Поиск

Танк Pz.Bef.Wg.III Ausf.E (Могилёв)


Немецкий командирский танк Panzerbefehlswagen III Ausf.E установлен на мемориале «Буйничское поле» в пригороде Могилёва.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — хорошее.
Дата съёмки — 29 апреля 2018 года.

01.


02. Танк был потерян немцами в 1941 году (утоплен в реке Друть).
В 1990-х годах машина была поднята и установлена на мемориале, посвящённом битве на Буйничском поле при обороне Могилёва в июле 1941 года.

В этом месте атакующие немецкие танки были остановлены героическими защитниками города и отступили с большими потерями.
Танковый клин немцев впервые не смог сходу пробить оборону Красной армии.
Фашистов задержали под Могилёвом на несколько дней, постоянно отбивая их атаки.
Эта остановка была одним из важных факторов сломавших гитлеровский блицкриг.

Свидетелем этого боя был писатель Константин Симонов, который был настолько впечатлён увиденным, что использовал в книге «Живые и мёртвые» описание Буйничской битвы и образы командиров и бойцов.
А после смерти завещал развеять свой прах над этим полем (что и было сделано наследниками, вопреки воле партийного руководства, которое хотело похоронить писателя в Москве).

Мемориал основан в 1995 году.
В него входят Часовня, Озеро слёз, противотанковый ров, аллеи и военная техника.

Одним из уникальных экспонатов стала командирская версия танка Pz.Kpwf.III.
Редкая модификация сама по себе, плюс на территории бывшего СССР в «дикой природе» немецкой техники очень мало.
Почти всё после войны ушло на переплавку.

Уникальный экспонат, найденный в 1990-х, был доставлен к строящемуся мемориалу.
А в 2001 году его украл один предприимчивый товарищ с целью продажи за рубеж.
Стоимость такого танка у европейских коллекционеров превышает несколько сот тысяч долларов.
Вот и нашёлся желающий, который нанял кран и грузовик и вывез 20-тонную машину в соседнюю деревню, где спрятал на время в крестьянском дворе.
Розыски пропажи были не очень долгими, танк нашли и вернули на место.
Товарища тоже нашли и посадили.


03. Табличка экспоната.
Модель танка указана с ошибкой.
Здесь стоит Pz.Bef.Wg.III Ausf.E (Sd.Kfz.266)


04. Panzerbefehlswagen III — командирский танк; в течение 1938—1943 годов значительную часть танков модификаций D, Е, Н, J и М выпустили как командирские — Panzerbefehlswagen.
Первой машиной этого типа стал танк Pz.Bf.Wg.III Ausf.D1 (60341-60370). Внешне он почти неотличим от линейного Ausf.D, но его башня приваривалась к корпусу, а пушка представляла собой макет из дерева и металла.
Кроме того, отсутствовал курсовой пулемёт. По бортам прорезаны дополнительные смотровые щели и бойницы для стрельбы из личного оружия.
По периметру крыши моторного монтировалась рамочная антенна, а на правом борту корпуса — штыревая, длиной 1,4 или 2 м.
Вооружение состояло лишь из одного пулемёта, установленного в башне танка, внутри кабины были оборудованы рабочие места для командира, офицера связи и двух радистов (помимо них в экипаж, разумеется, входил и механик-водитель).
Здесь имелся складной столик для работы с картами. Наблюдение велось через пять смотровых щелей и стереотрубу, устанавливаемую в командирской башенке.
Танки оснащали(в различных комбинациях) радиостанциями FuG 6, FuG 7, FuG 8 и FuG 13.
С июня 1938 по март 1939 фирмы Daimler-Benz покинули 30 танков этого типа.


05. Следующую серию — 45 (60501-60545) командирских танков изготавливали на базе Pz.III Ausf.E с июля 1939 по февраль 1940 года и по конструкции, кроме ходовой части, не отличалась от предыдущей версии.
Один из этих 45-ти стоит здесь.


06. После запуска в производство модели Ausf.H на его базе так же создали командирские танки.
Их производство осуществлялось с ноября 1940 по январь 1942 года.
Всего выпустили 175 машин (70001-70175).


07. В дальнейшем конструкция командирских танков изменилась.
Их стали переоборудовать из линейных Pz.III Ausf.J с сохранением основного вооружения — 50-мм пушки KwK 38.
Демонтировался только курсовой пулемёт, а боекомплект пушки сокращался до 75 выстрелов — освобождалось место для трёх радиостанций: FuG 5, FuG 7 и FuG 8.
В дополнение к штатным приборам наблюдения на устанавливался перископический прибор TSF 1.
Эти танки переделывались из линейных двумя сериями с августа по ноябрь 1942 года (81) и с мая по сентябрь 1943 г. (104).
Поступали они в основном во вновь формируемые танковые части войск СС.
Последнюю серию из 50 командирских танков (70201-70250), получивших обозначение Ausf K, изготовляли на базе Pz.III Ausf.M в период с декабря 1942 по февраль 1943 года.
Они вооружались 50-мм пушкой KwK 39 с боекомплектом 65 выстрелов, установленной в уменьшенной маске.


08. Здесь стоит достаточно грубо исполненный при реставрации макет пушки.


09. Башня приварена к корпусу.
Интересно, эти приварки были сделаны изначально (башня командирских танков не вращалась конструктивно) или тоже при реставрации?
По неряшливым швам похоже, на второе.


10. Неподвижная имитация маски пушки и единственного встроенного оружия машины — 7.92-мм пулемёта MG-34.
Торчащие болты остались от родной маски.


11. Левый борт башни.
Смотровые приборы и боковой люк.


12. Командирская башенка командирского танка 🙂
По бокам от неё две амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрытые пробками.


13. Крыша башни.


14. Подбашенная коробка.
На месте курсового пулемёта ещё одна пробка для стрельбы из личного оружия — тоже признак командирской версии.
Дополнительная бронировка отсутствует.
Крепилась на торчащие болты.


15. На правом борту подбашенной коробки два смотровых прибора.
Рядом с одним из них ещё один пистолетный порт.


16. На левом борту смотровых приборов и иных деталей нет.
Левый лист подбашенной коробки не родной.


17. Смотровой прибор водителя закрыт бронировкой.
Такой тип бронировки использовался на Pz.Kpfw.III Ausf.G.
Два отверстия над бронировкой — для бинокулярного перископического прибора наблюдения KFF2.


18. Крышка и люки моторного отсека.


19. Все люки заварены.
Сохранился правый воздухоприток двигателя (массивная решётка).


20. Задняя часть танка.
На глушителях видны стрелки направления течения выхлопных газов.


21. Массивная буксирная петля.
Слева от неё торчит горизонтальный штырь механизма натяжения гусеницы.


22. Днище танка.


23. Передняя часть корпуса.


24. Люки на верхнем бронелисте для доступа к трансмиссии.
При желании, экипаж мог использовать их также для посадки или покидания машины.


25. Запасные траки и крепление антенны.


26. Ходовая часть машины соответствовала базовому танку Pz.Kpfw.III Ausf.E.
С каждой стороны были переднее ведущее колесо, шесть сдвоенных опорных катков малого диаметра с торсионной подвеской, три поддерживающих ролика и заднее направляющее колесо.


27. Ведущее колесо достаточно большого диаметра с цевочным зацеплением гусеницы.


28. Одного поддерживающего катка нет, поэтому провисшая гусеница перекрывает эвакуационный люк.


29. Опорные катки и рычаги торсионной подвески.


30. Первая и последняя пара опорных катков имела амортизаторы.


31. Резиновые бандажи катков имеют маркировку №810E CONTINENTAL 520/95-398.


32. Резиновые бандажи поддерживающих роликов промаркированы как ???? CONTINENTAL (310) 70-203


33. Направляющее колесо традиционно для немецкой танковой школы расположено сзади.


34. Достаточно тонкое и сложной формы.


35. Использовалось для регулировки натяжения гусеницы.


36. Литая мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм.
93 или 94 трака.


37. Внутренняя сторона ходовой части.

Координаты:
53°51’38.97″С
30°15’20.75″В


myauu.livejournal.com

Добавить комментарий