Поиск

Прощание в августе


2018 год стал знаковым для российского кинематографа тем, что появилось сразу три картины о русской литературе ХХ века – о прозаике Сергее Довлатове («Довлатов» Алексея Германа мл.) поэте Викторе Цое («Лето» Кирилла Серебренникова) и драматурге Александре Вампилове («Облепиховое лето» Виктора Алферова). Каждый из них – не только о судьбе и переломном моменте жизни трех этих неординарных людей, но и о литературе, которая всегда – совесть нашего общества, и о самой стране.

На фоне громких премьер «Довлатова» и «Лета» и всего контекста, сопровождавшего эти картины, «Облепиховое лето» смотрится гораздо скромнее. И дело здесь, конечно, не только в отсутствии политического резонанса, и уж тем более не в личности главного героя. Сам фильм сделан несколько схематично (даже в том, что касается воссоздания эпохи), и конфликт в нем прописан настолько условно, что в него почти не верится.

Виктор Алферов, словно бы не углубляясь, решает идти проторенной тропой противопоставления власти художнику – Вампилова сотруднику КГБ. Но драма писателя всегда глубже того поверхностного конфликта, который лишь отражает те противоречия, что есть в душе у человека, избравшего сложный путь русского писателя. Тем более, что драматургия Александра Вампилова была лишена какого-либо политического подтекста – для него всегда интереснее был человек своими внутренними неразрешимыми проблемами. Александр Валентинович в «Облепиховом лете» лишен своего обаяния, юмора и неизбывного жизнелюбия, которое всегда ощущается в его пьесах – при всей горечи жизни, она остается для автора и его героев притягательной.

Но у «Облепихового лета» есть два несомненных достоинства, которые делают его запоминающимся. В первую очередь, это съемки натуры – природа юго-востока Сибири становится самостоятельным мотивом и даже героем этой истории жизни и смерти великого русского драматурга. И особенный акцент здесь придается Байкалу – символическое, почти сакральное значение имеет это озеро, которое манит и пугает одновременно. Для Вампилова стремление к нему стало сродни желанию войти в литературную и театральную жизнь страны, вынести на публику свои пьесы. И как трагично совпадают два его желания – поездка на Байкал и литературная слава, пришедшая к нему после смерти.

Вторым несомненным достоинством «Облепихового лета» является Андрей Мерзликин в главной роли. На его восприятии героя, на умении полутонами выразить, казалось бы, невыразимое, на отношении к Вампилову держится весь фильм. Он выглядит органично даже там, где остальные актеры играют так, будто не понимают своей задачи и своего героя. Именно Мерзликин наполняет образ той экзистенциальной болью, что читатель ощущает в пьесах Александра Вампилова.

Сегодня часто вешают ярлык главного актера поколения то на одно популярное имя, то на другое. Андрей Мерзликин в этой раздаче титулов обычно стоит несколько в стороне, но чем больше его работ видишь, тем чаще думаешь о том, что именно он стал одним из главных актеров нашего кино на нынешнем этапе его развития. Достаточно проследить за его творческим становлением от «Бумера» до того же «Облепихового лета», чтобы сказать, что он важный актер не только для конкретного этапа истории кино, но и имеет возможность стать знаковой фигурой для отечественного кино вообще.

Да, Довлатов, Цой и Вампилов жили не в той стране, в которой сейчас о них снимается кино. Но все эти эпохи объединяет русская культура, и такой путь развития она выбрала, что ее спираль идет не снизу вверх, а как-то вдоль – ничего не меняется, только заново все повторяется. И поэт в России по-прежнему больше, чем поэт, но и способы игнорирования остаются неизменными вот уже более двух столетий. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий