Поиск

«Летающая артиллерийская батарея» или объект Г-52


С появление тяжелой авиации чего только не приходило в головы военных по расширению возможностей её использования. От летающих авианосцев до танкового десантного самолета. Бомбардировщики испытывали как постановщика противотанковых минных полей. И конечно же как можно было не использовать возможность превратить самолет в летающую артиллерийскую батарею.

Оснастить тяжелый бомбардировщик артиллерийским орудием крупного калибра для обстрела целей на земле впервые попробовали в декабре 1930 г. На двухмоторном ТБ-1 поставили 76-мм не автоматическую динамореактивную пушку в люке бомбоотсека.


ТБ-1, вооруженный 76-мм динамореактивной пушкой

Пушка весом 88 кг стояла вертикально в бомбоотсеке на специальной ферме – «пауке», так что ее ствол выступал на 700 мм вниз, а выходное сопло на 400 мм торчало вверх над обшивкой. Какие-либо прицельные приспособления отсутствовали. Огонь вел пилот, дергавший за шнур, как у обычного полевого орудия. Возле пушки располагался заряжающий, при стрельбе стоявший на маленькой квадратной площадке. Снаряды хранились в ящиках у мест стрелков.


76-мм ДРП, установленная в бомбоотсеке ТБ-1

Испытания проводились в марте 1931 года. За три дня было произведено 18 выстрелов шрапнелью, для увеличения вероятности поразить цель. Ни летчик, ни заряжающий не видели, куда стреляют и попали ли хоть во что-нибудь. Отсутствие связи между ними тоже вызывало много не стыковок. К тому же заряжающему приходилось ползать по проходу за снарядами. Но не смотря на отрицательные стороны эксперимента было доказано о возможности вооружения самолета пушкой.

Позже отказались от динамореактивных пушек в пользу классических нарезных. При том же калибре они выигрывали в дальности и точности стрельбы. Но из за отдачи, для их установки выбрали более тяжёлый ТБ-3. В 1934 г. П.И. Гроховским были начаты работы по установке на бомбардировщики обычных орудий.


"Объект Г-52а" во время стрельб на полигоне.

Первоначально ТБ-3 оснастили одной 76-мм полковой пушкой образца 1927 г., снятой со штатного лафета. Ее установили под фюзеляжем в люльке. Испытания проводились с 15 по 18 декабря 1934 г., сначала на земле, а затем в воздухе. По результатам испытаний началось проектирование будущих "летающих батарей".

В середине 1935 г. государственные испытания проходил уже боевой вариант пушечного ТБ-3 – «объект Г-52». В носовой части его фюзеляжа разместили 76-мм зенитное орудие обр. 1931 г. (в доработанном виде – Г-52/л), а в консолях – по одной полковой пушке обр. 1927 г. (Г-52/к). Для размещения центральной пушки кабину штурмана перенесли в фюзеляж, к первой задней турели, а нос самолета укоротили и полностью лишили остекления. Боезапас крыльевых орудий состоял из 12 снарядов на ствол, а центральной- 20 снарядов. Кроме того самолёт мог взять до 1000 кг бомб.


Вид на полковую пушку изнутри крыла

Дальность стрельбы орудий составляла 18 км, прицеливание летчик осуществлял разворотом самолета. Для прицеливания перед козырьком командира корабля устанавливалась планка с простым сетчатым прицелом. Управление стрельбой осуществлялось с помощью световой сигнализации. У командира корабля имелся пульт с тремя переключателями и цветными лампочками. Небольшие пульты были у каждого заряжающего.


Схема размещения 76-мм зенитной пушки в носовой части самолета

Каких только предположений не было по возможному использованию "летающих батарей". Уничтожение аэростатов заграждения и истребителей противника осколочными снарядами, оборона от бомбардировщиков. Г-52 мог работать и против наземных целей. Центральная пушка могла поразить цель за 18 км от самолета, не входя в зону стрельбы зенитной артиллерии, обороняющей объект. Это могли быть аэродромы, корабли, мосты, железнодорожные узлы, нефтепромыслы, города.


Ствол 76-мм полковой пушки без обтекателя.

Первые заводские испытания проводили на полигоне под Ногинском в августе 1935 г. 29 августа было произведено 9 выстрелов по цели на земле, ни один снаряд её не поразил. Стреляли с высоты 600 м с дистанции около 2 км, с пологого пикирования. В сентябре 1935 г. Г-52 проходил государственные испытания. В числе недостатков указали на низкую скорострельность (4-5 выстрелов в минуту, при удвоении расчетов – 8-10), невозможность регулировки установки орудий, малый боезапас (Гроховский предлагал сделать «погреба» в бомбоотсеке), несинхронность стрельбы, разные баллистические характеристики пушек (снаряды летели по разным траекториям, и при увеличении дальности стрельбы разброс попаданий значительно увеличивался), отсутствие гильзоулавливателя у зенитной пушки.


Г-52 на аэродроме во время государственных испытаний

Гроховский, хоть и был большим фантазером, намечал на будущее более реальные цели. Следующим этапом должен был стать ТБ-3Р с тремя мощными зенитными пушками обр. 31 г. В дальнейшем предлагалось сделать пушечные установки подвижными, снабдить артиллеристов дальномерами и полуавтоматическими прицелами. Замахиваясь еще дальше, фантазировали об эскадрах «летающих батарей» с единой системой управления огнем, где флагман бы мог сосредотачивать всю мощь артиллерии соединения на выбранных им целях, непосредственно управляя их орудиями по радио.


Рисунок перспективного варианта "воздушного линкора" с двумя неподвижными 76-мм зенитными пушками в крыле и двумя 45-мм пушками на турелях

В акте утверждения отчета о госиспытаниях (датированным октябрем 1935 г.) было написано: «…заказать в 1935 г. серию самолетов ТБ-3 М-34Р в 12 шт. с установкой на них 2-х пушек обр. 1927 г. и одной зенитной обр 1931 г. со сроком изготовления 1-го декабря с.г.». Но концепция ТБ-3 с пушками имела много противников. И весьма влиятельных как начальник НИИ ВВС Бузанов. Работу Гроховского была закрыта, а серийного Г-52 так ни одного не построили. И все же современники отметили этот проект, как открывающий новую эру в области вооружения самолетов.

(с)

См.также:

ТБ-3 – небесный тихоход

"Ганшипы"

Несущие смерть. Лучшие штурмовики в истории авиации

Бомбардировщик Митчелл B-25H LIFE Самая мощная модификация!

Чудо-оружие Рейха: военно-транспортный самолет Me.323 Gigant

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий