Поиск

Истребитель МиГ-23 (Лазаревское)


Реактивный истребитель МиГ-23МЛД установлен на пересечении улиц Единство и Калараша в посёлке Лазаревское Краснодарского края.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, а смелым лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — хорошее.
Дата съёмки — 14 сентября 2017 года.

01.


02. Памятник посвящён лётчикам и техникам 236-ой истребительной авиационной Львовской Краснознамённой дивизии, а так же строителям аэродрома на котором дивизия базировалась в п.Лазаревское с 15.08.1942 г. по 25.02.1943 г.
В боях дивизии с врагом стали Героями Советского Союза:
— Павел Михайлович Камозин (дважды Герой, биография);
— Дмитрий Леонтьевич Калараш (именем которого названа улица, где стоит памятник; погиб в бою недалеко от аэродрома; биография);
— Геннадий Алексеевич Шадрин (биография);
— Сергей Сергеевич Щиров (биография);
— Михаил Прокофьевич Дикий (биография);
— Дмитрий Дмитриевич Тормахов (Герой Российской Федерации, биография).
(таблички крупнее)


03. Боевой путь дивизии.
Лазаревское — Староминская — Запорожье — Львов — Тирасполь — Фитешти — Бургас — Рума.


04. На мемориале установлен самолёт МиГ-23МЛД.
Он принадлежал майкопскому 761-му учебному авиационному полку.
В 2005 году было решено использовать его для строительства памятника.
В 2010 году мемориал открылся.
Фотографии, спустя год после установки, и некоторые подробности есть в рассказе камрада mib55


05. МиГ-23 — (по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155.


06. Машина разрабатывалась как замена сверхзвуковому истребителю МиГ-21, поскольку новое радиолокационное оборудование не вмещалось в его носовой конус воздухозаборника.
Для установки нового локатора требовалось убрать воздухозаборник из носовой части самолёта.
В процессе поиска оптимальной конструкции были последовательно проработаны несколько вариантов будущего МиГ-23.
Первым был Е-8, у которого было треугольное крыло, похожее на крыло МиГ-21, но полностью переработанная носовая часть, новый экспериментальный двухвальный двигатель Р-21Ф-300 и система вооружения С-23.
Воздухозаборник перенесли под самолёт (очень похожий спустя десять лет сделали на американском F-16), сделав большой носовой обтекатель и добавив ещё одну пару крылышек — переднее горизонтальное оперение (ПГО).
Самолёт испытывался с 5 марта по 11 сентября 1962 года.
Испытания закончились серьёзной аварией, закончившейса гибелью первого экземпляра (Е-8/1) и тяжёлым ранением его пилота.


07. Следующим вариантом стал самолёт Е-8М, похожий на Е-8.
У него была новая система вооружения С-23П, другой двигатель Р-27Ф-300 и крыло большей площади.
Дальнейшие работы в этом направлении привели к появлению в 1967 году самолёта МиГ-23ПД (заводской индекс 23-01), особенностью которого были три двигателя.
Один маршевый и два подъёмных, использовавшихся для сокращения разбега при взлёте и пробега при посадке.


08. Ветвь Е-8М оказалась тупиковой и на следующей итерации (самолёт 23-11) вместо подъёмных двигателей было сделано крыло изменяемой стреловидности.
Двигателем этого варианта МиГ-23 так же стал Р-27Ф-300.
Первый полёт новая машина совершила в июле 1967 года.
Испытания показали, что эта схема оказалась верной и требуемые военными лётно-технические характеристики достигнуты.
Через два года МиГ-23 начал поступать в войска.


09. Самолёты МиГ-23 различных модификаций производились с 1969 по 1985 годы.
Всего построено 3630 истребителей и 769 двухместных учебно-боевых вариантов.
МиГ-23 стоит на вооружении ряда стран до сих пор.
На основе истребителя МиГ-23 был разработан истребитель бомбардировщик МиГ-27, один из самых совершенных вариантов которого МиГ-27К я видел в Калужском Кирове.


10. Основная особенность конструкции МиГ-23 — крыло.
Оно могло отклоняться в широком диапазоне от 16° до 72°, что давало высокую максимальную скорость в 2500 км/ч (2.35М) на высоте и низкую минимальную в 250 км/ч при посадке.
Крыло могло поворачиваться на любой угол в указанном диапазоне, что давало пилоту очень широкие возможности по управлению скоростью самолёта.
Некоторые положения были предустановлены заранее.
Так на всех самолётах было фиксированное положение стреловидности в 45°
А у модификации МиГ-23МЛД было специально рассчитана и определена оптимальная стреловидность для боевого маневрирования, которая составляла 32°.


11. Хвостовое оперение.
Под поворотной частью руля направления видно веретено контейнера тормозного парашюта.


12. Подфюзеляжный киль использовался для повышения путевой устойчивости самолёта.
При посадке складывался, чтобы не зацепить взлётную полосу.


13. На самолёте можно увидеть следующие надписи и символы:
— большие звёзды на крыльях и киле — опознавательный знак советских и российских ВВС;
— 18 небольших красных звёздочек (во время Великой Отечественной такие звёзды рисовали за сбитых врагов, позже за боевые вылеты);
— большие цифры бортового номера 236 — в память о 236-ой дивизии, которой посвящён памятник;
— самый загадочный символ находится на воздухозаборнике — это «гусь на шарике» — угловатый вариант старого логотипа пилотажной группы Стрижи (Кубинка) (пруф)


14. Нижняя центральная часть самолёта.
Видны серые пилоны для ракет на неподвижной части крыла.
Посередине между ними более широкий центральный пилон для топливного бака.
На некоторых версиях самолёта в центральный пилон устанавливались дополнительные контейнеры ИК-ловушек (16 патронов были доступны после сброса бака).
Основной комплект ИК-ловушек из двух кассет на 120 патронов при этом располагался в верхней части фюзеляжа.
По бокам от центрального пилона две закрытые створками ниши шасси.
Перед центральным пилоном (ближе к носу) находится обтекатель двуствольной 23-мм пушки ГШ-23Л с боезапасом в 200 снарядов.
Самой пушки здесь нет.
По бокам от обтекателя пушки на воздухозаборниках двигателя видны две выдвижные посадочные фары.
В полёте фары находятся в утопленном положении, а при посадке поворачиваются вперёд на 90°.


15. МиГ-23МЛД стал последней модификацией типа.
Перед конструкторами была поставлена задача с минимальными переделками существенно улучшить манёвренные качества самолёта, чтобы он соответствовал новым самолётам потенциального противника, в частности F-16.
Предлагались разные варианты: изменение формы крыла или вертикального оперения.
В конце концов было подобрано решение, которое удовлетворило и заказчика и производителя.
В корневой части крыла появился второй вихреобразующий клык (первый был на поворотной консоли).
Он обеспечивал устойчивый полёт на больших углах атаки.
Кроме того, на скоростях до 900 км/ч и установленной малой стреловидности, активировалась адаптивная механизация автоматически выдвигавшая носок крыла для более стабильного полёта.
Оба острых клыка хорошо видны на снимке.
Всего 66 новых самолётов МиГ-23МЛД было выпущено на ММЗ «Знамя Труда».
К ним добавилась часть парка предыдущих модификаций, которые были улучшены до МиГ-23МЛД в военных ремонтных частях.


16. Цельноповоротный стабилизатор.


17. На верхней части киля сконцентрировано большое число разных устройств.
Птичка с острыми крыльями — это антенно-фидерная система Пион.
Перед ней на плоскости киля тёмная полоска — антенна системы РЭБ.
Ниже них небольшое веретено — датчик системы оповещения об облучении СПО-10 «Сирена».
Цветные лампочки чуть ниже — хвостовые аэронавигационные огни.
Под ними хвостик стекателя статического электричества (такой же виден и на стабилизаторе).

Координаты:
43°54’47.62″С
39°20’27.37″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий