Поиск

«Джуджаро из Куйбышева» – советский дизайнер, которого звали в Италию



Один из первых поисковых вариантов дизайна автомобиля "Москвич" семейства 408. Конец 50-х годов

Нескончаемые споры о том был или не был в Советском Союзе автомобильный дизайн всегда приходят к одному и тому же факту. Такой профессии как "автомобильный дизайнер" в Советское время просто не существовало. Вместо нее существовал термин "художественное конструирование" — слишком абстрактный и чересчур обтекаемый. Но если от теории перейти к практике, то окажется, что мастеров художественного конструирования хватало и в СССР. И к некоторым из них даже топовые зарубежные дизайнеры однозначно обращались как к полноправным коллегам.

Среди столпов советского автомобильного дизайна (давайте уже называть вещи своими именами) значится имя Эдуарда Молчанова. Будущий художник, иллюстратор, дизайнер родился в 1930-м в городке Барановске, что в Куйбышевской области. Школу он закончил в Хабаровске, куда вместе с семьей переехал еще ребенком, позже учился в Московском Автомеханическом институте.

За годы работы в НАМИ и конструкторском бюро Мосгорсовнархоза принял участие в разработке десятков проектов легковых и грузовых автомобилей. Более того, как и топовые зарубежные дизайнеры Молчанов запомнился не только автомобильными проектами. Последние 10 лет жизни Эдуард Романович проработал на вертолетном заводе Миля и приложил руку ко всем гражданским и военным вертолетам фирмы.

Рассказывают, что Молчанова даже звали на работу в Италию — в дизайнерское ателье Ghia из Турина. Но судьба распорядилась иначе. Один из талантливейших дизайнеров Советского периода умер совсем еще молодым человеком. Эдуарду не было и 45-ти, когда постоянный стресс на работе и маниакальная тяга к курению свели его в могилу. Но и по сей день эскизы, рисунки и иллюстрации Молчанова лучше любых слов подтверждают — автомобильный дизайн в СССР, конечно же, был. И он был классным.


Так называемый "сельскохозяйственный" вариант исполнения однообъемной микролитражки ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка". Автор — Эдуард Молчанов, 1956 год.


А вот и оригинальная "Белка". Авторство одного из самых известных концепт-каров СССР принадлежит Юрию Долматовскому. На ее базе Эдуард Молчанов создал этот проект-предложение микролитражного городского такси


Во второй половине 50-х вагонная компоновка казалась неизбежным завтрашним днем мирового автопрома. Опережая события, Молчанов разрабатывает проект представительского минивэна. Не правда ли, есть в нем что-то от ЗИЛ-118 "Юность", который будет представлен еще лет через пять…


Все мы знаем "Таврию" — первый переднеприводный ЗАЗ. А вот так Эдуард Молчанов видел перспективный "Запорожец" с передними ведущими в начале 60-х


Еще один проект НАМИ для Запорожского Автозавода — легкий полноприводной грузовик НАМИ-ЗАЗ-049А "Целина". Эскиз Эдуарда Молчанова, 1959 год.


Очередной поисковый вариант "Москвича-408". Стилистика задней оптики весьма близка к серийному исполнению модели


Проект перспективного бескапотного грузовика для нужд сельскохозяйственного сектора начали разрабатывать в 1960-м. При меньшей колесной базе, чем у ЗИЛ-130, эффектный и эффективный НАМИ-080 мог похвастать большей длиной погрузочной платформы


Нереализованный проект микролитражного автомобиля для Серпуховского Мотоциклетного Завода. У стильной двухдверки СМЗ-НАМИ-086 было даже имя собственное — "Спутник"


Еще один эскиз так и невзлетевшего "Спутника". Номерной знак указывает на год разработки проекта


Дизайн-проект спортивного купе. Работа Эдуарда Молчанова 1959 года. В экстерьере автомобиля чувствуется влияние главенствующей в то время американской американской дизайнерской стилистики


Разработанный Молчановым в середине 60-х рестайлинговый, как бы сейчас сказали, вариант 21-й "Волги". Автомобиль отличался прежде всего переработанной передней частью кузова. Был построен даже полномасштабный макет, но до серийного выпуска дело не дошло


Футуристичный микровэн с задним расположением двигателя. Еще один стильный проект для Серпуховского завода, который остался только на бумаге…


Спортивный автомобиль в СССР можно было построить только самому. Это в конце-концов понял и Молчанов. В содружестве с группой единомышленников он разработал и построил спортивную самоделку "Спорт-900" известную также под именем КД. Шасси и агрегаты от ЗАЗ-965, стремительный кузов купе с формулой сидений 2+2 из стеклопластика. Всего было собрано шесть экземпляров замечательной модели


Эскизный проект 25-тонного трехосного полноприводного (6х6) грузовика "Ермак". Проект НАМИ-076 в конце-концов превратился в серийный автомобиль Могилевского автозавода. Впрочем, достаточно одного взгляда на МоАЗ-7411, чтобы понять — дизайном там даже не пахло…


Другой вариант "Ермака". Еще более сочный и вкусный, как на наш взгляд. Не грузовик, а настоящая картинка из фантастического романа!

(с)

См.также:

50 лет советского автопрома

Забытый успех. Автобус ЛАЗ Украина – 67

Легендарная самоделка Александра Кулыгина "Панголина". 1982

Фальстарт для “Старта”: почему не сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса

МАЗ-2000 «Перестройка»: грузовик, опередивший время

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий