Поиск

Избранный / El elegido (2016). ОБЗОР ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА


На днях наткнулся на испано-мексиканский фильм "Избранный" ("El elegido"), посвященного покушению на Троцкого. Никогда о таком раньше не слышал, да и вообще фильмов на эту тему, окромя говносериала "Троцкий", не смотрел. Режиссер и сценарист фильма — некий Антонио Чаварриас. Не знаю, кто это, но судя по всему, человек опытный и имеющий вес в испанском кино. До этого у него же был какой-то политический триллер, да и много копродационных проектов. В общем, решил ознакомиться — и не пожалел. Пожалуй, это лучший фильм по теме, что был пока сделан, а может, и будет.

Ценность фильма в том, что это, по сути, редкий представитель художественного кино, который показывает не вымышленную сценаристом картинку, а действие, которое по большей части опирается на историческую реальность. Все мы знаем, что кино "на основе реальных событий" очень часто от этих событий отходит кардинально — но тут совершенно другая история. Как раз почти все, что тут показано, и было в реальности, и историческим фактам сценарий следует достаточно точно. Редкая штука в кинематографе. Конечно, при таком подходе шедевра не сделаешь — необходимость следовать истории ограничивает художника, и в итоге второго "Броненосца Потемкин", где можно показать псевдоисторические расстрелы, не получится. Но зато получается кино важное, неоднозначное и честное, как и сама жизнь. Вот это — именно такой случай.

"Избранный" характерен тем, что он буквальным образом реконструирует всю эпопею Меркадера по убийству Троцкого. Начинается все с его боев в Испании (заметно, что масштаб боевых схваток небольшой, но это мелочи), потом буквально по месяцам демонстрируется его работа на НКВД, подготовка в Москве, знакомство с троцкисткой Сильвией Агелофф и проникновение через нее в дом Троцкого в Мексике, а потом и собственно кульминация. Абсолютное большинство событий, которые есть в фильме — совершенно реальны и воссозданы по историческим источникам. Действительно Меркадер притворялся бельгийцем, а потом американцем, действительно было убийство агентами НКВД своего человека в резиденции Троцкого, американца Роберта Шелдона — и многое другое. Словом, процентов этак на 80 фильм соответствует историческим фактам. Даже актеры подобраны согласно историческим прототипам. Кроме, как ни забавно, Наума Эйтингона, который тут выступает под своим оперативным псевдонимом Котов. Вместо типичного еврея его играет высокий светловолосый британец Джулиан Сэндз, который со времен "Чернокнижника" (1989) ни в чем громком не засветился. Кстати, не так уж сильно изменился с тех времен и все время порывался переигрывать. Но надо отдать должное режиссеру — он ему в этом потакать не стал.

Порадовало, что русская тема обошлась практически без клюквы. Часть актеров русские, костюмы явно брали у нас же, с наградами тоже более-менее все в порядке. Есть, правда, шероховатости, но мелкие. Сомневаюсь, что Меркадера готовили в агенты в какой-то зимней избушке возле заснеженных гор. В одной сцене, кстати, весьма хорошей, генерал РККА одет в форму маршала. Ну, и еще мелькает в сцене присяги флаг РСФСР времен гражданской войны вместо куда более подходящего флага СССР. Но это мелочи для западного кино.

При этом не стоит думать, что это такая сухая реконструкция исторического расследования. Нет, многое ведь воссоздать просто нельзя — мы не знаем и не узнаем никогда, как, например, готовили Меркадера, как он ухаживал за Сильвией, и многое-многое другое. А многое наоборот, осталось за кадром — вся сложная эпопея с расследованием того же Шелдона, например, роль которого в этой истории до сих пор неясна, так как даже документы не говорят об этом однозначно. Или попытка полиции под влиянием компартии Мексики обвинить в первом покушении Сикейроса самого Троцкого, из-за чего она даже арестовала двоих его охранников. Все эти узкие места сценарий берет на себя, беря реальные события за основу для драматургической линии и одновременно добавляя вымышленные сцены. И в большинстве своем он справился с этим очень хорошо. Меня впечатлила драматургическая основа фильма, ряд хорошо продуманных сцен по вербовке, подготовке и работе Меркадера, отличные диалоги и вполне неплохая режиссура. Для некоторой остроты добавлены сцены, придающие исторической картине черты триллера — например, вымышленное убийство знакомца Меркадера в Мексике и сцена, когда Сильвия случайно чуть не разоблачила его. Они вымышлены, но теоретически могли быть — и фильм нисколько не портят. Хотя, правда, некоторые пафосные моменты в НКВД с демонизацией его я бы, пожалуй, поставил бы в минус — но их тут очень мало. При этом кино куда более многослойное и кроме политического триллера тут есть и история, и немного мелодрамы и чисто человеческая драма.

Да, помимо реконструкции кино показывает нам, по сути, перерождение Меркадера из простого честного борца революции в тайного агента двойного фронта, где он вынужден идти на двусмысленные и даже откровенно преступные поступки. Вопросы идеологии и возможности творения зла во имя политических целей не выпячиваются, но затрагиваются регулярно. Радует, что кино при несомненном сочувствии жертве и осуждении убийства не переходит в обличение, а достаточно взвешенно и спокойно показывает логику поведения обеих сторон. Меркадер не злодей и не убийца, он всего лишь делает то, что считает необходимым во имя революции, хотя под конец его явно обуревают сомнения. Разумеется, он не мог знать то, что мы знаем сейчас о лживости обвинений Троцкого, сталинских преступлениях и многом другом. Его всего лишь используют — причем даже сами его начальники лишь пешки в этом сложном механизме. Мне такой подход весьма импонирует, потому что он открыто показывает то трагическое и неразрешимое состояние, в каком пребывало коммунистическое движение тех лет, когда логика истории и исторических лидеров разводила по обе стороны баррикад честных и идейных людей. Было бы в связи с этим забавно посмотреть, как бы на фильм отреагировали сталинисты с их бесконечной уверенностью, что-де, враг народа это заслужил. Хотя, впрочем, вру… Не интересно.

Ну, и наконец, у фильма просто достойное техническое качество. Снимался он не только в Испании, но и Мексике, поэтому по части реквизита, декораций и костюмов все здесь отлично и уж куда лучше хваленого говносериала "Троцкий". Актерская игра в целом весьма прилична, хотя я не имею никакого представления о задействованных в проектах актерах. Немного меня расстроила операторская работа с рук, я не любитель такого, но надо отдать должное — колебалась камера совсем немного, можно не обращать внимание. Единственное — все-таки кино несколько подзатянуто, идет два часа — я бы уложил в полтора. Но увы, практически все испанское кино на моей памяти такое — подзатянутое, несмотря на стереотипы о испульсивности испанцев. И хотя, повторюсь — кино не может считаться шедевром, это, во-первых, очень добротная художественная реконструкция реальных исторических событий, которые можно смотреть просто ради исторического просвещения. Во-вторых, это просто достойная художественная работа, крепкая историческая драма с элементами политического и шпионского триллера. И наконец, в-третьих, этот фильм будет полезен каждому коммунисту, чтобы лучше понять контекст времени и логику тогдашних политических событий и то, что коммунизмом коммунизмом, а свою голову на плечах всегда надо иметь. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий