Поиск

«Глаза русского солдата — не глаза убийцы». «Мальчик русский» и немцы.


«Мальчик русский» — дебютный полнометражный художественный фильм режиссёра из Нальчика Александра Золотухина. Некоторые другие выпускники кабардино-балкарской мастерской Сокурова уже прославились в России и в мире. Кантемир Балагов привез в Канны «Тесноту», покорившую жюри. Кира Коваленко экранизировала Фазиля Искандера в «Софичке», ее работу отметил выборгский смотр «Окно в Европу». А «Глубокие реки» Владимира Битокова взяли приз за лучший дебют на последнем «Кинотавре».

Мировая премьера фильма Золотухина состоялась 10 февраля 2019 года на 69-ом Берлинском кинофестивале «Берлинале». Он создавался на основе уникальных исторических фактов, связанных с Первой мировой войной. В виду сложности исторического материала работа над фильмом велась очень долго. Первый вариант сценария писался, когда Александр Золотухин был на третьем курсе в мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Но затем сценарий еще много раз дорабатывался.

С одной стороны сюжет фильма прост: ослепший в результате немецкой химической атаки подросток попадает в отряд, который ищет в небе немецкие самолеты с помощью примитивных локаторов. Мальчишка становится «слухачом» — дозорным, который должен предупреждать остальных о приближении вражеских самолетов. Но параллельно проходит другая сюжетная линия — о репетициях оркестра «Таврический» в современном Санкт-Петербурге, который готовится исполнять Рахманинова. Словно рифмуя две сюжетные линии, режиссер Золотухин и фильм, и зрителя превращает в тот самый акустический локатор.

По оценкам российских кинокритиков фильму Золотухина удалось зафиксировать трагическую хрупкость русской души. В 2011 году Александр Николоевич Сокуров сказал замечательную фразу: «Глаза русского солдата — не глаза убийцы». В 2019-м году ученик Сокурова поехал на самый политизированный в мире кинофестиваль и предложил жюри и зрителям заглянуть в эти глаза.
«Пожалейте лошадку, она пригибаться не умеет», — просит солдат мужичок, который довозит их до окопного лабиринта. Солдатики тут же бросаются разгружать повозку, таскать до землянки ящики с патронами, на закорках двое потащат пулемет.
Еще до потери зрения в первом же своем бою Алексей интересуется, сколько нужно положить немцев (он их еще не видел вживую), чтобы получить орден. Старшина его по-отечески одергивает, дескать, мы не на рынке, чтобы цену медалям называть.

«Мальчик русский» целиком состоит из таких сценок на фоне вспаханной войной и окопами земли. Чувствуется влияние Александра Сокурова, который несмотря на свою оппозиционную настроенность известен трепетным отношением к отображению войны, потому никаких голливудско-болливудских кровавых «спецэффектов» от ленты про Первую Мировую ожидать не стоило.

Главная идея «Мальчика русского» — показать не ужасы войны, точнее не расписать их, а дать их услышать. И для подлинной пронзительности в ход идет классическая музыка. На ее оглушительном и почти избыточном фоне каждый звук обретает еще более убедительное звучание.

Однако европейцы увидели что-то свое, которого нет в этом фильме. В частности Redmond Bacon, оценивший фильм на 3 по 5-балльной системе, написал, что в сюжете имеется «сильный гомоэротический откат» который он разглядел в тесном общении слепого мальчика и его помощника, а также когда другие солдаты купаются и резвятся в минуты отдыха в банях и озерах обнаженными. «Эта странная игривость находится в противоречии с серьезным сюжетом, по-видимому, высмеивая саму природу войны в пользу сверх товарищеского поведения», — заключает Бэкон.

(…) there is a strong homoerotic undertow, including the very touchy friendship the blind boy and his helper enjoy, as well as other nude frolicking in bathhouses and lakes. This queer playfulness is at odds with the serious story matter, seemingly satirising the very nature of war in favour of uber-comradely behaviour (…)
https://www.goombastomp.com/berlinale-2019-russian-youth-review/

Чешский кинокритик Андре Кроус поставил картине 2 балла из 5. По его мнению, ленте не хватило контекста для зрителя, она не даёт ясной картины для понимания и главный горой ничего не делает для этого понимания. В то время как постоянные замечания дирижёра об исполнении его оркестра сочинений Рахманинова и акцент на их реакцию очень раздражают.
http://newcelluloid.com/2019/02/11/a-russian-youth-2019/
kaisynoff.livejournal.com

Добавить комментарий