Поиск

Что же произошло с «Салют-7»?


Здравствуйте уважаемые.
Сегодня День Космонавтики. Светлый праздник, с которым я вас всех поздравляю!
И хочу сегодня вам поведать об одной из самых сложных операций в советской космонавтике.

Операция по спасению "Салют-7" уникальна. И прошла благодаря силе, воле, опыту и храбрости наших космонавтов, а еще немало количества удачи. Наши космонавты Джанибеков и Савиных — настоящие герои!!!!

Но давайте немного предистории.
"Салют" был одной, а точнее последней космической станцией из проекта «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Салют — 8 стал уже стал базовым блоком Орбитальной станции "Мир" и это уже следующее поколение. Также как и "Салют-9".

"Салют-1"

Тут правда надо понимать, что в СССР космическая программа мирного освоения шла рука об руку с военной, и поэтому в принципе были "Салюты" а были военные "Алмазы", но к делу сейчас это не относится, давайте сосредоточимся именно на "Салютах".

Их можно разделить на 2 поколения — первые или краткосрочные, которые начали запускаться с 1971 года (Это "Салют-1" и "Салют-4"), а также второго поколения ("Салют-6" и "Салют-7").
"Салют-6" был запущен 29 сентября 1977 году и по отношению к первой генерации он был совсем иным.

Салют-6
Станция имела два стыковочных узла (на переходном и на агрегатном отсеке), что позволяло принимать одновременно два космических корабля, двигательная установка, могла быть дозаправлена от беспилотного грузового корабля «Прогресс», пополнялись также запасы регенеративных патронов, сжатых газов, питьевой воды, пищи и других расходуемых материалов. Все могло меняться и по-сути это было похоже уже на современную космическую орбитальную станцию в полном значении этого термина. Полет "Салюта-6" длился 1764 суток и ее посетило 5 долговременных экспедиций, в том числе первые космонавты: Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии (о их нынешней судьбе я писал вот тут вот:https://id77.livejournal.com/59424.html и тут: https://id77.livejournal.com/59682.html Мало ли, будет интересно Вам 🙂

После успешного запуска станции «Салют-7» 19 апреля 1982 года станция «Салют-6» была сведена с орбиты 29 июля 1982 года и частично сгорела в атмосфере, частично была затоплена в Тихом океане.

"Салют-7" был еще более крутым и модернизированным аппаратом. Поэтому и планировалось, что он послужит не менее 5 лет. И поначалу все шло штатно. Посетил станцию и первые француз и индиец, именно на "Салют-7" работала вторая женщина-космонавт Светлана Савицкая. Также был установлен рекорд продолжительности полёта космонавтов на то время (211 суток).

Однако чем дальше, тем больше начинались проблемы. Сначала мелкие недочеты и аварии, и чем дальше, тем больше. А тут сначала не смогла пристыковаться из-за поломки антенны «Союз Т-8» (экипаж Титов, Стрекалов, Серебров), в апреле 1983 года. Потом транспортный корабль снабжения ТКС-3 «Космос-1443» не смог отстыковаться и 4 суток очень портил нервы космонавтам Ляхову и Александрову,которые переживали,что транспортник может их с орбиты сбить. Кроме нервов потратили еще и кучу топлива.

Владимир Ляхов и Александр Александров
Они планировали вернутся в сентябре на Землю,но на Байконуре произошло настоящее ЧП «Союз Т-10-1» (экипаж — все те же многострадальные Титов и Стрекалов) 26 сентября 1983 года за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе.

Владимир Титов и Геннадий Стрекалов
В общем, весь график сбился и серьезно. Владимир Ляхов и Александр Александров вернулись на домой только 23 ноября 1983 года. Дальше до октября 1984 года было все штатно, но вот после приземления экспедиции "Союза-12" начались проблемы. Как я уже сказал,из-за провала запуска «Союза Т-10-1» (следующий удачный запуск тоже назвали "Союз-10") сбился график запусков и получилось что весь конец 1984 и начало 1985 года на "Салюте-7" не было экипажа. А он уже был не новым, мягко говоря, поэтому начались реальные проблемы. Сначала потеряли связь со станцией, а потом телеметрия показала, что "Салют" стремительно начинает терять высоту и становится абсолютно неконтролируемым. После долгих раздумий было принято рискованное решение — попробовать спасти станцию. Особую тревогу у наших вызывало даже не то, что станция может свалится непонятно где, а то, что ее могут украсть американцы. Разведка доложила, что они уже в курсе проблемы и готовят свой "Шаттл" для перехвата. Не знаю точно, насколько это было реально, конечно. Теоретически по весу и габаритом эту операцию можно было сделать, но по уму — думаю наши просто Бонда пересмотрели (да — некоторые могли и в то время :-))

Кадр из фильма "Живешь только дважды"

Как бы то не было, приказ был отдан. И выполнять его назначили самого тогда крутого нашего космонавта Владимира Джанибекова для которого это был 5 полет в космос,причем уже 3 на "Салют-7" и опытного и надежного бортинженера Виктора Савиных, который разработкой оптики занимался в том числе и на "Салютах". Куда лететь было понятно, а что делать там и как действовать — нет. Если честно, больше все это походило на авантюру.

Значительно переоборудовали стандартный "Союз" — были взяты дополнительные запасы топлива и воды, установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха и еще многое иное.
Самое забавное, что назвали его «Союз Т-13» (ну, по счету). Думаю, многие бы под такой цифрой лететь не стали бы. Но наши — это наши :-))
Стартовали 6 июня 1985 года в 10:39 с "гагаринского старта" (что это такое я писал вот тут вот:https://id77.livejournal.com/854279.html)
8 числа удалось состыковаться, причем как удалось,я до сих пор не понимаю… Воля,опыт, сила, знания, верный глаз и…удача. Без нее никуда. Опять-таки повезло, что корабль не разгерметизировался.

6 дней каторжной адской работы на износ,когда парни каждую минуту рисковали не просто здоровьем, но и жизнью, и они починили основные системы и прежде всего отопление и электричество. И даже без синей изоленты :-)) После этого удалось начать работать сносно, а главное ждать транспортник с Земли с допинструментами, оборудованием и всем необходимым, в том числе и новых скафандров типа "Орлан-ДМ" для работы в открытом космосе.

И они все сделали. Все починили. И она проработала еще вплоть до 1991 года,правдас запуском станции "Мир" в 1986 году "Салют-7" был законсервирован. Мог еще летать, но там очередная катастрофа была. В общем,частично сгорел — частично упал в Южной Америке.
В сентябре пришел новый "Союз" (Т-14) с экипажем Васютен-Гречко-Волков, и Джанибеков вместе с Гречко вернулся домой на «Союз Т-13».А Виктор Савиных проработал в космосе еще 58 дней. Вот такие вот дела.

За этот полет Джанибекову не дали Героя Советского Союза — у него уже было 2 Звезды. Правда присвоили звание генерал-майор авиации. Ну и конечно Орден Ленина.
А Виктор Савиных впоследствии написал книгу "Записки с мёртвой станции» — будет возможность,почитайте.

Уникальная операция по спасению умирающей станции в глубоком космосе!
Оба наших настоящих героя живы до сих пор и дай им Бог здоровья.
Приятного времени суток.
soviet-life.livejournal.com

Добавить комментарий