Поиск

Путешествие по «королевству» Иоганна Штрауса


Совсем недавно я была на одной из концертных программ Театра «Новая опера». В тот вечер его сцена была отдана четырем королям оперетты, среди которых, разумеется, был и он – Иоганн Штраус -сын.

Нынешний же галла-концерт уже полностью был посвящен его притягательной музыке.

4 апреля исполнится ровно 10 лет, как на сцене «Новой оперы» идет совершенно изумительный спектакль «Иоганн Штраус – король вальсов» (этой информацией поделился со мной фанат спектакля, посмотревший его за это время как минимум двадцать раз!!!).

Несмотря на название концерта, в программу вечера, наряду с пятью чарующими вальсами («Венская кровь», «Сказки венского леса», «Императорский вальс», «Весенние голоса» и «На прекрасном голубом Дунае»), включены не менее прекрасные, вышедшие из-под нотного пера Штрауса польки («Пиццикато-полька», «Трик-трак», «На охоте» и «Гром и молния») и даже «Персидский марш»!
Не обошелся галла-концерт и без блистательно исполненных солистами «Новой оперы» сцен из знаменитых оперетт – искрометной и зажигательной «Летучей мыши» и колоритного, насыщенного венгеро-цыганскими интонациями «Цыганского барона», в которых господствует стихия танца, представленная в разнообразных проявлениях вальса, польки, галопа, чардаша.

Вместе с оркестром и солистами «Новой оперы» зрители на два часа отправляются в путешествие по «королевству» великого композитора.

Концерт открывает увертюра к одному из лучших сочинений Штрауса — «Летучая мышь» (1874), в которой с бесподобной легкостью объединены основные танцевальные темы этой оперетты.
Еще на суд зрителей были представлены куплеты Адели, куплеты и тост Орловского, терцет Айзенштайна, Розалинды и Адели, а также финал II и III действия этой оперетты.




Одним из моих открытий в этот вечер было то, что партия князя Орловского изначально была предназначена композитором для меццо-сопрано, затем ее стали исполнять и баритоны.
В первом отделении галла – концерта на сцену с куплетами Орловского выходит Анна Синицина (меццо-сопрано),

а во втором тост Орловского исполняет Александр Попов (баритон).

Несмотря на то, что Анна Синицина появилась на сцене с литровой бутылкой «Русской водки», которую тут же начала предлагать дирижеру (лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Лебедев), куплеты она исполняла на немецком языке, поэтому не могу сказать, о чем там шла речь и почему Орловский во время их исполнения аж выхватил пистолет, но смотрелся этот номер очень эффектно.





Другая, не менее шедевральная, оперетта Штрауса «Цыганский барон», была представлена в концерте дуэтом Саффи и Баринкая, дуэтом Арсены и Мирабеллы, куплетами Баринкая и куплетами Зупана. Часть из них исполнялась на русском языке, другая – на языке оригинала (что гораздо сложнее для зрительского восприятия).




Вторым же моим открытием стала шуточная «Пиццикато-полька», написанная Иоганном Штраусом в соавторстве со своим средним братом Йозефом, о существовании которого я тоже узнала только в этот вечер (вот вам и третье открытие).
Оказывается, итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на струнных смычковых инструментах. Все мы, конечно, знаем, что на скрипке, альте, виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам. Но если композитор около нотной строчки струнного инструмента пишет pizz., то есть сокращение слова pizzicato, то исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки. (Слово «пицца», кстати, однокоренное, это — блюдо с «защипанными» краями).

Столь необычное исполнение оркестром «Новой оперы» этой польки произвело на меня очень сильное впечатление!


Кроме упомянутых мной Анны Синициной и Александра Попова, в концерте принимали участие лауреаты международных конкурсов — Галина Королева (сопрано), Елена Терентьева (сопрано), Ольга Терентьева (сопрано), Ольга Ионова (сопрано), Вениамин Егоров (тенор),Дмитрий Орлов (бас), а также Галина Бадиковская (сопрано) и Александр Мартынов (баритон). Я не знаток вокального искусства, на мой взгляд (слух) все были хороши!

А вот сердце мое просто покорила спевшая вальс «Сказки Венского леса» Елена Терентьева, в голосе которой я услышала и хрустальное журчание ручья и щебетанье птиц…Браво!!!

Кстати, если верить кадрам из голливудского кинофильма о жизни Штрауса «Большой вальс», «Сказки…» родились у композитора во время поездки по лесу под скрип кареты и цокот конских копыт (вот так все прозаично).

Галла-концерт охватил только малую толику произведений Иоганна Штрауса, ведь за свою жизнь этот великий композитор создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет.

Но спасибо Театру за возможность хоть прикоснуться к искусству самого выдающегося представителя музыкальной семьи Штраусов.

Фото сделаны мной на 73 спектакле, прошедшем 22.03.19.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий