Поиск

ШАФФНЕР. МОТЫЛЕК.


На этот фильм я наткнулся случайно, по запросу «кино по реальным событиям». Позже я конечно понял что для релизеров подобная надпись служит исключительно рекламным трюком, но и то что мне попалась эта картина нисколько не пожалел, не пожалел так же и о том что смог познакомится с несколькими фильмами Франклина Дж. Шаффнера.

Теперь уже вряд ли возможно точно установить, являются ли события изложенные в фильме и в книге Анри Шарьера, по которой и снимал Шаффнер, реальными, они похоронены вместе с автором, а так же в архивах французской юстиции. По здравому размышлению, сценарий фильма скорее представляет собой сагу, частично присочиненную, а впоследствии пересказанную, переработанную и дополненную, но черт возьми как же все красиво получилось.

Многие сравнивают «Papillon» с известным фильмом Дарабонта «Побег из Шоушенка», который в свою очередь, многие издания вознесли чуть не на самую вершину. Я же в своей собственной субъективной таблице «Мотылька» ставлю выше, и это не только потому что кинематограф семидесятых – моя слабость, на самом деле считаю «Мотылек» сильнее и в плане актерской игры и в постановке тоже. Если сравнивать эти два фильма, «Мотылек» представляется мне более зрелым, серьезным произведением, а «Побег» соответственно «мультяшным» что ли, хотя и он достаточно своеобразен и по своему интересен.

Теперь отмечу то что, по моему является сильными компонентами фильма. Самой, на мой взгляд, большой удачей явилась для Шаффнера игра Маккуина, можно смело сказать, что актер и так достаточно талантливый, харизматичный, всегда привлекающий внимание, в «Мотыльке» просто прыгнул выше головы. Его игра здесь достойна самой серьезной драмы, коей собственно «Мотылек» и явился, благодаря актерам в большей мере. То же самое можно сказать и о Хофмане, с той лишь разницей, что он просто держал планку и выложился по полной.

Еще одним сильным моментом явилась идея изменить сценарий с одного (как в книге) на двух героев, этим Шеффнер без всякой зауми, на пальцах, наглядно усилил главную идею, а именно «добивается тот кто действует», «тот кто опускает руки – сломался».

Ну и конечно сильной стороной явилась сама постановка, это просто работа зрелого, высокопрофессионального режиссера. Большое внимание к деталям, динамика, много необычных, оригинальных решений. Саундтрек идеальный, собственно музыка Голдсмита и была выдвинута на премию, почему не выдвинули хотя бы Маккуина – большая загадка. Хотя для меня лично это никакого значения не имеет.

Небольшое отступление на биографию режиссера, так как здесь, мне кажется, кроется специфика его творчества и «Мотылек» как одна из его вершин. Шаффнер сам по себе был цельной, сильной личностью, к слову, служил на флоте и принимал участие в боевых действиях. И актеров в свои фильмы брал харизматичных, не боялся каких то терок и столкновений.

Таким был Стив Маккуин, таким был и Джордж Скотт, сыгравший в следующем фильме Шаффнера, на мой взгляд недооцененном «Острова в океане» «Islands in the Stream» поставленном в 1977 году, по роману Хемингуэя.

«Острова в океане» составленный и отредактированный женой писателя после его смерти в 1970 году, резонно считается автобиографическим, и фильм Шаффнера, на мой взгляд, наиболее точно передает дух произведения. И тоже благодаря актеру сыгравшему в главной роли – Джорджу К. Скотту, человеку сложному, с неуживчивым характером и яркой харизмой, даже количество жен и детей у него было под стать самому Хэму.

Да, по большому счету, чувствуется что конечно книга была «сведена» не автором и имеет некоторую незавершенность, то же самое можно сказать и о фильме, однако то что и книга и фильм имеют мощную авторскую драматургию абсолютно точно. Ко всему прочему чувствуется что снимал человек близкий к теме моря и войны, к тому же настоящий художник – эпизоды в декорациях морских и тропических пейзажей, просто впечатляют.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно только пожалеть, что Шаффнер за свою карьеру снял слишком мало реально серьезных драматических картин, размениваясь на телевидение и жанровые ленты подобные «Двойнику» и «Планете обезьян».

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий