны. Может быть каждый случай надо рассматривать отдельно, и очень внимательно. И все же лично я, в этом заочном споре, во многом на стороне Виолле-ле-Дюка. И, в конце концов, если бы не он, то многие старинные здания вообще могли бы не сохраниться. А многие признанные архитектурные шедевры стояли бы в руинах, и среди них — Аббатство Сен-Дени, Амьенский собор, цитадель Каркассона, замок Пьерфон, Венсенский замок… Да, все это результат реставрационных работ Эжена Виолле-ле-Дюка.

14.

15.

16.

17. Эта часть собора, кроме скульптур, полностью сгорела.

18.

19. Скульптуры над главными вратами.

20.

21. Очереди к собору, теперь, на какое-то время, станут частью истории…

22.

ren-ar.livejournal.com

Добавить комментарий