Поиск

Не надо любить СССР, надо его понять 5


За что там ещё не любит господин М СССР (с которым он если и знаком, то больше по письменным источникам). Приходится цитировать его буквально полностью:
"Одна из ярких характеристик советской жизни — это полное презрение к личности отдельного человека. Живший в сталинские годы хороший писатель Анатолий Мариенгоф описал это хорошим афоризмом — "Эй, человек, это ты звучишь гордо? И — в морду, в морду, в морду". Отсутствие уважения к личности вытекает из предыдущего пункта — у советского человека не было никаких прав, и никто уважать его личность не собирался.

Советская пропаганда любила рассказывать о том, что личность ничто, а коллектив — это всё, а советская демагогия дополняла эти россказни всякими притчами, вроде той, когда старик сказал сыновьям, что не смогли разломать веник — "по отдельности вы тонкие прутики, и только вместе вы сила", хотя лично мне всегда хотелось закончить эту притчу словами — "по отдельности вы личности, и только вместе вы поганая метла".

Для чего был нужен советский коллективизм и подавление личности? Всё дело в том, что толпой было легче управлять, об этом писали все исследователи масс XX века — от Густава Лебона и Эриха Фромма до Элиаса Канетти и Зигмунда Фрейда. Именно поэтому в совке постоянно культивировался культ массы и толпы, и уничтожалась отдельная личность"

Здесь должен сказать откровенно. Быть личностью увы дано не каждой человеческой особи. Это собственно определяется чем? Умением принимать ответственные решения в любой обстановке и за них отвечать. Ещё личности присущи понятие ДОЛГА и ЧЕСТИ. Ну когда начинаются разборки феномена личности, то начинают с фундамента, а это не Фрейд при всём моём уважении, который как раз во многом личность свёл к животным инстинктам. Начинают с Канта. Вы можете сказать, что советские люди были безответственными? У советских людей особенно 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов ну вот вообще не было чувства долга? Мне интересно — а воинский долг господин М вообще говоря отдал (он в Армии- то служил). В СССР парень который не служил в Армии в массе людей считался несколько, как бы это сказать, дефективным. То ли блатной и откосил (а таких не уважали), или больной, что его не взяли. Представить сейчас тяжело, что в Армии было служить НОРМАЛЬНО, это воспринималось как именно почётный долг. Военнослужащие даже срочной службы с гордостью носили форму. Это я именно не про стадные чувства, а про долг. То есть даже если есть уже чувство долга, то личность в наличии и можно дальше как-то обсуждать её качества.

Так вот, скажите честно, где легче воспитать чувство ответственности и чувство долга, в индивидуальном порядке или в коллективе? Отвечать не буду, каждый ответит сам.

С огромным удивлением, просто на опыте убедился насколько сегодняшняя молодёжь (конечно не вся, я не могу говорить за всю) более безответственна и инфантильна чем та. Ну вспомнили мажоров? А вроде в самых идеальных условиях для индивидуального развития воспитывались. Кстати сейчас могут возопить традиционалисты, что коллектив убивал традиционное воспитание. Ну может быть, не в Церковь заставлял идти, а на субботник, что было, то было. Но в каких семьях вообще-то дети воспитывались лучше? В многодетных или нет? Ну это тоже так вопрос в тему.

Ну и давайте посмотрим, перед кем был ответственен (и кому был должен) советский человек? Родине СССР, делу, которому он служил, коллективу и семье, при этом ему пытались ещё и внушить чувство долга перед коммунистической идеей (то есть вообще перед потомками, то есть перед светлым завтра, при этом естественно надо было расширить его горизонт планирования). Перед чем фактически ответственен (и кому должен) человек сейчас? Неприятное скажу, но в первую очередь своему желудку и своим инстинктам. У него вместо Родины норка в которую надо натащить побольше барахла. А что сегодня делается с институтом семьи наверное разбирать не надо. Ну только что осудили Дарию Переверзеву на 16 лет лишения свободы (а её парня на пожизненное) — ну вот он теперешний долг и теперешняя ответственность в крайнем конечно виде.

А что индивидуальное воспитание находится в диалектическом единстве с коллективным это оказывается сейчас такая непроходимая сложность, что видимо она уже вообще современному господину не доступна. А если сказать что свобода — это познанная необходимость видимо от этого современный господин либо в ступор впадёт, либо в обморок свалится.
Картинки по запросу Подвиг Матросова
Да, Александр Матросов встал и закрыл собой амбразуру, дав своей роте подняться в атаку. Интересно, господин М и про это скажет, что это вот отвратительный продукт советского воспитания? Или всё-таки не скажет?

Ну кто понял, тот понял, а кто не понял, тот не поймёт. Да, господина М автор понял в данном случае полностью, честно говоря это как раз было не сложно.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4


kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий