Поиск

Купе-трансформер в «вагоне-2019» — удачное ли решение для наших реалий? (опрос!)


Вот и состоялась презентация купейного вагона проекта "2019". Для тех, кто не в курсе, это следующее поколение одноэтажных вагонов для ПДСов, которое принципиально отличается от предыдущих тем, что теперь вагоны объединены по два в неразделяемый сцеп. Сделано это прежде всего с целью оптимизации персонала и пространства, если раньше было по 1 — 2 проводника на каждый вагон (для которых требовалось служебное и спальное помещение), то теперь один или два проводника будут обслуживать двухвагонный сцеп. Соответственно, в два раза сократили помещения для проводников — они размещаются только в одной половине сцепа, а в другой вместо них сделали кухню с холодильником и микроволновкой.

Также в "вагоне-2019" "унасекомили" нерабочие тамбуры (после запрета на курение в них нет никакого смысла), вместо них расширили один из туалетов и дооборудовали его душем (!). Но на этом новшества и закончились…

Для тех, кто хочет ознакомиться со всеми подробностями, ссылки:

1. Фотоотчёт Аркадия Попова (russos): https://russos.livejournal.com/1466867.html

2. Фотоотчёт "Коммерсанта": https://www.kommersant.ru/gallery/3953556#id=1739397

3. Ну и видео от канала "Чудо техники":

Планировка вагона самая традиционная, которой уже около 150 лет — боковой проход и четырёхместные купе. Можно сказать, универсальная (применяется на дальних маршрутах во многих странах) и проверенная веками, но соответствует ли она потребностям пассажира XXI-го века — вопрос дискуссионный. Впрочем, для вагона, рассчитанного на поездки длительностью в сутки и более (до 7 суток) некоторый консерватизм разумен. Инновации лучше обкатывать на коротких маршрутах.

Само исполнение купе тоже далеко не новое — это т.н. купе-трансформер, которое производится примерно со 2-й половины 00-х годов. Я первый раз ездил в таком купе в 2008 году. Главная его особенность — купе может трансформироваться в 3 варианта планировки: сидячка (6 пассажиров сидя, верхние полки сложены), купе (4 пассажира лёжа, все полки разложены) и СВ (2 пассажира лёжа на нижних полках, верхние при этом сложены).

Купе-трансформер. Сидячее положение с откинутыми верхними полками.

И вот насколько оправдано и удобно такое решение, я бы и хотел поговорить.

Во-первых, сразу отмечу, что в эксплуатации (напомню, что трансформеры выпускаются и эксплуатируются уже более 10 лет, их выпущено порядка тысячи) заявленная "универсальность" практически не используется. Да, периодически в некоторых поездах вагон-трансформер ставят в качестве общего за неимением другого, но всё это не регулярно, а в качестве подмены. Чтобы в трансформер продавались билеты официально как в сидячку, такого нет. Поэтому данное преимущество перед обычными нетрансформируемыми купе пока только теоретическое.

А вот насколько удобна трансформируемость купе для его пассажиров — вопрос неоднозначный. Я встречал разные мнения. С одной стороны, сидеть лицом друг к другу в нём удобней — есть спинка, подголовники, не нужно переживать за постель, что её случайно замажешь, не нужно её убирать, чтобы пустить присесть соседа сверху.
Но с другой — сидеть в таком вагоне в "спальном" положении стало очень неудобно. Нижняя полка расположена высоковато, подголовники сильно мешаются, практически невозможно долго опираться на стенку сидя как поперёк полки, так и вдоль неё, так как в таком случае подголовник, а также выступ с подсветкой больно упираются в спину или шею. А трансформировать полки по нескольку раз на дню довольно-таки муторно.

Купе-трансформер: спальное положение. А представьте, как тут присесть?

Надо отметить, что идею купе-трансформера конструкторы скопировали из Европы (там уже давно применяются подобные кушеты), но на мой взгляд, совершенно не учли разную модель поведения пассажиров у нас и "у них". Дело в том, что в Европе из-за их габаритов на нижних полках невозможно сидеть при откинутых верхних, поэтому там есть чёткое разделение — либо все пассажиры сидят, либо все спят. То есть настало время спать — все дружно откинули полки и легли, утром вместе встали, полки сложили и сели. Это прописано в правилах поездки (там пассажиры обязаны в дневное время трансформировать купе в сидячее положение), иначе просто невозможно. У нас же поведение пассажиров иное, и правила тоже другие. Согласно правилам РЖД пассажиры должны занимать во время поездки своё место, указанное в билете, никаких обязанностей трансформировать своё место в сидячку, а также пускать на него "верхнего" пассажира на нижних пассажиров не возлагается. Если обратиться к неформальной этике пассажиров в купе, то она также предполагает, что по-возможности пассажиры должны минимально стеснять друг друга, и не занимать длительное время чужую полку, кроме приёма пищи и случаев явного приглашения со стороны "хозяина" полки.

Лично по моим наблюдениям многие пассажиры нижних полок большую часть времени лежат или сидят на них вдоль полки вытянув ноги или согнув их в колени. Примерно так (фото сделано в плацкарте, но и в купе аналогично):

Таким пассажирам не нужна возможность трансформировать своё спальное место в сидячку, а вот возможность сидеть на нём с комфортом нужна. А вот конструкторы "трансформеров" это совершенно не учли. Посмотрите, сколько выступающих предметов не дают пассажирам комфортно присесть:

В старых добрых "аммендорфах" в этом отношении было гораздо лучше. Слегка мешался только светильник, а в остальном ничего лишнего. Слегка подпереть со спины подушкой и вполне удобно:

А вот китайцы в своём скоростном «инновационном» плацкарте предусмотрели даже специальные спинки:

И только конструкторы с ТВЗ эту потребность пассажиров просто игнорируют… Или её нет?

В связи с этим соберу небольшую статистику и проведу опросы:

View Poll: #2092286

Голосуйте!

Ну и добавлю. С эргономикой и эффективным использованием пространства у ТВЗ по-прежнему беда-беда. Верхние полки остались на цепях, чем самым лишив возможности на них комфортно вытянуться людям с ростом свыше 180 см (а таковых сейчас четверть взрослого населения). Сцеп двух вагонов в один вроде бы должен подразумевать общее пространство и существенную экономию оного, но фактически этого вышло… Зачем два тамбура рядом, если будет один проводник — загадка.
ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий