Поиск

Митя Кузнецов. «Старинные» вывески для Рыбинска


Оригинал взят у sazikov в Митя Кузнецов. «Старинные» вывески для Рыбинска

Недавно в ФБ ко мне обратился музыкант и дизайнер Митя Кузнецов. Его интересовала любая информация о старинных русских вывесках: литература, фотографии, выставки, кто-где этим профессионально занимается в наши дни. Дело в том, что Митя уже не первый год работает над воссозданием исторического облика центральной части города Рыбинска. Здесь переплелось сразу несколько административных начинаний и частных инициатив: работы по архитектурной реставрации и реконструкции центральной части города, разработка колористического кода для фасадов зданий, решение городской администрации о регулировании наружной рекламы в историческом центре.

Когда готовил этот материал, с удивлением открыл для себя, что с Митей Кузнецовым, оказывается, в некотором смысле, я знаком уже очень давно — в 90-е годы он был вокалистом и музыкантом фолк-группы «Седьмая вода», творчество которой я тогда хорошо знал и любил. И вот спустя более двух десятков лет довелось познакомиться с ним лично. Да еще и на такой совершенно необычной почве.
Вот здесь он слева от Марины Соколовой — солистки группы:

Как рассказал мне Митя, первый опыт с вывесками был экспериментальным, попытка сотрудничества с рекламными агентствами над созданием вывесочных образцов для исторического центра, используя современные материалы и технологии, оказалась неудачной.
С прошлого года он полностью перешел в своей работе на аутентичные технологии производства русской вывески — вернул ручной труд художников и ремесленников. Мите было важно воссоздать не только вид, но и способ производства старинной вывески.

С этой целью был отработан конструктив по Коваленко: металл, дерево, краски и т.д. Именно в этой технологии сделаны вывески на улице Стоялой. Удалось добиться запрета искусственных материалов на законодательном уровне. Сейчас каждая вывеска проходит строгую комиссию, а шрифты используются только из дореволюционных сборников шрифтолитейного «заведения Бертгольда» и словолитни «О.И. Лемана».

Я порекомендовал Мите помимо совершенно замечательной книги Коваленко «Вывеска. Её история, развитие и производство», присмотреться и к работе Анисима Семенюка «Живописец вывесок: Практическое руководство по написанию вывесок на стенах, полотне, деревянных щитах, железе и других материалах», изданной в 1917 году. Это фактически учебное пособие мастера-вывесочника.

Изучив его можно не только получить исчерпывающие сведения о свойствах красок, применяемых при написании вывесок, но и узнать как выбрать основу для вывески, как сварить олифу, нанести позолоту, подобрать инструменты и приспособления для работы, узнать какие бывают типы вывесок и как их писать, наконец. Короче, все что надо для скорейшего овладения профессией.

Далее говорит Митя Кузнецов:
«Музей Живой Старинной Вывески под открытым небом» — так называется проект, который родился в Этно-Кузне. В 2017 году мы начали возрождение старинной вывески 19 века в историческом центре Рыбинска. За полтора года в городе появилось более 30 вывесок в старинном стиле. Большая часть — 2/3 всех этих вывесок родились в Этно-Кузне. Для этого мне потребовалось несколько лет изучения старинной орфографии, шрифтов и технологий, которые использовались до революции 1917 года. Это совпало с реконструкцией старинной Красной Площади города, на которой мы и запустили пилотный проект.

В 2018 году в Рыбинске продолжилась реставрация исторического центра города, особенно улицы Стоялой. Это одна из важнейших улиц нашего города. Здесь проходила самая бурная жизнь в дореволюционные времена, были магазины, трактиры, стояли бурлаки и крючники. Я предложил придать фасадам зданий цвет, соответствующий цветовому коду русских городов 19 века.

Опять начал копать, полгода занимался исследованием по сохранившимся цветным фотографиям, старинным книгам, сопоставляя материалы того времени. Изучив нормативы периода 1860–1900 годов, я пришел к определенной «цветовой формуле» России и понял, в какие цвета чаще всего красили дома в то время и почему.

Следствием моих изысканий стало то, что администрация города доверила мне, музыканту, курировать восстановление Стоялой улицы и определить цветовой стиль фасадов и технологию их покраски. Полученных знаний уже было достаточно для работы. Далее нужно было вычислить правильные оттенки для покраски зданий. Их могли дать только подлинные образцы. Я раздобыл сохранившиеся с прошлого века натуральные пигменты сурика, охры, оксидов хрома, железа и других. Затем стал искать, где их взять сегодня.

С природными пигментами оказалось проблематично. Но я нашел аналоги, созданные синтезированным путем на старейшем заводе области. Поехал к ним в лабораторию, набрал пробники и стал экспериментировать. Через несколько недель мне удалось добиться 100% попадания в старинные оттенки.

Вывел формулу, пропорции и сочетаемость с разными базовыми современными красками. Я приходил к подрядчикам и замешивал краски. Можно сказать, каждое здание «прошло через мои руки». Также убедил маляров красить фасады кисточками, а не валиком, чтобы все выглядело более приближенным к старине. Оказалось, что все эти технологии более качественны и экономически в разы более выгодны.

После того, как на Красной площади старинные вывески прижились, мы решили продолжить эксперимент и на Стоялой. Инициатива совпала с решением администрации навести порядок в области рекламы в историческом центре города. Концепция была поддержана администрацией города вплоть до того, что на законодательном уровне было решено привести весь центр Рыбинска к единому стилю исторической рекламы.

На Стоялой улице я решил создать вывески полностью по технологии столетней давности, отказавшись от современных материалов. Вывеска 19 века была отражением культуры той эпохи, поэтому находится в гармонии с фасадами домов, построенных в то же время. Для изготовления вывесок в дореволюционном стиле я собрал артель из нескольких талантливых мастеров и художников.

Так как это арт-проект, было решено, что цена будет приближена к себестоимости изготовления и не будет дороже современной вывески, несмотря на ручной труд. Владельцы торговых точек, для которых мы изготовили их, проявили себя как меценаты проекта, за что им низкий поклон. И «Музей Живой Старинной Вывески» стал жить на реконструированной улице Рыбинска.


foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий