Поиск

Мальдивы — Мале и окрестности — полезные советы


Общие сведения. Мальдивы — типа как Чукотка: людей мало, все они разбросаны, доставка дорогая, и чем меньше населённый пункт, тем меньше товаров и услуг, меньше ассортимент, и выше цены. Особенно дорогие фрукты! Куда-то добираться можно или самолётом (быстро и дорого), или морским путём (долго). Но и как на Чукотке, есть свои методы удешевления, а самый недорогой город Мальдив — Мале.

Мальдивы состоят из атоллов, каждый атолл — группа маленьких островков, с самолёта выглядит как какая-то плесень на воде, или как чайный гриб в стадии своего зарождения. Всего 1100 островов, из них около 100 обитаемых. В отличие от Индонезии, все острова очень плоские, ни одной горы нет, верней есть одна гора высотой три метра. Мальдивы — самая низкая страна мира, и удивительно, что её ещё не снесло какое-нибудь цунами. Известное цунами 2004 года, с эпицентром под Бандар-Ачехом, дошло до Мальдив только своим кончиком, поэтому страна и сохранилась.

Мальдивы — мусульманская страна, все её граждане мусульмане, но есть ещё не граждане — труженики из Индии, Шри-Ланки и Бангладеш. Все религиозные заведения — только мечети, хорошие, чистые, приятные, уютные. Мечеть есть на каждом обитаемом острове, действуют во время всех пяти молитв. Во время молитв все магазины, в теории, закрываются на 15-20 минут, а на практике на малых островах все закрываются, а в Мале кто-то закрывается, кто-то нет. Каждую пятницу имамы всех мечетей Мальдив читают одну и ту же проповедь по бумажке, которую заранее присылает им из центральной мечети главный имам. Храмов других религий на Мальдивах нет, исповедовать другие религии или быть атеистам мальдивцам запрещено. На обитаемых островах запрещён алкоголь, свинина и собаки. Если человек ввозит алкоголь в Мале и это обнаружится, то его могут отобрать в спецхран, вернут при вылете. Женщины на Мальдивах, не все, но 90%, ходят в хиджабе и купаются в нём же, а мужчины купаются в шортах до колен или ниже.

IMG_20190327_125402
Курить можно, но курят немногие. Гадить на улицах нельзя, фекалий человека нигде нет, это вам не Индия, но валяется довольно часто мусорок — пластиковые бутылки, картонки и т.п., пока их не подберёт дворник. Фотографировать всё можно, кроме здания Министерства обороны и нескольких военных объектов. Милиционеры никак не проявляют свою активность, иногда проходят или проезжают по улицам Мале, никого не трогают, регистрацию не делают и не смотрят, паспорт не спрашивают. Нищих нет вообще (не обнаружено). Никаких добытчиков денег из воздуха, уличных музыкантов, продавцов открыток, живых статуй не видно. Впрочем, никаких статуй не видно, неживых тоже!

Есть частные острова, где находятся курорты-ресорты для иностранцев. Тут шариат не действует, тут продаётся алкоголь (для иностранцев, по очень завышенной цене), тут можно купаться женщине в купальнике (но не топлесс), а мужчине в трусах (но не нагишом). При выезде с таких островов могут проверять на наличие алкоголя, чтоб не провезли бухло в основные приличные шариатские Мальдивы. На практике проверяют только подозрительных местных.

Мальдивцы говорят на языке дивехи и на английском. Английский знают очень многие. На нём печатаются журналы для богатых, реклама дорогих товаров тоже на английском. На дивехи — религиозная литература, предвыборная агитация, речи Президента и депутатов и прочее, предназначенное для внутреннего употребления только. Дивехи пишется справа налево, чем-то с виду напоминает арабский, но слов арабских в нём очень мало и буквы всё же другие. На практике изучать его необязательно.

Деньги на Мальдивах называются руфии, 1 руфия = 4 рубля с копейками, 1 доллар = 15,5 руфий. В гостиницах, в магазинах сувениров, да и почти повсюду, готовы принять доллары по курсу 15. На курортах все цены часто в долларах, на частных островах руфия вообще не в ходу, долларами платить нужно. Обменников в Мале много, меняют в основном доллары на руфии; а вот банкоматы жмотские, одни не принимают наши карточки, другие хотят комиссию 100 руфий (415 рублей). Кто знает, какой банкомат в Мале выдаёт деньги без комиссии — сообщите для науки. Оплата товаров по карточке возможна в некоторых супермаркетах в столице и на ресортах, но лучше иметь при себе наличность в руфиях.

Есть купюры в 500, 100, 50, 20, 10 и 5 руфий. Все они пластиковые, непромокаемые. Монеты есть в 2 руфии (двухцветные бимиталличские и обычные), 1 руфия, и копейки, которые называются почему-то лари (привет грузинам). Есть копейки в 50, 25, 10, 5 и 1 лари, но в обороте встретите только 50 и 25, мелкие только в банке есть.

Между основными островами Мальдив ходят государственные паромы, которые недорогие. Цены на проезд: Мале—Виллингили (ближайший остров) 3,5 руфии; Мале—Аэропорт 10 руфий, Мале—Тайлафуши 11 руфий (плыть 45 минут); Мале—Гули (1,5 часа плыть, 25 км морского пути) 22 руфии. Кроме госпаромов есть частные, цены могут быть любые, на те же Гули есть ещё частный паром, 20 руфий местным, 30 иностранцам, есть быстрый, 100 руфий, и есть ещё один быстрый, там уже 25 долларов проезд. Есть далеко идущие паромы на север и на юг, куда плыть сутки, на гос.пароме примерно за 35 долларов. Паромы отправляются с разных точек Мале, с разных сторон острова.

Очень много местных самолётов, особенно гидросамолётов — вечером они приземляются каждые несколько минут, стоимость перелётов по стране от 100 долларов и выше, для местных вроде как есть 50% скидки на эти самолёты и скоростные лодки.

Климат Мальдив постоянно тёплый — днём около +33, ночью около +28. Температура воды около +30 круглый год. Комаров нет в столичной агломерации, им и разводиться негде — нет ни речек, ни озёр, да и травят их профилактически антикомариным газом — но говорят, что они ещё встречаются на некоторых островах.

Каждый обитаемый остров на Мальдивах имеет, как и у нас на Чукотке, дизель-генератор, порождающий электричество. Также имеются заводики по опреснению морской воды. И электрчество, и вода получаются дорогими. Ахмад Иджаз из Мале сообщил, что за свой дом он платит: за воду 3000 руфий в месяц ($200), за электричество 7000 руфий ($420), при этом в доме (четырёхэтажном) живёт пятнадцать человек, кондиционеров он не использует. Сколько стоит киловатт-час, осталось неясным. Стоимость самого топлива невысока — в Мале 10,5 руфий за литр (45 рублей примерно).
IMG_20190327_123107
Выходной на Мальдивах — пятница. В пятницу днём на пару часов прекращает ходить весь транспорт, паромы, автобусы, закроются все магазины. И вообще пятница такой день, когда весь день транспорта мало и много чего закрыто. Если вы планируете в пятницу куда-то плыть, то выбор невелик.

Розетки — трёхдырки, как на Шри-Ланке.

Мобильная связь на Мальдивах дорогая. Особенно нужно предупредить, чтоб не использовали русские симки в роуминге. Теле2 хочет 165 рублей за входящие и исходящие, и Интернет у них в роуминге — 700 руб за мегабайт.
Шри-Ланкийский "Диалог" гуманнее — 63 рупии (20 рублей) за мегабайт и 50 рупий (15 рублей) за входящие или исходящие звонки.
Можно купить местную симку, но цены для туристов какие-то завышенные, типа 15 долларов за минимальный пакет. Но вам звонить-то часто и не потребуется, проще взять попросить телефон у прохожего и позвонить  с него.

Автостоп. Ездить автостопом тут почти негде, есть только одна длинная дорога: юг Мале—мост—Хулумале — около 8 км, длинней не найти дороги нигде в стране! По ней мы и проехали автостопом! Останавливаются не все. Нужно знать, что с жёлтыми номерами — таксисты, и не стопить их, хотя они и преобладают в потоке.

Попадание из других стран. Самолётом попадают на Мальдивы 99% посетителей. Основной международный аэропорт — Мале, сюда летают и с Ближнего Востока, и с Юго-Восточной Азии, и с Индии, и с Москвы есть прямой рейс, и со Шри-Ланки. Все билеты на Мальдивы и с Мальдив дорогие, никаких перелётов дешевле $100 обычно не встречается; на Шри-Ланку или обратно — Emitares или China Southern за $100-150, в Индию или обратно — от $100, в Куала-Лумпур или Бангкок, как ни странно, цена такого же порядка, причём в КЛ или обратно бывает менее $100 (Air Asia). Пассажирских пароходов из других стран нет, кроме одного круизного, курсирующего по маршруту Коломбо (Шри-Ланка) — Индия — Мале — Коломбо, стоимость проезда выше самолётной. Некоторые граждане попадают на Мальдивы на яхтах или других своих плавсредствах, но эта тема подробно не изучена.

Кроме Мале, есть ещё, кажется, три международных аэропорта — на северных и на южных Мальдивах. Можно прилететь в один аэропорт, добраться по морю на другой остров и оттуда улететь в другие страны.

При перелёте на Мальдивы нужно иметь обратный авиабилет или билет в третью страну (его часто проверяют), а также бронь гостиницы хотя бы на первую ночь (подлинность брони иногда могут проверить). При соблюдении условий российским гостям ставится небольшой бесплатный въездной штамп на 30 дней. При улёте с Мальдив тоже могут что-нибудь спросить — у нас попросили показать кредитную карточку, с которой приобретался билет.

Аэропорт Мале находится на отдельном острове. С недавних пор аэропортовский остров соединён с Мале мостом. Таким образом, имеется одна современная автострада Мале — аэропортовский остров — Хулхумале, по которой ходят автобусы. Автобус с автовокзала Мале в аэропорт ходит с утра до вечера примерно каждые полчаса; из центра Хулхумале в аэропорт ходит автобус круглосуточно каждые полчаса. Оба автобуса берут за проезд 20 руфий, багаж включён в стоимость.

От аэропорта в центр Мале и обратно ходят также небольшие кораблики, круглосуточно. Ночью каждые 10-15 минут, ночью каждые полчаса. Проезд 10 руфий (ночью, говорят, 20). Также можно добраться с аэропорта в любую точку Мале и Хулхумале на такси.

Аэропорт имеет два крыла — местное и международное. Внутренняя часть, там, где кондиционеры и розетки, закрывается на ночь в 23:00. Ночевать в кондиционированном помещении нельзя. Имеется перед входом в международный терминал сотня стульев ожидания под навесом, на них или под ними можно спать, если рейс рано утром или поздно вечером. Милиция не гоняет, чисто, но стулья имеют ручки, поэтому спать на нескольких стульях сразу весьма проблематично. Рядом имеется конторка почты, работает круглосуточно, можно купить и заполнить открытки и тут же отправить их.

В аэропорту нет бесплатного wi-fi. Только при наличии местного телефонного номера можно получить, в местном терминале, смс-ку и код доступа. На иностранные номера смс-ка не приходит. Также в аэропорту нет дешёвых столовых, съедобных магазинов и супермаркетов. Розетки имеются. В предполётном зале тоже нет бесплатного wi-fi, но есть пара стоек с компьютерами (на момент посещения — неработающими).

Столичная агломерация Мальдив включает собственно исторический город-остров Мале, где обитает Президент и ещё 140,000 его подчинённых, где находятся самые древние мечети и основные неприродные достопримечательности; остров-город Хулхумале, который наращивается искусственно, здесь строятся при помощи китайцев самые высокие жилые здания Мадьдив, тут удивительно просторно; и аэропортовский остров, на нём только аэропорт. В столичной агломерации живёт половина жителей страны, здесь самые низкие цены на все товары, дешёвые столовые и удобный перелёт. Мале и аэропорт (и далее Хулхумале) соединены современной дорогой, там есть мост, построенный китайцами — мост китайско-мальдивской дружбы длиной 1,5 километра, единственный длинный мост на Мальдивах, открыт в октябре 2018 года.

Мале.

Столичный город Мале имеет размеры примерно 2х1,5 километра. Здесь обитает и работает Президент, местная Госдума, министерство обороны, есть Национальный Музей, несколько древних мечетей и 30 современных. Здесь можно приобрести различные бытовые товары, которых может не быть на маленьких островах, сувениры, одежду, в самом большом для Мальдив ассортименте (но по сравнению с ЮВА, Европой или Россией — всё дорого и выбор скромный).

Устройство города такое:
северная набережная, Площадь Республики (Джамахирия майдан), Президентский причал, Министерство обороны, основные мечети — на севере города.
южная часть — транзитное шоссе, паромный терминал на Виллингили, Тайлафуши и Гули (юго-запад), автовокзал, главная ментовка и электростанция (южная часть острова).

Средняя этажность города — 5-8 этажей. Улицы почти все узкие, наполовину заставлены мотоциклами — их тут тысячи. Впрочем, каждая улица имеет тротуар с одной стороны (справа или слева), куда мотоциклы в теории не ставят, по этой стороне улицы и можно передвигаться. Движение на многих улочках односторонее. Городского транспорта нет, только таксисты. Они ненавязчивы, стоимость проезда в любую точку острова — в пределах от 20 до 30 руфий. Пустых пространств в городе практически нет, только стадион, центральная площадь (мейдан Республики) и пара кладбищ. Город-остров неоднократно расширялся искусственно и сейчас подошёл к естественному пределу своего расширения.

В столице есть несколько десятков супермаркетов, продающих консервированные продукты из Малайзии, Таиланда, Шри-Ланки, Индонезии, Эмиратов,… и даже Кореи, Японии, Франции. Российских продуктов нет. Стоимость всех консервов, соков, газировок не очень велика и составляет примерно 1,5 от привычной средней супермаркетной цены в этих странах (соки от 20-25 руфий, сгущёнка от 18 руфий, бобовые консервы от 12 руфий). Встречаются продукты с истекающим сроком годности, пролежавшие почти год на полке магазина — на них бывают очень хорошие скидки, от 50% до 80% (йогурты за 3-5 руфий вместо 15-20 и проч).  Вкус продуктов, пролежавших на полке год, не всегда похож на обычный вкус.

Местного производства есть только вот что: вода питьевая недорогая (она тут добывается из морской воды путём дистилляции; поллитра 4 руфии, литр или полторашка 5-6 руфий), кока-кола (единственно тут в мире она тоже делается из морской опреснённой воды), консервы из тунца (от 15 руфий = 1 доллар) и хлеб. Хлеб печётся из привозной муки и стоит от 14-15 руфий за маленький микро-батончик или белый нарезанный небольшой хлебчик. Вообще хлеб тут не популярен.

Самое дорогое тут — фрукты-овощи. Килограмм бананов стоит 80-150 руфий ($5-10), огурцы и картошка все по ценам дороже европейских, небольшая долька арбуза — $1. Фрукты выращивают на отдельных специальных островах, кроме кокосов, которые есть почти везде.

Столовые. В Мале, вероятно, сотня столовых. Из них пара десятков дешёвых столовых, которыми владеют жители Бангладеш. Цены у них такие: тарелка риса с овощами — 30-40 руфий, чай очень дёшев — 2-3 руфии, тарелка риса с чем-нибудь мясным или вкусным — 50 руфий, нижняя обнаруженная цена на рис с овощем — 21 руфия. Еда не такая острая, как в их родном Бангладеш. Кроме этих народных столовых (они видны невооружённым глазом, в них всегда народ пасётся), есть буржуйские кофейни, чайные и рестораны; в простых кофейнях вам продадут за 25-35 руфий чашечку чая или кофе, а в дорогих вообще цены могут быть любыми. Макдоналдсов в Мале не обнаружено, одна вывеска KFC встречена в аэропорту, заведения с wi-fi весьма редки и нам не попадались.

Рынок. В северной части Мале есть фруктовый рынок, куда привозят местные и импортные фрукты, по чукотским ценам. Рядом ещё есть рыбный рынок, где можно купить тунца, большую такую рыбу весом килограммов двадцать. Рынки, по азиатским меркам, весьма небольшие.

Почта. На северо-востоке Мале есть главпочтамт, где можно купить марки на международные открытки по 15 руфий ($1) за одну марку. Сами открытки можно приобрести в сувенирных магазинах по 5 руфий, а на почте они не продаются. Отправка грузов и посылок с почты не изучалась, но на взгляд это тут дорогое удовольствие.

Достопримечательности делятся на платные и бесплатные. Национальный музей (здание, построенное китайцами в подарок мальдивцам) — вход местным 20 руфий, иностранцам 100, на скидку не уламываются, бюрократы. Центральный парк с деревцами и фонтанчиком размером 1 гектар — местным бесплатно, иностранцам 75 в будни, 100 в выходные! Ещё есть несколько совсем маленьких местных парков, размером от одного дерева (!) + лавочки, они бесплатные для всех. На стадионе можно побегать, если не жарко, использовать лесенку и брусья, это тоже бесплатно. Есть историческая пятничная джума-мечеть XVII века (немусульманам вход не дозволен, или нужно заказывать спецэкскурсию, тогда можно). Есть большая мечеть и исламский центр — сюда можно и неверующим, но не во время молитвы. Есть одна небольшая, ещё более древняя мечеть: местные говорят, что ей более 900 лет и она была переделана из буддийского храма в 1153 году, когда мальдивцы приняли ислам, но никаких табличек или пояснений на самой мечети нет.

Ночлег. Если заранее посмотреть на сайтах типа Booking.com, то маленькая комнатка стоит тут от $40 за ночь, а обычнее от $50-60. Иногда встречаются распродажи или скидки на сайте Agoda, или что-то найдётся через Airbnb — от $35 за комнатку. Не увлекайтесь этими предложениями. В самом Мале сотни предложений жилья, все стены ими обклеены. Везде объявления — сдаются, сдаются комнаты, квартиры, посуточно, помесячно, с кондиционером, и без оного. Нижняя цена суточной квартиры в объявлениях — $30, вы может найдёте и дешевле, если будете звонить туда, где написано только на бангладешском (бенгальском) языке; месячные от $800, но если вам отчего-то нужно жить месяцами в Мале, звоните, найдёте верно и дешевле, но не забудьте про высокие коммунальные платежи.

Хостелов многокоечных в Мале совсем немного, а дешёвых и не найдено.

На окружающих островах есть варианты ночлега за любую сумму. От $30 за комнату на каких-либо выселках, до $500 в ночь на соседней Курумбе. Если внимательно смотреть, почти у всех гостиниц и ресортов есть ещё строчка "Налоги и сборы", которые могут быть очень большими. У вип-ресортов может быть, например, 48,000 рублей в ночь за номер + ещё 98,000 налоги и сборы (и это с завтраком, а за обед нужно отдельно платить, и немало, пролетарских столовых на мини-островах нет). Внимательно читайте сайты — самые дешёвые места часто указывают небольшую сумму, чтобы попасть на глаза вам в Букинге, а там ещё налогов и сборов вдвое больше. За $45000 в сутки можно свой небольшой остров арендовать, уже с обслугой.

Бесплатный ночлег. С палаткой в Мале поставиться просто негде — всё застроено. Но можно поехать в Хулумале, там много ещё незанятых пустырей, где вас ночью никто не увидит (но в 6:30 утра разбудит разгорающееся солнце: леса нет, чтобы в тенёчке поставиться, лишь редкие кокосовые пальмы). Можно найти ночлег через сайт Couchsurfing.com, среди жителей Мале и соседних островов есть гостеприимные люди, но писать им нужно заранее и чем-то заинтересовать. Многие вообще могут не ответить вам, поэтому пишите больше запросов. В аэропорту можно ночевать, но не коморфтно, так как из приятного чистого кондиционированного зала отправления выгоняют на ночь. В мечетях чисто и аккуратно, мечети есть повсюду, и в Мале, и на каждом острове, но следов ночующих там не было обнаружено. Иных религиозных заведений в стране вообще нет.

Туалеты. В Мале их немного, видимых туалетов. Можно найти туалет в мечети (мечетей в Мале около 30), или в столовой. На юго-западном морском вокзале тоже есть туалет.

Виллингили. Остров-дача, к западу от Мале, сюда местные ездят отдыхать. Есть пара столовых, несколько магазинов, паромы с Мале ходят каждые 10 минут.

Тайлафуши. Остров-пролетарий, где есть свалка, свозят сюда весь мусор с Мале и окрестностей, и он горит. Сюда же свозят металлолом. Тут же — газовая фабрика: с кораблей приходит жидкий газ, его в большой такой баллон закачивают, а из него уже заполняют в обычные баллоны, как у нас на дачах, и развозят на баржах эти баллоны по соседним островам. Тут же и другие пролетарские заводики и труженики с Бангладеш. Есть дешёвая столовая, пара мечетей, паром 10 раз в день, цена 11 руфий.

Курумба. Остров-буржуй, где отдыхают постоянно около 400 мистеров, среди них немало наших соотечественников. За десять дней отдыха тратят они около 1 миллиона рублей на двоих. Помогают им в отдыхе 500 человек персонала, среди них тоже есть наши соотечественники.

Гули. Тихий остров на юг от Мале, на нём человек двести местных жителей взрослых, занимаются ремонтом кораблей. Также есть пляж и пляж для иностранцев, несколько домиков отдыха, несколько магазинов (цены 1,5 от Мале) и мечеть. Вода из крана на Гули плохая, тут уж придётся покупать бутылочную.

Хулумале. Самый большой остров. Сюда ходит автобус (двухэтажный) с автовокзала Мале, каждые 15 минут. Проезд в автобусе 10 руфий, но нужно ещё за 20 руфий купить карточку на проезд. Интересное свойство: с багажом нельзя в этот автобус! только налегке.

Остров Хулумале насыпали специально, чтобы переселить сюда всех, кто не помещается на других островах. Китайцы строят огромные (для Мальдивских стандартов) здания. Тут есть широкие улицы, большие супермаркеты (цены как в Мале), магазины, банки, рынок, мечети, гостиницы, длинный пляж. Весь Хулумале как большая стройка. Тут же есть пустыри, где предположительно можно поставить палатку.


Далёкие атоллы и острова. Можно попасть, в принципе, и туда, имея запас времени или денег. С ночлегом постарайтесь заранее списаться с местными Коучсёрферами, кто-то есть не только в Мале. Можно ли ставить палатку на всех островах — непонятно, не будут ли гонять, если заметят. Расскажите мне о своём опыте палаточной жизни на Мальдивах, я буду знать больше и передам населению! — Дров и деревьев мало, вода солоноватая и не везде есть краны (но в мечети всегда есть). Стоимость еды и платного проживания на островах самая разная. На больших островах есть конкуренция и цены сносные, а вот на микро-островах и магазины дороги, и столовая может быть одна и цены ужаснейшие, и гостиницы могут быть в сговоре и цены возвысить. А дешёвая транспортация на острова может ходить не каждый день. Особенно в пятницу, скорее всего, ничего не поплывёт.

В общем, страна интересная, но специфическая. Как я уже сказал, типа Чукотки, только теплее. Для более подробного изучения её требуется или много времени, или много денег. А лучше и того, и другого. a-krotov.livejournal.com

Добавить комментарий