Поиск

«Фима», Амос Оз, роман, 1991 год


          Мне нравятся подобного рода литература – густой, насыщенный язык и действие, которое заключается, практически, в бездействии (извините) основных персонажей. Роман о повседневности, который вращается вокруг внутреннего мира Эфраима, или Фимы, как называют его друзья и близкие ему люди, в том числе и автор. Да и внешний мир мы видим, за редким исключением, глазами Фимы, а исключения даны для того, чтобы показать, как Фима выглядит со стороны, что придаёт не только фигуре главного героя, но и всему роману объёмность.

       Плохой хороший человек – вот так я бы охарактеризовал Фиму, позаимствовав определение у советского кинематографа. Или хороший плохой человек – от перестановки слагаемых сумма не всегда меняется. Не очень складный мужчина с животиком, перешагнувший пятидесятилетний рубеж и работающий на скромной должности регистратора в крохотной гинекологической клинике. Но не только должность красит человека, но и его мысли. Правда, мысли красят внутренние помещения, и они далеко не всем видны, к тому же, видны только сквозь узенькие оконца, которые Фима открывает иногда, чтобы поделиться своими откровениями с народом Израилевым. К сожалению, откровения эти доступны очень ограниченному кругу избранных, потому что душевная усталость не даёт Фиме сил для того, чтобы выстроить для себя трибуну, соответствующую размаху его мыслей. А дело есть Фиме до всего – то в голове у него проходят заседания правительства Израиля, где он, премьер-министр, заслушивает членов своего кабинета и даёт им мудрые указания, то он беседует с молодым человеком из будущего, который будет жить на этой земле лет через сто и надо постараться, чтобы этот юноша, своеобразный судья над прошлым, вынес бы положительный вердикт. В общем, диапазон проживаемых ролей огромен, однажды Фима даже вообразил себя сперматозоидом, но всего лишь однажды – так получилось, увлёкся.

          Я с налётом иронии описал некоторые особенности жизни Фимы. На самом деле, тут, скорее, преобладают трагические ноты, потому что речь идёт о нереализованном таланте, или, если это слишком широкий замах, о нереализованных способностях. Это осознаёт не только Фима, но признают и его близкие друзья. Вот только нет у Фимы намагниченности, направленности на какое-то конкретное дело, не хватает энергии, говоря приземлённым языком. Трагедия тоскующей души, окружённой суетящимися людьми, занимающимися пустыми делами (так он видит мир вокруг себя). Хочет Фима показать им путь, желает всем добра, даже, как он считает, знает, как всех осчастливить (вот только надо собраться и донести до всех очевидные вещи), да всё нет времени на это – всегда что-то отвлекает….

          Вот примерно так видится мне этот роман по прошествии пары месяцев после его прочтения.  Ещё раз отмечу язык романа:  люблю, когда психологические моменты описывают таким образом, улавливая мельчайшие детали – как бисер перебирают. Понимаю, что я имел дело не с языком оригинала, а с переводом, но мне кажется, что это тот в последнее время не частый случай, когда оба варианта соответствуют друг другу. Понимаю также, что не все нюансы происходящих в книге событий и дискуссий я могу уловить – израильские вопросы политики, в первую очередь, и повседневной жизни в условиях конфликта с арабским окружением от меня далеки и доходят до моего сознания как отголоски эха информационных сообщений. Но эти вопросы  не стоят на первом месте в романе, главное там – простые человеческие чувства и мысли, поэтому они интересны и понятны и за тридевять земель от места действия. Роман был написан в 1991 году и описывает события двадцатилетней давности, но это ещё наше время и люди ментально такие же, а отсутствие мобильных телефонов на суть происходящих в книге  событий нисколько не влияет – их наличие Фиму бы не изменило. Не в них дело. А теперь, о минусах, не рекламный же я отзыв пишу. Финал приобрёл некоторую динамику, а вот последняя треть, пожалуй, стала уже однообразной – алгоритм действий Фимы, а также реакция окружающих на эти действия, стали прозрачны и слегка поднадоели. Это уже индивидуальные особенности читателя – кого-то хватает на весь роман, кого-то – на две трети, а есть, не исключено, и такие, что и на первой странице с недоумением закрывают книгу. Читатели – они как люди, разные бывают.
======== chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий