Поиск

Картонные крылья


Для нашего поколения знаком смены эпох и начала постсоветского периода стал ворвавшийся в нашу жизнь мир Диснея. Каждую субботу, вечером, чтобы ни происходило вокруг, мы садились смотреть мульсериалы. В слишком красочной для тех годов заставке мелькали кадры из многочисленных фильмов, в том числе и с летающим слоненком («Дамбо», 1941). Так исподволь мы узнавали диснеевскую классику, хотя показывали нам в основном то, на что сейчас мы не потратили бы и 10 минут.
«Дамбо» вернулся в этом году на большие экраны – Тим Бертон снял игровой фильм о слоненке с огромными ушами. Изменились не только мотивы этой истории – это уже рассказ не о добре, свободе и дружбе, а о стимпанковской фабрике счастья, противопоставленной простым радостям. Парадокс современного кино в том, что в фильме о слоне больше не нужен слон – его потом дорисуют, не нужен актер – на них в этом урагане эффектов уже никто не смотрит, да и они сами даже не стараются играть, не нужен и сюжет – все уже было придумано и рассказано, поэтому можно просто бесконечно это тиражировать.
Разрушает ли Тим Бертон миф о собственной вселенной или разрушает саму вселенную? Мы привычно ждем в его фильмах обаятельных фриков, харизматичных психов, Джонни Деппа, наконец, но ничего этого нет в «Дамбо». Нет даже голоса у главного героя, то есть, голос есть, а нет человеческой речи, что тоже было привычно в такого рода сказках.
Бертон в прямом и переносном смысле разрушает мир удовольствия, выдуманных сюжетов и циничных продюсеров, противопоставляя ему привольную жизнь на лоне природы для животных и свободный творческий союз семейного цирка для людей. Но скепсис режиссера по поводу фабрики удовольствий обратно пропорционален глубине его фильма – откровения не случилось. Злодеи недостаточно злы, добряки необычайно бесцветны, забота детей о слонике, как и романтическая линия, несколько неубедительна и выражена банальными истинами, которым место на стенах пабликов в соцсетях.
И только лишь невероятные декорации (возможно, тоже все лишь сгенерированные компьютером) и информация о том, что костюмы героини Евы Грин были сшиты в римском ателье «Costumi Tirelli», убеждает в более или менее серьезном подходе к фильму. И в интервью Тим Бертон акцентирует внимание именно на этом: «Я очень хочу, чтобы зрители посмотрели его на большом экране и обратили внимание на все детали – чтобы создать их так много людей приложили неимоверные усилия. Для этого мы и снимаем кино – чтобы зрители их увидели и прочувствовали».
При всем уважении к создателю «Сонной лощины» и «Эдварда руки-ножницы», скажу, что на первом месте для зрителя переживания, а детали – это наслаждение, которое обрамляет эмоции и чувства, чаще всего вторичное. И вот в этой части у «Дамбо» — явный дефицит. Хотя режиссер говорит о том, что сдерживался в эмоциональной области, боясь стать очевидным, но, кажется, его страхи сбылись несмотря на все предосторожности. Не спасает такое положение вещей даже бесконечная милота нарисованного голубоглазого слоника.

marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий