Поиск

Катастрофа самолёта — гиганта «Максим Горький»- самого странного самолета СССР



Пассажирский самолет "Максим Горький" (АНТ-20) поднялся в свой первый полет 17 июня 1934 года, а в последний — 18 мая 1935 года.

18 мая 1935 года, над Центральным московским аэродромом, располагавшимся на Ходынке, проходил демонстрационный полет гордости советской авиации, самолета-гиганта «Максим Горький». На борту воздушного судна, которое меньше чем за год установило два мировых рекорда, находились его создатели, а также члены их семей.

Сопровождали его два самолета поменьше: с одного оператор вел киносъемку полета. Другой, истребитель И-5, должен был лететь рядом… Во время выполнения очередного маневра И-5 потерял управление и рухнул вниз, на плывущий под ним пассажирский самолет.

В этой катастрофе погибли 48 человек: 11 членов экипажа «Максима Горького», 36 пассажиров, находившихся на его борту, и пилотировавший И-5 летчик Николай Благин, который считался единственным виновником катастрофы в течение последующих 75 лет.

По последнему слову техники

«Максим Горький» создавался, чтобы впечатлять. Сконструированный на базе новейшего советского бомбардировщика, «летающей крепости» ТБ-4, он мог перевозить пассажиров, выполнять агитационные задачи, служить мобильным штабом для командования в случае войны.
Идею создания такого самолета подала группа советских журналистов во главе с Михаилом Кольцовым в 1932 году, когда праздновалось 40-летие со дня рождения писателя Максима Горького.

Большой самолет, который наглядно сможет продемонстрировать «прогресс, идущий семимильными шагами», — вот чего не хватало партии для информационного охвата даже самых удаленных районов Советского Союза.

Проект

Сразу после этого начался сбор средств по всему СССР, и через довольно короткий промежуток времени удалось найти около 6 миллионов рублей на строительство гиганта под именем «Максим Горький». Организован был и особый комитет по строительству самолета, поручивший использовать наработки Туполева по созданию сверхтяжелого бомбардировщика ТБ-3 в чертежах новой воздушной крепости.

В июле 1933 года была начата работа по созданию самолета, а в апреле 1934-го на нем был совершен первый полет.


Сборка крыла АНТ-20 на заводе ЦАГИ.

Размах его крыльев составлял 63 м, площадь внутренних помещений — 100 кв. м.


Пассажирский салон АНТ-20.

Телефон и телеграф


Статья в иностранной газете о возможностях оснащения «Максима Горького»

В салоне могли разместиться до 70 пассажиров, там были предусмотрены даже двухъярусные кровати для отдыха. Кроме того, борт считался мобильной агитационной платформой. «Максим Горький» был оборудован фотолабораторией, типографией, библиотекой, громкоговорящей радиоустановкой «Голос неба», а в кабине была установлена техническая новинка — автопилот.

Не найти было в то время более функционального воздушного штаба, в котором могли решаться самые разнообразные задачи.

Кроме того, на борту могло быть размещено большое количество пассажиров и полезного груза, что было прекрасно продемонстрировано в 1934 году, когда АНТ-20 поднял в воздух сначала 10, а затем и 15 тонн на высоту 5 000 метров, установив подряд два мировых рекорда.

Год в зените славы

Уже свой второй полет 19 июня 1934 года «Максим Горький» совершил над Красной площадью — настолько кому-то не терпелось продемонстрировать успех. Хотя такая спешка была обусловлена тем, что как раз в это время там проходила встреча спасенных год назад челюскинцев. Вчерашние пилоты-герои и спасенные ими моряки, с восторгом смотрящие на очередную победу советских инженеров, — ради такого инфоповода можно был и за ночь собрать с нуля самолет!

За год своего существования «Максим Горький» успел сделать 12 рейсов, покатав в частности на своем борту французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери.

Кстати, удивительно, что Антуан де Сент-Экзюпери, вообще сел еще раз в кабину пилота и даже встретил там свою смерть (правда, десятью годами позже и уже у себя на родине) после того, как он оказался на борту самолета, которому вскоре суждено было разбиться, но обо всем по порядку.

Плохая агитация

18 мая 1935 года самолет должен был совершить свой последний вылет перед передачей «Максима Горького» в агитационную эскадрилью его же имени и в этот день решено было прокатить на борту членов семей строителей АНТ-20. Как обычно, в качестве сопровождения гиганту было  выделено два обычных самолета — двухместный и истребитель, на фоне которых тот выглядел еще более внушительным.

За штурвалом истребителя сидел летчик-испытатель Николай Павлович Благин, который сразу после взлета начал выполнять опасные и не предусмотренные полетным сценарием фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета с пассажирами. Сделав несколько разминочных виражей, Благин попытался выполнять мертвую петлю над АНТ-20, но не смог набрать достаточно мощности и рухнул прямо на крыло воздушной крепости, повредив работу нескольких двигателей. Даже в этой ситуации у пилотов «Максима Горького» был хороший шанс посадить самолет, но отвалившаяся от истребителя часть повредила работу органов управления, после чего АНТ-20 рухнул.

Диверсия по неосторожности

Версии происшествия рассматривались самые разные, начиная от заранее спланированной диверсии до отказа техники, но самой правдоподобной и, по всей видимости, официальной считается та, по которой пилот Благин выполнял непредусмотренные фигуры пилотажа по просьбе работников кинофабрики военно-учебных фильмов, которым нужно было собрать эффектный материал для нового агит-фильма о «Максиме Горьком».


Мемориал погибшим 18 мая 1935 года на Новодевичьем кладбище, Москва

В пользу этого говорит и то, что после проведенного расследования этих работников осудили, а Благина наградили квартирой.

Николай Благин


Николай Павлович Благин с дочерью.

Благин был опытным летчиком и хорошо образованным человеком. Он происходил из дворянской семьи (что в 1920-е годы помешало ему вступить в партию). До революции окончил реальное училище, затем кадетский корпус. В 1918 году вступил в РККА и в 1920-м начал свою летную карьеру. На момент столкновения ему было 38 лет. У него остались жена и дочь.
По стечению обстоятельств, Николай Благин был учеником знаменитого летчика-испытателя Михаила Громова. Именно Громов как опытный и проверенный пилот проводил все летные испытания «Максима Горького». И с большой вероятностью должен был оказаться за штурвалом «чудо-машины» в торжественный день передачи ее в агитационную эскадрилью. Но незадолго до этого Громов попал в госпиталь, а потому в полете 15 мая не участвовал.

«Мой ученик Благин представлял тип неорганизованного человека. Правда, он в последнее время как будто подтянулся, но вредные привычки у него всё же прорывались. Я говорю об его ухарстве, безобразничаньи в воздухе», — сказал он вскоре после катастрофы, 21 мая 1935 года.
Позднее Громов написал, что Благин — единственный виновник катастрофы.


АНТ-20 готовится выруливать на старт.

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий