Поиск

Храбрый лейтенант Тилли из 10-й эскадрильи RAAF.



агитационнвый плакат

Вторая мировая война в в Европе была очень далеко. Вторая мировая война в Индийском и Тихом океанах — рядом. Японская пехота при поддержке авиации и флота высаживались на острова и архипелаги. Японские подводные лодки ловили в прицелы своих перископов австралийские корабли.
Но сыны Австралии нужны были не только здесь, на Родине, чтобы дать отпор захватчикам. В потомках английских каторжников и золотоискателей, обедневших фермеров и и солдат удачи нуждалась и метрополия.
Моряки и пехотинцы, летчики и медики, все они проделывали долгий и опасный путь путь по воде, прежде чем добраться до Британии или Северной Африки.
Мой пост об австралийском летчике Билли Тилли. и его экипаже. Его полное имя William Boris Tilley.

Это фото сделано в феврале 44-го. Билл Тилли второй слева в первом ряду. Пока он еще штурман. Звание лейтенанта и должность командира экипажа впереди.

10-я эскадрилья RAAF (Королевские военно-воздушные силы) летала на амфибиях «Short Sunderland». Эти самолеты британского производства использовались для авиаразведки, патрулирования океанских просторов и охоты за немецкими субмаринами. Надо сказать, не раз эти схватки заканчивались гибелью амфибий и экипажей. Тут главное было, кто раньше заметит цель и откроет огонь.


подводная лодка U-243 (в середине)

8 июля 1944-го, в Бискайском заливе шедшую в надводном положении U — 243 заметили с «Short Sunderland» под командованием лейтенанта Тилли. Немецкая субмарина еще не успела наделать бед союзникам. Ее первый боевой поход начался месяц с лишним назад — 1-го июня 1944-го.

Подводники искали цель и когда 11-го июня над субмариной пронеслась тень, самолет!, и моряки бросились к зенитной пушке. Самолет подал сигнал «Я свой» только когда в его направлении уже начал вестись огонь. Бомбардировщик, это был Юнкерс -88 рухнул в воду,. Перед этим из кабины вывалился парашютист и подводная лодка поспешила к нему. Выяснилось, что это радист, а еще три члена экипажа — пилот, штурман и бортстрелок погибли.
Субмарина доставила радиста на берег и вновь вышла в океан.
8 июля 1944-го года в 14.35 минут лейтенант Тилли увидел U — 243 и с расстояния в две мили, это три километра, открыл огонь. Надо было во чтобы не стало воспрепятствовать немцам вести ответную стрельбу, вот почему экипаж амфибии вел огонь по рубке субмарины,

Но немцы ответили , и тогда, не выходя из атаки, дергая тяжелую машину из стороны в сторону, чтобы не дать врагу вести прицельную стрельбу, лейтенант William Boris Tilley стал приближаться к подлодке. Все это время носовой стрелок сержант Кук продолжал вести огонь. Обезвредив расчет зенитной пушки, одни немецкие артиллеристы и втом числе капитан Hans
Martens были убиты, другие ранены. Амфибия сманеврировала над U -243 и сбросила глубинные бомбы.


U — 243. Рядом «вскипевший» взрыв глубинной бомбы

Этот момент и запечатлел один из членов экипажа «Short S.25 Sunderland». Субмарина получила повреждения, но гитлеровцы и не думали сдаваться. Они еще дважды занимали места у зенитного орудия и после второй штурмовки, которую провел лейтенант Тилли, оставшиеся в живых подводники покинули U — 243. Снизившись над плавающими в воде немцами, пилот сбросил им надувную лодку и упаковку сухого пайка. (Джентльменский поступок!)


Подлодка ушла на дно, а подводники на волнах

Барахтающихся в волнах гитлеровцев вскоре подобрал канадский корвет HMCS «Restigouche». За уничтожение U — 243 лейтенант Тилли и носовой стрелок сержант Кук были награждены крестами «За выдающиеся летные заслуги».


сослуживец поздравляет лейтенанта Тилли (слева) с наградой.

Очередной шанс отличиться лейтенанту Тилли и его экипажу выпал 27 августа 1944-го года.
Накануне немецкая субмарина U — 534 огнем зенитки сбила британский противолодочный самолет Виккерс Веллингтон из 172-й эскадрильи RAF.


«Виккерс Веллингтон»

Три летчика всю ночь, в ожидании помощи, попеременно то занимали места в надувной шлюпке, то опускались в воду. Она могла выдержать только двоих..

Четвертый член экипажа Веллингтона, офицер RB Grey RCAF, несмотря на полученное во время схватки с подлодкой ранение, отказался сесть в перегруженную лодку. Он остался в воде. Летчики ждали подмоги 15 часов, офицер RB Grey скончался раньше.
Посмертно был награжден.
Ситуации, когда пилоты сбитых амфибий занимали места в надувных лодках , случались не раз. Но! Законы военного времени категорически запрещали другим амфибиям садиться рядом, чтобы эвакуировать потерпевших бедствие. Рядом Франция, а там немцы. Покажись в небе немецкий самолет, ему не стоило больших усилий спикировать и уничтожить и самолет, и тех кто на него возлагал надежды.
Спасать сбитых пилотов разрешалось исключительно надводным кораблям.


севший на волны «Сандерленд». Справа шлюпка с летчиками с «Веллингтона»

Лейтенант William Boris Tilley нарушил приказ. Понимая, что в ожидании корвета, люди в шлюпке могут просто умереть от переохлаждения, он посадил свой «Сандерленд» на волны. Его прикрывал товарищ по эскадрилье. Лейтенант Тилли забрал летчиков с «Веллингтона» и взлетел.


амфибия «Short Sunderland» идет на взлёт

Через несколько часов самолет приземлился в Британии, в графстве Девон. На аэродроме действия австралийского экипажа и его командира подвергли жесточайшей критике, а потом в штаб ушла реляция о награждении Уильяма Бориса Тилли из Мельбурна, штата Виктория (Австралия). Орден не заставил себя долго ждать.


сообщение о награжлении лейтенанта Тилли

Что было дальше с храбрым австралийцем, как он воевал и если дожил до победы, как сложилась его послевоенная судьба, увы, этого мне найти в сети не удалось. Но лейтенант Тилли был храбрецом. Вне всякого сомнения.

При подготовке поста использованы материалы с сайтов
https://www.awm.gov.au/
https://uboat.net/ picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий