Поиск

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года


8ff0eb83ffd748ff149ac36cc01bd865.jpg

8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией с 9 августа 1945 года. Начало открытия боевых действий против Японии «Л-19» встретила в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ в бухте Улис во Владивостоке. Командовал экипажем капитан 3 ранга Кононенко Анатолий Степанович.

de0cca78c2f0baf54158d9793e12cce4.jpg
Кононенко Анатолий Степанович

Во исполнение этого решения подводной лодке Л-19 было приказано 19 августа 1945 года в 20.00 выйти из бухты Улисс (Владивосток) для следования в район порта Румой с задачами:
«• До 21.00 23 августа 1945 года – разведка северных подходов к порту Румой. Атака боевых кораблей в этом районе.
• С 21.00 23 августа 1945 года – уничтожение кораблей противника и донесение о их появлении на позиции "А". »

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: «Л-19» подводный минный заградитель XIII серии. Заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский завод) под стапельным номером 276. В 1936 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке производилась её сборка. 25 мая 1938 года субмарина спущена на воду, и 4 ноября 1939 года вошла в состав Тихоокеанского флота. В июле 1938 года корабль предполагалось назвать «Горьковец».

9633dda9292547d142d5251abf502186.jpg
Первый экипаж подводной лодки «Л-19», 1942 год.

Осенью 1943 года «Л-19» под командованием капитан-лейтенанта Алексеева Евгения Николаевича заняла первое место по результатам боевой подготовки на флоте, поэтому, когда в феврале 1944 года потребовалось заменить экипаж североморской «Л-20», экипаж «Л-19» как наиболее опытный в полном составе отправился на Север. Три месяца подводная лодка обслуживалась только стояночной вахтой, пока в мае 1944 года не был сформирован новый экипаж субмарины под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича. Кампанию 1944 года подводная лодка так же провела отлично, за что удостоилась переходящего приза – «Бюста маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова».

19 августа 1945 года подводная лодка вышла на позицию к порту Румой (район «А», северо-западное побережье Хокайдо) для срыва эвакуации южного Сахалина.

На самом деле субмарине ставилась задача, в первую очередь, разведки подходов к порту Румой в ходе подготовки к высадке советских войск на территории собственно Японии, и лишь затем атака боевых кораблей противника в случае их появления в этом районе.

На исходе 21 августа «Л-19» прибыла на позицию. К тому времени обстановка круто изменилась. Еще 14 августа Император Японии объявил о согласии прекратить войну на условиях союзников, а президент США Трумэн 18 августа ответил отказом на предложение СССР предоставить ему зону оккупации Японии на северной части острова Хоккайдо. Японцы спешно готовились к эвакуации южного Сахалина.

a52de2490a78525fe3f1fab241ea5041.jpg

После полудня 21 августа подводная лодка заняла назначенный район, а на исходе следующих суток с субмарины был получен доклад о потоплении одного транспорта и повреждении другого.

Утром 22 августа в точке 44°15' с.ш./141°26' в.д. «Л-19» добилась попадания торпеды в вспомогательную канонерскую лодку «Шинкё-Мару № 2» (мобилизованный одноименный пароход, 2577 брт), перевозившую японское население южного Сахалина в метрополию, на борту судна в этот момент было около 3,6 тыс. беженцев.

2ec81fb64a88b304b40bdcb63ef15fb9.jpg
«Шинкё-Мару № 2» (Shinkyo Maru IJN 1942).

Полученные судном повреждения позволили удержать его на плаву, через 4 часа оно выбросилось прямо на городскую набережную Румой. Несмотря на то, что судно удалось спасти, на его борту погибло и пропало без вести не менее 400 человек.

Подлодка не стала добивать едва держащееся на воде судно, посчитав его участь решенной, так как обнаружила еще одну цель, на этот раз пароход «Тайтё-Мару» (5950 брт), на борту которого тоже были беженцы (780 человек, по разным данным 553 или 667 из них погибли).

По данным К.Б. Стрельбицкого, «Л-19» преследовала судно пять с половиной часов, ведя огонь из орудия. Наконец, в 6 милях от Румой пароход был потоплен торпедами.

9af2b61593bbfcce00bc3fa9dad2b8e9.jpg
«Тайтё-Мару» («Taito Maru»)

В 21.30 22 августа комбригом было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира БПЛ гласила: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин".

b6e19025cbfc0538e21ddeb74bd767ac.jpg
Капитан 3 ранга Гаркуша Иосиф Иванович — командир 1-й
бригады ПЛ ТОФ с базированием на бухту Улисс (Владивосток).

В очередном донесении командир «Л-19» сообщил, что "… потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район – мин нет".

После того, как на подлодке было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир Л-19 запросил, как ему понимать свою задачу. Командир бригады ПЛ ответил: "Находиться в Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить".

В 5.50 23.08.45 г. командир Л-19 подтвердил получение РДО. В 15.22 23 августа от командира было получено донесение следующего содержания: "10.22 . Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Больше на связь «Л-19» не выходила и в базу не вернулась.

Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодки.

На борту подлодки в последнем походе находилось 64 членов экипажа. Весь экипаж подводной лодки Л-19 посмертно награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.

На территории соединения подводных лодок в бухте Улисс установлен мемориал – рубка однотипной подводной лодки, на этом месте проводятся торжественные мероприятия подводниками соединения.

96ae4d4304410e282934a55565e4a660.jpg

«Л-19» была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне. Поиски «Л-19» предпринятые летом 2005 гидрографическим судном «ГС-47» и в 2007 году экспедицией Дальневосточного государственного технического университета не дали результатов.

Источник

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий