Поиск

«Союз-18»


Василий Лазарев и Олег Макаров.

5 апреля 1975 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль Союз-18. Экипаж составляли два космонавта – командир В.Г.Лазарев и бортинженер О.Г.Макаров. Оба уже имели космический опыт – за два года до описываемых событий совершили полёт на корабле Союз-12.
На 289-й секунде полёта (высота около 150 км) возникла критическая ситуация. В истории космонавтики СССР это был первый такой случай – серьёзная авария в начале полёта в верхних слоях атмосферы. Из-за нештатного отделения третьей ступени запустилась программа спасения по так называемому алгоритму №2. «Союз» отделился от ракеты-носителя, разделился на отсеки, но системе управления не удалось создать правильную ориентацию спускаемого аппарата для создания подъёмной силы. Капсула двигалась сквозь атмосферу с интенсивным торможением. По разным оценкам максимальные перегрузки составляли от 20 до 26g! Только чудо спасло героев от гибели. У космонавтов наблюдалась потеря сознания и, возможно, даже кратковременная остановка сердца.
Тем не менее, ситуация выправилась. Крутизна траектории и скорость снижения уменьшились, сработала парашютная система. Однако, проблемы не закончились — аппарат спускался в районе советско-китайской границы. С этим обошлось, но, в довершение всего, капсула приземлилась на крутой горный склон, покатилась, и лишь купол парашюта, который космонавты не отстрелили сразу после посадки, спас положение, зацепившись за деревья.
Спасательная операция тоже не обошлась без сложностей – первая группа попала под снежную лавину, лишь второй удалось сначала откопать из-под снега товарищей и до космонавтов первыми добрались геологи.
Как и было принято в СССР, первое сообщение о произошедшем появилась в свободной советской прессе лишь спустя месяц и вся информация была надолго засекречена. Как обычно, вместо того, чтобы продемонстрировать всему миру надёжность спасательной системы, созданной нашими специалистами (которая спасёт ещё не одну жизнь), была размещена коротенькая статейка о неудачном полёте без каких-либо подробностей. Сообщалось, что экипаж, несмотря на перегрузки, не пострадал, хотя командир Василий Лазарев в результате имел серьёзные проблемы со здоровьем.
Оба космонавта, к счастью, смогли вернуться в строй, Макаров совершил ещё два полёта – на «Союз-27» в 1978-м с Джанибековым и на «Союз Т-3» в 1980. Лазарев в полётах больше не участвовал, хотя дважды был в составе дублирующих экипажей.
Следующему кораблю было также присвоено название «Союз-18», поэтому корабль Лазарева и Макарова в публикациях именуют обычно Союз 18-1 или Союз 18А.

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий