Поиск

Каждому по заслугам…


Если "Девчата" Б. Бедного в списке институтских любителей чтения были где-то в первой десятке, то книга "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл точно была на первом месте. Знакомый синий том оставался на библиотечной полке ровно секунду до того, как его брала следующая читательница. И, конечно же, не обходилось без обсуждений.

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1014583976.jpg

Однако, видимо, ввиду молодости читателей, Скарлетт О'Хара, будучи главной героиней книги, осуждению не подвергалась. Конечно, в своих бедах она была сама виновата. Но раз вся история вертится вокруг нее, то ей надо в первую очередь сочувствовать. И надеяться, что Рэтт Батлер простит и вернется. Именно на этих незрелых ожиданиях и построено так называемое "продолжение" о котором я тут упоминаю в первый и последний раз.
Я считаю историю законченной именно на том, что там случилось. "Честно говоря, дорогая, мне наплевать" и знаменитое "Я подумаю об этом завтра…". В реальной жизни эти двое и третий (Эшли) продолжили бы как-то существовать и, кто знает, нашли бы утешение. Но в книге поставлена точка. И она настолько твердая и уместная, что только в бреду можно решить написать "что там дальше". Забудем об этом.

"Унесенные ветром" я перечитала (давно, но много лет спустя после института), фильм посмотрела неоднократно. Книга довольно увлекательно написана. Это один из редких примеров, когда единственное произведение писателя оказалось к тому же и очень успешным, но ничего больше автор не создала. И не думаю, что только потому, что довольно рано погибла. Похожая удача с единственной и популярной книгой нашла Харпер Ли, чей роман "Убить пересмешника", выросший из сборника рассказов, я ставлю намного выше "Унесенных ветром" по многим качествам.

Еще одна заслуга "Унесенных ветром" — то, что война показана очень близко и очень живо. Это не обрамление, не задний план, не трагическое, но далекое событие. Война обволакивает героев и полностью меняет их судьбу. Не хочу притворяться, что о Гражданской войне США я знаю намного больше, чем можно прочесть в самой книге (и еще в "Неизвестной войне" А.Бушкова), поэтому не буду корчить из себя историка. Этот пост только о том, как герои преодолевают трудности. А именно о Скарлетт.

Девушка, родившаяся с серебряной ложкой во рту, к тому же старшая и любимая дочь, привыкла получать все, что захочет. Бояться своих желаний, ибо они могут исполниться (кто это сказал? Конфуций? Ницше? Моэм? Булгаков? — благодаря интернету, мы теперь никогда и не узнаем)? Да зачем это? То, что ей надо, Скарлетт возьмет силой, хитростью или настойчивостью. Именно этому благоволению судьбы в детстве и юности героиня обязана своими претензиями на успех и характером.

Новое платье? Пожалуйста! Ухажеры? Здесь все, кто в списке, и даже те, кого не включили! Прощение за все проказы и шалости? Проще пареной репы пирога, только улыбнись. Ни одного облачка на небе, ни одной мало-мальски достойной соперницы, никаких отказов и огорчений.

Поэтому там, где всякая приличная девушка тихо страдала бы в уголке от неразделенной любви, Скарлет, презрев все условности, идет сама признаваться в любви Эшли, даже не сомневаясь, что он сделает легкий выбор в ее пользу. И это, зная, что он помолвлен  или, во всяком случае, собирается жениться на какой-то кузине. И это первое "нет", которое ее озадачивает, но не останавливает. Сколько дров наломала Скарлетт в осуществлении своей навязчивой идеи все, кто читал книгу, знают.
Но вот пришла война, и условия задачи поменялись. Хотя завоевать Эшли не удалось, но всегда есть другой день, когда это можно сделать. А вот войну нельзя отодвинуть на другой день, она уже здесь, перевернула все жизни благополучного Юга, который никогда не вернет себе то, что было.

В Википедии (да и во многих советских/российских предисловиях к книге) Скарлетт названа образцом предприимчивости и умения выживать. Что мы думаем про нее теперь, перечитав книгу и вдруг взглянув на Мелани, Рэтта Батлера и Эшли другими глазами, заметив их истинные качества и признав за ними право на их точку зрения, как если бы они, наконец, стали реальными людьми, а не только марионетками в планах Скарлетт по устройству своей жизни?

Признаюсь, какое-то время назад мое мнение о Скарлетт было совершенно однозначным. Это изворотливая, лживая, недалекая, жестокая, алчная, беспринципная женщина, которая с легкостью переступает через трупы и живых людей, чтобы получить то, что она хочет, каким бы пустым и бессмысленно тщеславным ее желание ни было. Несмотря на изменившиеся обстоятельства, она так же ожидает от людей незамедлительного следования ее сценарию. Последствия ее поведения ужасны: морально подавлен Эшли, убит второй муж, заброшены в небрежении дети, разочарован в жизни и любви Рэтт Батлер. Только по недоразумению и ангельской природе Мелани сюда нельзя добавить ее разбитое сердце.

Отношение к другим героям тоже претерпело изменения.
Рэтт Батлер: вместо прожженного негодяя и дельца  — образ делового человека, который рискует жизнью, чтобы помочь южанам, к тому же проявляет не меньше патриотизма, чем другие его соотечественники. К тому же он щедр и добр к людям (включая проститутку Бэлл) и способен любить глубоко и уважать беспредельно. А цинизм его  — просто ширма, за которой он прячется.
Эшли: не размазня и рохля, который не может решить, кого же он любит; он также и не альфонс и дармоед, сидящий на шее женщины. Он очень порядочный человек, настоящий джентльмен, который даже пройдя войну, "называет кошку кошкой, наступив на нее в темноте". Его преданность Мелани и забота о Скарлетт (которая считает, что если она зарабатывает деньги, то и забота — ее монополия) вызывают уважение. Он ввязывается в ку-клукс-клановские дела, даже не разделяя этих убеждений. Так же, как он вступил в армию конфедератов, питая отвращение к войне. Относительно его способности прокормить семью: мне недавно напомнили о том, что, находясь на вынужденном иждивении у Скарлетт, он нашел работу, но она пустила в ход шантаж и не дала ему уехать.

Мелани: вовсе не слабая и никчемная "девочка-жена". Она мужественная женщина, готовая на самопожертвование ради мужа, так и не рожденного второго ребенка, да, собственно, ради любого человека, который в ней нуждался. Она — скала Эшли, поддержка Рэтту Батлеру и радость друзьям. Мелани хорошо воспитана и не отступает от принципов, несмотря на любые житейские обстоятельства. Кроме тех случаев, когда человеческая жизнь или честь важнее правил приличия. И тут она проявляет себя с самой лучшей стороны: не морщится презрительно, не отворачивается, не осуждает. А открывает свое сердце и посрамляет этим даже закоренелого грешника (Скарлетт очень смутилась, когда вместо того, чтобы взорваться негодованием по поводу недостойного поведения Скарлетт со своим мужем, Мелани совершенно искренне отвергла все обвинения и выказала подруге полное доверие и поддержку).
Почему же Скарлетт все еще считается главной в этой истории, спросим мы? Зачем она там вообще? Почему она наказана так легко и так поздно? И в мыслях мы сооружаем позорный столб для этой женщины…

Но давайте дадим ей шанс и посмотрим еще раз на ее жизнь, ее слова, поступки, ее преступления и ее наказание.
Для меня удивительно, что все образование и воспитание Скарлетт (а ее мать, напомним, была настоящей леди, настолько высокой пробы, что даже бешеный темперамент мужа отступал перед ее "мягкой силой"), вся ее цивилизованность сошли, как прошлогодний загар, как только пришли новые, нелегкие, времена. Скарлетт ведет себя в точности как "белая голытьба", от которой она на словах дистанцируется. Никакого аристократизма в ней нет. Только стремление выжить, вырвать у судьбы (читай, у людей) свое благополучие, оттолкнув по пути тех, кто мешает. Какой контраст с характером Мелани и Эшли! Даже Батлер остался позади в странной гонке за недостижимым. Но может быть она именно другая?

Вспомните, что замечательного сделала Скарлетт. Она выжила, спасла от голода, ограбления, бедности, смерти, наконец, всю свою семью, а также Мелани (которая, впрочем, благодаря браку, была ей родней). Несмотря на то, что работа в госпитале была ей отвратительна, она все же помогла Мелани родить ребенка, отринув собственную неопытность и страх.

Пожалуй, это и все, скажете вы. А может быть это именно то, для чего Скарлетт и была создана? Эшли и Мелани — это те люди, на которых держался Юг, то, что от него осталось. Они — остатки старой гвардии, той, что знает, ради чего стоит жить, что имеет смысл защищать. Но они, увы, не способны отстоять даже собственную жизнь, скорее умрут, чем согласятся на позорный оппортунизм. Скорее будут голодать, чем обманут ради денег. Скорее дадут себя убить, чем убьют грабителя или насильника. Они — хранители цивилизации. Чтобы такие люди выжили и смогли построить заново достойное общество, такие как Скарлетт засучив рукава берутся за грязную во всех смыслах работу, марают руки в крови и деньгах, лгут, изворачиваются, обманывают и убивают.

Нам легко презирать главную героиню "Унесенных ветром", но история была бы очень простой (и очень короткой), если бы такие как Скарлетт не существовали.
chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий