Поиск

В гостях у сикхов в городе Нандид


Как вы уже узнали из одного предыдущего текста, мы попали в канун выборов в Хайдарабад и должны были, как оказалось, поскорее выбраться из этой провинции, чтоб нас не сплющили, да и Бог его знает, какие эксцессы тут будут в выборный день. Уж с Интернетом точно будут перебои, ну и с транспортом, как мы заметили. После двух неудачных попыток влезть в поезда на север и северо-восток мы ввинтились в поезд на северо-запад, желая уехать хоть куда за пределы выборной провинции.

Поезд подкрался незаметно более чем за час, поэтому мы успели ввнтиться в вагон ещё до того, как о нём узнали все прочие индусы. И, вот, наконец покинули Хайдарабад. Пока ехали в поезде, я раздумывал, где выходить — шёл состав в Мумбай, но мы туда не ехали. Через три часа кончилась провинция, в которой выборы. Пока смотрел информацию по городам в Интернете — по счастью, Интернет доступен на любой станции человеку, имеющему индийскую симку, да и между станциями нередко добивает — оказалось, что в городке по пути Нандид (Nandeed) имеется знаменитый на весь район храм сикхов, о котором я ранее ничего не знал, равно как и о существовании этого довольно немаленького города в 500 тысяч человек. Быстро уговорил Катерину выйти в Нандиде, она уже на всё была согласна.

Вышли с вокзала. Долго думать о том, как найти храм, не пришлось — тут уже стоял автобус с надписью Sewa. Это многозначное слово изначально означает служение. Автобус был служебный в том плане, что управлялся сикхом, и бесплатно доставлял в храм всех желающих. Так что думать, куда идти, долго не пришлось. В Интернете узнал, что в городе около 14 храмов этой единобожной религии, нас доставили в один из двух самых больших. По всем признакам, там и нужно было найти ночлег и прочие блага этого материального мира.

Читатель, верно, знает про религию сикхов. Уже около 500 лет сикхи в Индии (и в других странах) принимают на ночлег и кормят всех желающих, верят в единого невидимого Создателя, зарабатывают деньги, не бомжуют и не впаривают всем свою религию. За всё это их, конечно, следует уважать. Город же Нандид известен как место кончины их десятого (последнего) гуру, Гобинд Сингха, и хотя мощей никаких у сикхов нет (тела мертвецов сжигают), но место историческое и приезжают сюда тысячи людей, тут же и большущий музей этого десятого гуру.

В общем, как приехали в храм, оказалось, что там уже несколько тысяч проживающих. Вся гурдвара была населена, там много комнат на девяти этажах, все заполнены, висело объявление, что комнат нет. Не вместившиеся уже размещались во дворе под огромным навесом. Впрочем, мы не утеряли надежду на успех и спросили о месте ночлега первого попавшегося привратника, который передоверил нас второму, третьему и т.д., и тут уже нас повели к самому Главному сикху этого комплекса.

Это удивительно! Главный сикх был самым толстым человеком, которого я когда-либо видел в Индии. Он сидел в специальной стеклянной кондиционированной комнате, похожей на большой аквариум, и сидел он на большом белом диване. С длинной седой бородой (сикхи никогда не бреют и не стригут бород и волос), в белом большом тюрбане, в белом халате, он весил порядка 150 кг и сливался уже с диваном, на котором находился. Пол комнаты был устлан мягким ковром, на котором сидели внизу ещё человек семь со своими проблемами.

Меня подвели к Главному. Он меня сразу поразил своей величественностью. Но никаких английских слов он не испустил, а обратился ко мне через толмача. Узнав мою сущность, ну и просто поглядев на меня (а Катерина стояла в проходе стеснительно), он извлёк откуда-то большой металлический ключ с жетоном и вручил его мне. Это был ключ от комнаты из специального резерва. Тут же другие, менее толстые, служители, повели нас наверх, на пятый этаж, проинструктировали и завели в комнату, а также записали нас в большую амбарную книгу. Никаких деньгопрошений, залогов и т.д. не было.

Основные правила, что нам объяснили, я и так знал. Строго нельзя курить и даже нельзя с сигаретами и табаком находиться в пределах храма. Нельзя употреблять мясные продукты и алкоголь. Нельзя бриться (нарушители, гласит плакат, будут выселены немедленно!)

Комнату, которую нам выделили, можно назвать вип-комнатой, потому что в ней был кондиционер, вентиляторы, балкон, санузел и кровати на 5 человек. Ближайшие два дня мы жили в этом помещении. Чисто, аккуратно, никаких клопов. Также у сиххов в каждом храме имеется бесплатная столовая (гуру-ка лянгар), в этом городе Нандид столовые работали круглосуточно, удовлетворяя потребности всех желающих сикхов, гостей комплекса и простых горожан. Каждый момент там питались тысячи людей. Как всегда, сикхи следят за санитарными условиями, у них высший уровень в Индии — каждую посуду моют в четырёх водах, включая один раз с моющим веществом; питьевую воду фильтруют через специальные фильтры, залы столовой постоянно моют-чистят: одна партия людей ест в одном зале, в это же время второй зал стерилизуется, и наоборот. И так круглосуточно.

Как и в самом большом в мире сикхском храме, в Амрицаре, — тут тоже с большим интересом изучил я кухню. На слёте АВП у нас питается 600-700 человек, тут же многократно больше. Как всё готовится? Тут источником тепла являются, как и на Слёте АВП, дрова. Чтобы кормить тысячи людей ежедневно, дров должно быть много. Так оно и есть.

Дрова кидают в специальные печки, типа как котельная, откуда уже тепло не совсем понятным нам способом (кажется, по трубам с паром или водой) подаётся уже под котлы, объём каждого котла более 1000 литров. Непосредственно огонь из дров с кастрюлей еды не контактирует. Вероятно, это сделано во избежание пригорания: а то пригорит, скажем, тонна риса, или тонна супа, сколько тысяч человек будет недовольных.

В общем, две ночи мы оставались в Нандиде и посмотрели и ещё несколько храмов, помимо того, в котором жили. Интересно, что на реке была небольшая келия отшельника, будочка.

Ещё в городе было много самых разных сикхов с очень разными и длинными бородами, а мы были, вероятно, единственными иностранцами — ведь в путеводителе Lonely Planet этого города нет, а стало быть, иностранцы не способны узнать о нём!

Бороды бывают не очень большие

Также посетили музей гуру Гобинд Сингха, посмотрели картинки из жизни гуру, длинный фильм-мультфильм про него (не смогли досмотреть, очень длинный), а также оружие, копья, пушечки тех времён. Помимо сикхов, в городе проживают и другие граждане — мусульмане, индуисты, а также множественные нищие всех религий. Сикхи имеют около 14 храмов в городе, несколько бесплатных круглосуточых столовых и бесплатный круглосуточный госпиталь — не очень большой, но даже с зубным кабинетом. Но все зубы у меня были в рабочем состоянии, поэтому проверить сикхских зубников не пришлось.

В общем, пожили в городке Нандид, тем временем где-то рядом в соседних штатах проходили выборы, но мы в них не участвовали. Настал момент проверить индийский автостоп! В первую свою поездку 1998 года я проехал по Индии автостопом более 3000 км, от пакской границы до Бангалора. Медленно всё было, 300 км в день или 600 в сутки, многие водители были деньгопросы, дороги узкие и полные движущегося тележного и мотоциклетного хаоса… В поездке 2015 мы почти не автостопили. А в этот раз нужно было проверить автостоп, тем более что схемы и карты говорили о том, что индусы построили автобаны через всю Индию, с юга на север… До следующего пункта назначения — Аллахабада — чуть более 1000 километров. Каков будет автостоп в этой стране? я уже знаю, а читатель также узнает скоро! a-krotov.livejournal.com

Добавить комментарий